Министерство экономического развития России обнародовалостатистику, которую многие на Западе по-прежнему предпочитают игнорировать. Из нее следует, что страны Европейского союза, США, Канада, Норвегия и Австралия потеряли из-за инициированной ими санкционной войны против России ежегодный рынок объемом 8,6 млрд долларов.
В натуральном выражении импорт Россией продовольствия из этих государств сократился на 98,9% — с 4,331 млн тонн до 46,5 тысячи тонн. «Можно констатировать, что произошла потеря рынка сбыта в Российской Федерации на суммы, эквивалентные сокращению такого импорта сельхозтоваров из вышеуказанных стран», — подчеркивается в сообщении российского Минэкономразвития.
Ведомство привело также примерную оценку потерь стран Евросоюза в стоимостном выражении, достигающих 50 млрд евро в год. Это порядка 0,4% совокупного валового внутреннего продукта ЕС.
Цифра немалая, если учесть, что в 2015 году, по данным агентства Eurostat, совокупный экономический рост стран ЕС составил 2% от ВВП, а для государств еврозоны – 1,7%. Еще более показательными являются сравнительные данные за последнее десятилетие, позволяющие включить в подсчеты не только период финансово-экономического кризиса, но и более «сытые» для ЕС годы.
Согласно данным Eurostat, начиная с 2004 года экономика всего Евросоюза росла в среднем на 1% в год. По еврозоне рост составлял 0,8%. Санкционная война с Россией съедает у ЕС примерно половину среднего ежегодного экономического роста. Однако это усреднённые данные по всему Евросоюзу. Картина становится ещё более выразительной, если экстраполировать её на отдельные страны и учитывать не только прямые, но и опосредованные потери.Так, согласно данным экспертов холдинга General Invest, только в 2014 году – в первый год действия санкций – убытки одних лишь итальянских компаний составили приблизительно 20-22 миллиарда евро. Сюда входят потери не только тех компаний, которые напрямую торговали с Россией, но и тех, которые присутствовали на российском рынке опосредованно через другие страны-члены Евросоюза.
Итальянская газета La Stampa бьет тревогу: санкционная война с Россией вызвала «идеальный шторм», в результате которого сильно пострадало итальянское производство. В прошлом году итальянский экспорт в РФ буквально обрушился, упав на 34% — с 10,7 миллиарда евро в 2013 году до 7,1 миллиарда в 2015 году. «Машиностроительная отрасль, на которую приходилось 34% всего нашего экспорта в Россию, — пишет La Stampa, — в 2015 году потеряла 648 миллионов евро, швейное производство — 539 (минус 31%), автотранспорт — 399 (минус 60%), обувной сектор — 369, мебельный – 230».
Итальянские эксперты находятся в числе первых, кто уже давно говорит о пагубности санкционной войны с Россией. Италия может оказаться в ближайшие месяцы той «бомбой», которая взорвет хрупкую финансовую (и, соответственно, политическую) стабильность в Евросоюзе. «Brexit — далеко не самая сложная проблема, с которой предстоит разбираться Европейскому союзу. Выход Великобритании из ЕС и последствия этого события на европейские экономику и политику достойны внимания, но, согласно мнению многих экспертов, есть беда и пострашнее. Финансовый кризис в Италии является той болезнью, которая способна по-настоящему развалить Европу», -пишет британское издание Business Insider.
Ситуация, которая складывается в Италии, и последствия этой ситуации для остальной Европы могут оказаться основным макрополитическим риском второй половины текущего года, предполагает аналитик консалтинговой группы политических рисков Eurasia Group Федерико Санти. В итальянской банковской системе накопился огромный балласт необслуживаемых кредитов, в том числе из-за агрессивной политики Германии и Deutsche Bank, использующих кризис в еврозоне для укрепления собственных позиций. Правительственные чиновники в Италии сообщают о 200 млрд евро «плохих» кредитов (около 10% их общего объема), а независимые эксперты увеличивают эту цифру еще на 160 млрд евро (беспрецедентный показатель для национальной банковской системы, сравнимый разве что с показателями по Греции).
В третьем по величине итальянском банке — Monte dei Paschi di Siena – объем просроченных кредитов составил в 2015 году 46,9 млрд евро. Кабинет Маттео Ренци уже вступил в жесткую полемику с Берлином и Брюсселем, обвиняя их в неспособности и нежелании эффективно решать финансовые проблемы еврозоны и требуя предоставления национальным правительствам права принимать собственные антикризисные меры, исходя из конкретной социально-экономической ситуации, в том числе проводить рекапитализацию долгов.
В Италии слишком много поставлено на карту, чтобы политики не приняли план по рекапитализации итальянских банков, считает эксперт компании Lauressa Advisory Николас Спиро. В то же время принять собственные экстренные меры по спасению банковской системы Италии за счет денег европейских налогоплательщиков Брюссель и Берлин не решаются, учитывая приближающиеся выборы в Германии и Франции.
Обнародованные в конце июля данные проведенных Европейским центробанком стресс-тестов банковских учреждений ЕС зафиксировали, что именно связка Италии, Франции и Германии способна в ближайшее время обрушить всю финансовую систему Евросоюза. Только в течение последних месяцев акции Deutsche Bank потеряли 25%, французского банка Société Générale — 23%, итальянского банка UniCredit — почти 30%. В том, что касается банка Monte dei Paschi di Siena, то обнаруженные на его балансе 47 миллиардов евро «плохих» кредитов составляют свыше 40% всего банковского кредитного портфеля.
Финансовые проблемы и сокращение производства представляют собой настоящую гремучую смесь не только для Италии, но и для всего Евросоюза. Однако в Брюсселе, видимо, по-прежнему сосредоточены не на этом, а на продолжении санкционной войны.
Фото Politikus