Как ни парадоксально прозвучит, но атомный флот зародился из ядерного взрыва. Использование нового вида энергии сулило чрезвычайно лакомые возможности и в первую очередь — неограниченную дальность походов и огромную мощность плавучего средства. Поэтому после успешного испытания в 1949 году ядерной бомбы развитие флота получило новый мощный импульс. Практически сразу развитие советского атомного флота пошло по двум равноценным направлениям — военному и гражданскому.
Подводная и надводная охрана морских рубежей
Вполне естественно, что первым получил «обновку» Военно-Морской флот. 4 июля 1958 года головная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» прошла свои первые мили на энергии ядерного реактора. На вооружении подводный страж советских рубежей, конечно, тоже нес ядерное оружие, что уже, в общем-то, не было чем-то особенным. К тому времени ракетное и ядерное оружие уверенно обосновались на ракетных и противолодочных кораблях типа «Бедовый» и «Комсомолец Украины», а также на ракетных и противолодочных крейсерах типа «Грозный» и «Москва», не говоря уже о многочисленных ракетных катерах.
Несмотря на мощь и надежность надводных кораблей, работавших на традиционной энергии, ставка была сделана на атомные подводные лодки (АПЛ). Основу ВМФ СССР составляли 33 АПЛ проекта 671РТМ и РТ и 12 — проекта 670 и 670М. Самыми мощными были семь подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А «Антей». Каждый из них был способен запросто уничтожить хваленую авианосную группу Соединенных Штатов.
Числились за советскими подлодками и другие рекорды. Так, в состав флота входили 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, среди которых была самая быстроходная в мире подлодка (проект 661) и самая глубоководная (проект 685).
Надводный атомный военный флот развивался более медленными темпами. Лишь в 1980 году ВМФ получил новогодний подарок — 30 декабря вступил в строй крейсер «Киров». Этот корабль с ядерной установкой был оснащен новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом. По сути, «Киров» представлял собой прототип корабля «арсенального» типа, о строительстве которого только сейчас подумывают в США.
Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий». Государственные испытания последнего с огромными трудностями начались в 1996 году, спустя 10 лет после закладки. Но это уже российская история атомного флота, к которой стоит вернуться чуть позже.
Уникальный ледокольный флот
Гражданский атомный флот представлен уникальной ледокольной гвардией и являет собой честь и славу ученых-атомщиков. В 1959 году в связке с корабелами-умельцами конструкторы создали первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Появление его было продиктовано активным освоением районов Крайнего Севера. В Восточную и Западную Сибирь шло огромное количество оборудования для разработки нефтяных и газовых месторождений. Обратно, тоже в гигантских объемах, возвращались руда, лесоматериалы и другие природные ресурсы. Чтобы два эти потока циркулировали в Арктике постоянно, требовались ледоколы, способные совершать длительное автономное плавание по Северному морскому пути.
Возможности атомных ледоколов были гораздо шире, чем у дизель-электрических. Во-первых, топливо у них не занимало огромных объемов в ущерб перевозимым грузам. Во-вторых, плавать до «дозаправки» ядерного реактора они могли сколь угодно долго — ресурс исчерпывался лишь запасами продовольствия и терпением экипажа.
Что касается «Ленина», верой и правдой 30 лет прослужившего борьбе со льдами и ныне ставшего музеем самому себе, на его счету первая доставка и высадка зимовщиков на льдину; продленная навигация на трассе «Мурманск — Дудинка — Мурманск»; непрерывная эксплуатация длиной в год. Это единственный ледокол, на котором была заменена одна ядерная энергетическая установка на другую.
Основу сегодняшнего ледокольного флота составляют ледоколы класса «Арктика». Шесть из девяти построенных атомных «ледорубов» относятся к этому классу. Они имеют двойной корпус (между ними расположены цистерны для водного баланса); могут находиться в автономном плавании до 8 месяцев.
В конце 80-х годов прошлого века в СССР появился класс более легких атомных ледоколов — «Таймыр». «Таймыр» и «Вайгач» оборудованы одним атомным реактором и имеют меньшую осадку. Это не недостаток, а достоинство, так как задача ледоколов данного класса — проводить корабли в устьях крупных рек.
Почти все советские и российские ледоколы — дело рук корабелов «Адмиралтейских верфей» и Балтийского завода в Ленинграде. Лишь «речники» «Таймыр» и «Вайгач» были построены на финской верфи, а затем отправлены в Ленинград для установки реакторов.
Создав атомные ледоколы, потомки прославленного вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, создавшего самый мощный не только в России, но и в мире ледокол «Ермак», продолжили, с лихвой приумножив, традиции великого морского полководца.
Увы, обойти с севера Новую Землю «Ермаку» не удалось. Зато в XX веке сбылось пророчество одного из современников Макарова:
«Черная полоса» атомного флота
К сожалению, были в истории российского атомного флота не только дни торжеств, но и долгие невзгоды. Лихие 90-е и «нулевые» годы катком прошлись по всей экономике России, едва не погубив и ее уникальный атомный флот. Из 243 советских атомных подводных лодок в новой России осталось чуть более полусотни. При этом более половины АПЛ нуждались в ремонте и замене аккумуляторных батарей. 185 атомных лодок были выведены из состава ВМФ.
Однако активные ионы реакторов остались на 108 атомоходах. Минатом РФ принял у ВМФ лишь порядка 30% АПЛ, предназначенных для утилизации. Остальные приходилось обслуживать.
Нелегко пришлось и атомным ледоколам. В постперестроечной России был спущен на воду только один атомоход — «50 лет Победы», под именем «Урал» заложенный еще в советские времена. Во многом экспериментальный и на сегодняшний день крупнейший в мире атомный ледокол несколько лет бестолково простоял у причала Балтийского завода и неоднократно подвергался риску утилизации. Пробивать лед трудягам было не для кого — караваны судов, перевозящих грузы, стали воспоминанием. Из-за отсутствия заказов экипажам атомных ледоколов приходилось хвататься за любую работенку. Многие кормились тем, что совершали экскурсионные круизы для богатых бездельников, в основном на Северный полюс.
Три атомохода: «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» — были выведены из эксплуатации.
Возрождение
Однако на смену дурным временам пришла настоящая эпоха возрождения. Начался период расцвета и для атомного флота. Тем более сроки сильно поджимают. Диктует их график вывода из эксплуатации атомных судов, выработавших свой ресурс. В «холодный отстой» на сегодняшний день отправлены не только «Арктика» и «Сибирь», но и «Россия», «Советский Союз» и «Севморпуть».
«Холодный отстой» означает, что судно выводится из эксплуатации на срок более 1 года, а для обратного его ввода в эксплуатацию требуется от трех недель до двух месяцев. Или не требуется, если за «холодным отстоем» следует утилизация.
К слову, сейчас рачительный подход возобладал. Так, «Росатом» взялся «реанимировать» атомный лихтеровоз «Севморпуть», который с 2012 года находится в «отстое» и в 2020 году должен был быть утилизирован.
Перспективы для восстановленного мощного атомного контейнеровоза в ведомстве обозначили так:
Параллели сходятся
«Военные» функции мирного контейнеровоза хочется оговорить особо. Атомный ледокольный флот и атомные суда, входящие в состав Военно-морского флота, — это не две параллельные линии. Как видим, иногда они пересекаются. Что чрезвычайно тревожит нашего заокеанского «партнера», возомнившего себя «пупом» земли и морей в придачу. Тем более что северный штат Аляска находится в зоне «арктических» интересов как России, так и США.
И речь идет не только о богатейших природных ресурсах, которые, как магнитом, притягивают американских толстосумов, а значит, и выполняющих их заказ обитателей Белого дома. В этом отношении имеющийся у нас атомный ледокольный флот на порядок выше американского. Как справедливо заметил сенатор от Аляски Дэн Салливан:
А губернатор Аляски Билл Уокер озаботился темой безопасности, усмотрев угрозу в возрождающемся российском атомном ледокольном флоте. Правда, он при этом «не заметил» размещения в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109. Зато наша страна отреагировала оперативно, посулив разместить в Арктике боевые ледоколы, которые смогут нести в том числе ракетное вооружение. Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин уточнил:
Да и сейчас наши северные рубежи – не бесхозные и беззащитные. Как минимум мирный ледокол «Советский Союз» может выполнять двойную функцию и в случае необходимости участвовать в активных боевых действиях. «Гостинцы» в виде боевых модулей и компонентов частично хранятся на складах, но кое-что находится постоянно на борту.
В семействе ожидается прибавление
Ну а самое главное, что возрождаться российский атомный ледокольный флот будет не только за счет старых ресурсов и разработок военных. Сегодня в эксплуатации ФГУП «Росатомфлот» находятся семь атомных судов. И новостные ленты информагентств достаточно часто сообщают о грядущем пополнении ледокольного семейства. Так, в середине июня на воду был спущен атомный ледокол «Арктика» — самый мощный и самый большой из существующих сегодня.
Его мощность — 60 МВт, длина — 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,54 тысячи тонн. Проектный срок службы — 40 лет. Льды почти трехметровой толщины ему нипочем.
Представитель Объединенной судостроительной корпорации Роман Черниговцев отмечает еще одну важную особенность:
Швартовые испытания «Арктики» ожидаются уже в конце 2017 года.
Следующими подарками под елку станет первый серийный ледокол «Сибирь», заложенный в прошлом году, и второй серийный атомоход «Урал», закладка которого произошла на днях с двухмесячным опережением графика. Сданы суда будут соответственно в конце декабря 2019 и 2020 годов.
Вряд ли им придется стоять на приколе в ожидании заказов. И на Северный полюс туристов возить, может, и станут, но лишь от случая к случаю, в свободное от основной работы время. Фронт работ атомоходам предстоит обширный. Новые ледоколы должны обеспечить России лидерство в Арктике и рост грузоперевозок по Северному морскому пути, который при хорошем раскладе может стать главным конкурентом южных маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы.
Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывает подробности:
Ну а в случае необходимости, совсем как в шуточной песне о «простом советском мирном тракторе», найдется в современной «начинке» российских атомных ледоколов и средство от потенциальных агрессоров.
Кстати, эксперты подсчитали: чтобы круглый год подводить суда к стратегическим объектам российского северного побережья, нужно дополнительно построить не менее 40 новых ледоколов различного класса. Выходит, мечта адмирала Макарова начинает сбываться:
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).