Вторую неделю я веселюсь. Каждый раз, когда я читаю о том, что в экономике Украины происходят позитивные изменения, которые станут ее основой для дальнейшего роста, я улыбаюсь. Нет, я смог стерпеть и не написать о том, что возможный рост ВВП по итогам II квартала будет в районе 1%. Для меня очевидно, что это не признак выздоровления, а просто случайное стечение погодных условий.
Я смолчал, когда Госстат отчитался о росте зарплат на Украине, несмотря на то, что читал отчет НБУ и понимаю его причины и последствия. Чашу моего терпения переполнило заявление о резком улучшении инвестиционного климата в стране. За первое полугодие прямые иностранные инвестиции составили 2 млрд долларов, что дало полуторакратный рост по отношению к прошлому году.
Этого издевательства я вытерпеть не смог, а потому читайте. О всех этих великих «перемогах» в одной статье…
ВВП
Министерство экономического развития Украины, а следом за ним и НБУ, выдали предварительную оценку ВВП Украины по итогам второго квартала 2016 года. По их расчетам рост составит целый 1%, а по данным НБУ даже чуть выше. И это после относительно провального первого квартала, когда на фоне низкой сравнительной базы рост ВВП составил всего 0,1%, то есть оказался в пределах погрешности.
Кто же стал виновником? Кто дал такой рост? Неужели кропотливая работа правительства? Нет. Виной всему Дед Мороз и Снегурочка.
Я не сошел с ума и не шучу. Именно долгое отсутствие Деда Мороза и Снегурочки зимой, а самое главное — весной 2016 года, позволило зерновым созреть ранее установленного срока аж на две недели. В итоге «жныва» (по-русски «жатва») на Украине началась в июне. Если в 2015 году украинские селяне к 1 июля не собрали ни одной тонны ранних зерновых, то в нынешнем сезоне страда началась 24 июня и на 1 июля было собрано аж 1,305 млн тонн.
Казалось бы, мелочь. Но при средней цене 160 долларов за тонну (цены на пшеницу, хотя на ячмень, который и был в основном собран, цена несколько выше) эта «мелочь» составила аж 208,8 млн полновесных долларов, что в менее стабильной гривне составляет порядка 5,1-5,2 млрд гривен или около 1% ВВП за отчетный квартал.
Сумма ВВП во втором квартале будет примерно 500 млрд грн.
А ведь «проделки» Деда Мороза и Снегурочки – это не только зерно, но и овощи, которые в нынешнем году тоже созрели раньше, что также дало некий «рост ВВП». Итого, за вычетом «сезонного фактора», ВВП Украины даже может быть ниже прошлогоднего, а скорее всего рост составит около 0%.
Все эти сезонности будут откорректированы к концу года и несколько снизят показатели ВВП в последующих кварталах.
В общем, как всегда, сегодня мы говорим о «перемоге». А когда через квартал вылезет «зрада», кто об этом вспомнит? Переходим к следующей «перемоге».
Рост зарплат и рост торговли
Одним из самых главных драйверов роста экономики Украины в первом полугодии стала торговля. Несмотря на относительно небольшие проценты роста (2-3%), ее удельная часть в ВВП довольно велика (15-17%). То есть рост в торговле дает еще до 0,5% общего роста ВВП. Откуда он взялся?
Вот сводная таблица по ЗП на Украине за 2015-2016 годы:
Что мы видим? На фоне замедления официального уровня инфляции (каким способом — мы увидим чуть ниже) Госстат Украины показывает рост средней реальной зарплаты по отношению к прошлому году (в июне 17%). Оставим пока в покое правдивость данных официальной инфляции (это тема отдельного экскурса) и посмотрим, что стало драйвером роста. Пройдя по ссылкам на сайт Госстата, мы легко их находим: рост зарплаты бюджетной сферы.
Конечно, можно только порадоваться за наших учителей и врачей, если бы не одно «но».
На днях вышел в свет очередной макроэкономический и монетарный сборник НБУ за июль 2016 года, в котором есть очень интересный график:
Как мы видим, зажатая после всплеска годичной давности денежная масса на Украине опять начала довольно быстро расти. Намного быстрее, чем идет рост экономики. А значит, рост торговли во многом вызван не тем, что экономика стала выбираться из кризиса, а попыткой ее перезапустить при помощи денежных вливаний.
К чему это приводит в среднесрочной перспективе, все мы хорошо знаем.
Почему же удается сдерживать инфляцию и как долго это может происходить?
На Украине более половины товара, продаваемого на рынке, — это импорт, который привязан к курсу доллара. За первое полугодие гривна к американской валюте ослабла не очень сильно, всего на несколько процентов. НБУ удалось справиться с резкими скачками в феврале и к лету стабилизировать курс. Стабильность курса валюты дает стабильность импортных цен, а значит, и позволяет сдерживать инфляцию.
Кто же помогает удерживать курс гривны на фоне продолжающегося падения экспорта?
Гастарбайтеры и положительный платежный баланс
В 2013 году на тот момент еще премьер-министр Украины Николай Азаров говорил о том, что через 2-3 года сектор ИТ станет одним из главных источников поступления валюты и драйвером роста Украины. Но вышло не так.
Майдан, евроинтеграция, курс на «великую аграрную страну» привели к тому, что масса населения на Украине стала лишней, и она в поисках заработков устремилась за кордон. В 2015 году сумма переводов в страну (только официальных) составила 5,84 млрд долларов или 6,45% ВВП, и страна стремительно вошла в 30-ку стран мира по этому показателю.
Лидеры в этом рейтинге Таджикистан и Киргизия.
Данные за первое полугодие говорят о том, что в 2016 году Украина поднимется вверх еще на несколько ступеней.
Рост переводов почти на треть. Если тенденции не изменятся, то в 2016 году цифра переводов составит 7,5 млрд долларов.
Но это только видимая часть айсберга. Согласно подсчетам экспертов, только 60% средств проходят в белую, остальное «заробитчане» везут нигде не засвеченным налом. То есть суммарно в 2016 году поступления валюты от «торговли людьми» на Украину составит не менее 11 млрд долларов, или одну треть от торговли товарами.
Прямо XVII век какой-то.
Таким образом, именно экспорт рабочей силы станет главным источником поступления валюты в страну. И именно благодаря этим деньгам сегодня на фоне проблем в экономике НБУ удается удерживать валютный рынок, платежный баланс, инфляцию и удерживать хотя бы нулевой рост ВВП. В общем, «здобулы» и продолжаем радоваться.
Иностранные инвестиции
И напоследок – последняя и самая главная «перемога» полугодия по версии официального Киева.
29 июля пресс-служба НБУ сообщила:
«За январь-июнь чистый приток прямых иностранных инвестиций оценен в 2,0 млрд долларов США, тогда как за первое полугодие прошлого года — 1,3 млрд долларов США».
Как дружно все «патриотические» ресурсы подхватили эту новость, и можно было только порадоваться за страну, если бы меня буквально не разрывало со смеху.
Если кто-то думает, что это наконец-то европейцы поняли перспективность украинского рынка и решили рискнуть, то он ошибается. И тут дело даже не в том, что это за инвестиции, а в том, кто вкладывает свои деньги в Украину.
Для начала несколько сообщений конца 2015 — начала 2016 года:
«Наблюдательный совет ″Сбербанка″ России принял решение увеличить уставный капитал дочернего банка в Украине на 4,3 миллиарда гривен, или на 52% – до 12,5 миллиарда гривен (490 миллионов долларов)».
«Наблюдательный совет российского банка ВТБ одобрил докапитализацию украинской «дочки» на сумму до 8,9 млрд гривен».
«Наблюдательный совет Внешэкономбанка подтвердил решение собрания акционеров дочернего банка в Украине — ″Проминвестбанка″ — о докапитализации на 20 млрд грн путем дополнительного выпуска акций».
Думаю, достаточно. В общем, пока у меня нет точных данных, сколько в этих 2 млрд долларов денег российского банковского сектора, но статистика за 2015 год и требования НБУ до 1 июля 2016 года произвести докапитализацию российских «дочек» говорит, что много:
Как мы видим, и в прошлом году «прямые иностранные инвестиции» были наполовину обусловлены вливаниями госбанками России капитала в свои дочерние украинские структуры. И если кто-то думает, что 21% инвестиций иностранного банковского капитала – это рисковые европейцы, то он опять ошибается. Достаточно вспомнить «Альфа-группу», которую все, кроме экспертов США и Европы, считают европейской банковской группой.
Продвинутые и собаку съевшие на этом деле американцы до сих пор считают ее русской компанией, при помощи которой Россия продвигает свои интересы там, где по политическим мотивам госбанки РФ этого делать не могут.
Кстати, «Альфа-Банк» в 2015 году докапитализировал свою «дочку» на 3,1 млрд грн.
А если вспомнить, что «Альфа-групп» в прошлом году заявила о приобретении одного из самых крупных банков на Украине — «Укрсоцбанка», то все становится на свои места.
2/3 прямых иностранных инвестиций на Украину в 2015 году – это российский банковский капитал в том или ином виде. И в 2016 году картина принципиально не изменилась. Вероятно, благодаря требованиям НБУ по докапитализации украинских «дочек» российских и псевдоевропейских банков часть банковского капитала в общей сумме иностранных инвестиций в первом полугодии даже еще больше выросла.
Зачем банковская Россия с таким упорством держится за Украину, остается только догадываться и вспоминать о грядущей приватизации остатков украинской государственной собственности, а также о том, что суммарный вес российских банков на Украине уже давно превзошел вес самого крупного отечественного банка «ПриватБанк», который настолько велик, что лопнуть он не может без того, чтобы не утащить экономику страны на дно.
Вроде все. А теперь «патриоты» Украины, которым все еще этого хочется, могут и порадоваться.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня