Обстановка в водах Мирового океана меняется настолько стремительно, что подчас невозможно уследить за всем происходящим. В один информационный поток сливаются заявление американского адмирала Ричардсона о небывалом вызове со стороны России и Китая, призыв министра обороны Китая готовиться к «народной войне на море» и разговоры о том, каким будет военно-морской флот России в ближайшие десятилетия.
О грядущей войне
Заявление министра обороны Китая о подготовке к войне «ради сохранения суверенитета» обеспокоило многих специалистов. Ситуация разворачивается действительно непростая — территория вокруг спорных островов давно является предметом дипломатических и околовоенных споров Китая с другими государствами и с каждым разом инциденты в море улаживаются все сложнее.
Обеспокоенность, которую выражают западные страны, в частности Соединенные Штаты, понять несложно — до сих пор ни в одном регионе мира ни одна из стран не бросала вызов американской стратегии военно-технического превосходства. Основания переживать за собственную неуязвимость у американцев действительно есть — за минувшие несколько лет Китай начал активно наращивать темпы работ практически по всем направлениям, касающихся военно-морских сил. Надводные корабли, подводный флот, военно-морская авиация, ракетное вооружение (в том числе и противокорабельное, основанное на новых технологиях в двигателестроении и применении материалов).
Очевидным этот факт стал лишь тогда, когда в состав ВМФ НОАК вошли мобильные десантные платформы (Мobile landing platform – MLP) Donghaidao. Военные корабли таких типов до некоторого времени находились только в распоряжении американских ВМС. И хотя Китай испытывает сложности с постройкой некоторых типов военно-морских судов, говорить о том, что военные и промышленники собираются снижать темп и отказываться от «флота голубой воды», пока не приходится.
Стратегия донашивания
ВМС США срочно собирают экспертный совет и выпускают документ под названием «Проект по поддержанию военно-морского превосходства», в котором четко прописано как и благодаря чем это лидерство можно удерживать. Хорошей иллюстрацией к новой концепции по поддержанию статуса хозяина Мирового океана служат новейшие корабли — авианосец «Джеральд Форд» и ультрасовременные эсминцы «Замволт». Специалисты отмечают, что впервые с того момента, как по всему миру увлеклись технологиями малозаметности, такое внимание уделяется малозаметности боевых кораблей. «Форд» и эсминцы «Замволты» — в первую очередь чрезвычайно дорогие корабли.
Уже потом стелс-эсминец и авианосец, ЭПР которого заявляется на уровне первого — технологически иные корабли. И постройка первых кораблей серии у американцев (да и у всех остальных стран, включая Россию) всегда будет связана с целой массой проблем, которые придется решать. Другой вопрос — какими средствами Америка намерена сдерживать стремительно развивающийся Китай и Россию, постоянно совершенствующую собственный флот. На данном этапе говорить о технологическом рывке, обусловленном «стелс-технологиями», со стороны США преждевременно.
«Стелс — это миф.Так как сделать корабль невидимым во всех диапазонах работы РЛС — сложно и практически невозможно. Средства разведки — могут обнаружить соединение кораблей, и если авианосец «Форд», к примеру, будет там — то даже, если бы, он и «светился» как эсминец на экранах РЛС — любому морскому ежу станет понятно, что эскадра, состоящая из фрегатов и корветов — это миф. Среди этих кораблей есть и «крупная рыба»», — отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
Дальнейшие действия, по словам Леонкова, не сильно будут отличаться от тех процедур, которые наработаны за долгие годы практики.
«Если послать в этот район «Варшавянку», а по воздуху БПЛА с оптикой, то спрятавшийся авианосец можно будет увидеть буквально за минуту. И смысла в его «маскировке» в таком случае нет никакого», — подытожил Леонков.
Несмотря на это, сохранение атакующего потенциала собственного флота, по словам эксперта, никуда не денется — американские ВМС по-прежнему будут острием копья в любых конфликтах, и все военно-морские разработки будут так или иначе направлены на поддержание такого копья в постоянной боеготовности. Правда, почти тут же эксперты поясняют, что несмотря на серьезные работы в области энергетики военно-морских судов и других корабельных систем, по части защиты кораблей от «внешнего воздействия» в лице ПКР и других средств поражения принципиально новых решений в интересах ВМС США на данный момент не реализовано.
Эксперты отмечают, что основной стратегией на ближайшие десятилетия останется «донашивание» флота в том состоянии, в каком он есть сейчас с поправкой на модернизацию. Современные американские эсминцы, например хорошо знакомые «Арли Берк», серьезно вооружены и до сих пор, в случае конфликта Соединенных Штатов где-нибудь в Иране или Северной Корее смогут прибыть в район и при необходимости «отработать» крылатыми ракетами. Никакие рельсотроны, лазеры и прочее футуристическое вооружение для таких нужд не требуется. Все уже испытано, и испытано давно. К тому же, стоит учитывать и тот факт, что американские ВМС не действуют там, где не достигнуто превосходство в пять-шесть раз.
Русский рывок
Еще лет 15-20 назад российский флот находился в состоянии, близком к катастрофическому. Теперь стало очевидно, что десяток лет, потраченных на разработку, финансирование, постройку и испытание новейших кораблей использовали с умом. Складывая разработку и внедрение гиперзвуковых ПКР «Циркон», стрельбу Каспийской флотилии «Калибрами» на полторы тысячи километров, новейшие надводные и подводные суда, вводимые в состав флота, можно прийти к мысли, что именно сейчас и формируется новый облик российского военно-морского флота. Основные направления развития военно-морского флота России видны уже сейчас.
Это перспективный атомный эсминец «Лидер», авианосец «Шторм» и большие десантные вертолетоносцы «Лавина». Именно эти проекты среди прочих выделил в интервью газете «Известия» заместитель главкома ВМФ по вооружениям, вице-адмирал Виктор Бурсук. Особое внимание, как отмечают эксперты, сосредоточено на создании воздухонезависимых энергетических установок, оснащать которыми планируется неатомные подводные лодки. Внедрение такого технологического решения существенно расширит боевые возможности уже принятых на вооружение подводных лодок «Варшавянка» и «Лада» и позволит обеспечить минимальную заметность и автономность во время выполнения боевых задач.
По оценкам специалистов, близких к профильным научно-исследовательским институтам, чтобы создать воздухонезависимую энергетическую установку, российским КБ понадобится около трех лет. Постройка эсминцев «Лидер» в «списке будущего» обозначается отдельно. Если оставить за скобками задумки по размещению электромагнитного и другого вооружения с применения совершенно других, порой не свойственным кораблям технологий, то уже сейчас понятно, что «Лидера» хотят создать как самого настоящего океанского стражника, способного достать цель в любой точке Мирового океана. Вооружить «Лидеры» также планируют по полной программе — возимый запас ракет на борту определен отметкой в более чем 200 единиц. ГЭУ корабля позволит совершать рейды в самые дальние участки мирового океана, и фактически выносливость корабля будет ограничиваться только физическим состоянием экипажа.
Большой интерес вызывает и проект авианосца «Шторм», практически готовый к реализации. Перспективный носитель авиакрыла за авторством Крыловского государственного научно-исследовательского центра (КГНЦ) сможет «возить» по океанам до 90 единиц авиатехники. Колоссальный объем работ проделан и в области создания вертолетоносцев «Лавина» — прямых конкурентов французским «Мистралям».
Такие корабли смогут содействовать войскам фронта при обороне границ России — то есть, при необходимости высаживать войска в тыл наступающего противника. Подливает масла в огонь зарубежного беспокойства информация о разработке российскими КБ «Малахит» многоцелевой подводной лодки пятого поколения «Хаски», которую представители ОСК характеризуют как «совершенно другую с точки зрения физических полей».
Если сложить отдельные части военно-морской мозаики воедино, то становится очевидно, что Россия и Китай постепенно отодвигают Соединенные Штаты на роль наблюдателя в водах Мирового океана с последующим выдворением туда, откуда американцы пришли. Не по душе китайским и российским военным милитаризация отдельных регионов мира, которая начинается с подачи США. Специалисты в свою очередь отмечают, что даже несмотря на сложный военно-политический треугольник США-Россия-Китай, нынешняя ситуация с участившимися инцидентами в морях и океанах далека от кульминации. А это означает лишь одно — все самое интересное еще впереди.