Клип группы «На-на» считается «первым высокобюджетным клипом СССР», хотя и снят был уже после распада Союза. Но в любом случае 50 000 долларов и в 1992 году были сумасшедшей суммой. Но… были ли они на самом деле или же Бари Алибасов просто попросил своего друга Заала Какабадзе подснять «нанайцев» в готовых декорациях, а затем смонтировал клип из готового фильма другого своего приятеля — режиссера Александра Клименко?
Вчера с другом обсуждали откровенные и провокационные клипы из 90-х и мне вспомнился клип «Фаина» группы На-На. Песня вышла в 1992 году и почти 5 лет ее крутили на радио и ТВ. В этом же году режиссер Заал Какабадзе снял клип. «Это были голодные годы, жрать нечего, рубль обвалился. Когда мы объявили в газете „Московскии комсомолец“ конкурс на участие в клипе и написали, что будут откровенные сцены, даже бабки семидесятилетние пришли. Я у них спросил, зачем, а они говорят: „Может, покушать дадут“. Снимали на „Мосфильме“, стоило это примерно пятьдесят тысяч долларов» — вспоминает Барри Алибасов. Для того времени это огромная сумма и сегодня многие музыкальные издания пишут, что это был первый высокобюджетный клип в СССР. То что первый верю, но не в СССР, а уже в России.
Многие видели этот клип и возможно смутно помнят сюжет, поэтому стоит напомнить: неопрятный мужик (его играет Станислав Садальский) заходит в квартиру и ищет некую Фаину, но находит записку «Не могу больше, ушла к маме», он расстраивается и ложится спать, ему снится группа На-На, которая пляшет в окружении восточных красавиц и красавцев, балерины, змей и танцора-гомосексуала, который совращает питона. Здесь же валяется довольный герой Садальского в форме американского полицейского, его обхаживают красавицы. Переодически танцы сменяются каннибализмом. Солисты На-На тоже не стоят в стороне и ублажают девушек. Танцор-гей совращает героя Садальского. Разврат прерывают карлики-фашисты и копия главного героя из фильма «Восставшие из ада», которые разгоняют этот бордель. В финале троллейбус падает в море, а герой Садальского просыпается в ужасе. Улыбчивая старушка (видимо Фаина) предлагает ему поесть. Вот такой вот пир духа за пятьдесят тысяч долларов.
Сегодня Алибасов так объясняет этот безумный ролик: «Его идея, в общем, банальна. Простой работяга приходит домой и видит записку: „Ушла к маме“. И ему снится сон, куда входит все, чем была полна башка советского человека. Там просто набор всех штампов. И весь этот идиотизм в клипе — это пародия на то, что творилось в наших головах. Здесь и „Калигула“ Тинто Брасса и американские боевики с шерифами, и фашисты и Восток, даже рухнул сбившийся с пути троллейбус — символ краха СССР. Но главное — секс которого не было в СССР». Журнал Time Out пошёл дальше Алибасова и увидел в гее-танцоре «двойника Цоя, который предпринимает попытку гей-изнасилования».
Клип взяли в эфир канала 2×2. Вот он:
«Начались претензии, и мы сделали второй вариант: на все неприличные места наклеили штамп „Цензура“. Я начал получать мешками письма: „Мы вас так любили — и наш внучок, и бабушка, и мужья, а этим клипом вы нас задели, оболгали наши нежные чувства. Мы сожжем все ваши кассеты!“ Я решил не раздражать миллионы почитателей, включая политиков, и снял с эфира клип» — пишет Алибасов.
Версия с цензурой (увы только в таком варианте сохранилась):
Но на самом деле была и третья версия клипа, самая вегетарианская, она доступна на канале Алибасова, он почему-то забыл упомянуть о ней, хотя ее не переставали крутить на ТВ.
Вчера я решил пересмотреть эти клипы и обнаружил, что в середине двух первых версий клипа, буквально на секунду, появляется кадр с хлопушкой, на которой написано «Детонатор». «Что это? При чем тут какой-то детонатор?» — подумал я. Ответ оказался прост: в том же 1992 году на «Мосфильме» снимался фильм-комедия «Великое замыкание, или Детонатор». Где главный герой сотрудник КГБ Рэм Борисович Безымянный (намёк на Рэмбо) попадает в параллельный мир, где знакомится с американским полицейским, которого играет Станислав Садальский. В том мире всё смешано: Древний Рим соседствует с байкерами (фанатами ФК «Спартак»), фашистами, амазонками и парт-каннибалами. Главный герой влюбляется, устраивает восстание и возвращается обратно в Россию.
Судя по всему, клип «Фаина» снимали в перерывах между съемками этого кинофильма, в тех же декорациях, и с теми же актерами. Кроме того, все кадры, кроме плясок солистов На-На, взяты из этого фильма, даже странный кадр с троллейбусом. Если будет свободное время, можете посмотреть этот безумный фильм, вот он (в режиссерской не обрезанной версии):
https://youtu.be/U1DzzmDckmM
Вот теперь всё встало на свои места. Чудной фильм порезали на кадры и получился не менее чудной клип. Исходя из этого интересно, были ли вообще эти пятьдесят тысяч долларов для «самого высокобюджетного клипа СССР»? Или же Алибасов мистификатор и просто попросил своего друга Заала Какабадзе подснять нанайцев в готовых декорациях? А затем смонтировать клип из готового фильма другого своего приятеля — режиссера Александр Клименко?