Эксцентричный кандидат от республиканцев оказался богатым источником фобий и паранойи.
Нельзя исключать, что когда-нибудь выяснится, что «Дональд Трамп» (на самом деле Иван Сергеев) был спящим агентом, заброшенным в США в возрасте 15 лет. Он жил в свое удовольствие, женился, разводился, ругался, вел программу на телевидении, терял деньги, снова каким-то чудом богател и проворачивал свои сделки. Все, что в один прекрасный момент нужно было сделать российскому куратору «Дональда», – активировать его, показав ему в момент раскладывания пасьянса триггер, даму бубен.
Про активацию агента и про даму бубновой масти – это из вышедшего в 1959 г. романа Ричарда Кондона «Манчжурский кандидат», по которому в 1962 г. был снят одноименный триллер с Фрэнком Синатрой и Лоуренсом Харви в главных ролях (есть еще и ремейк 2004 г.). Один из персонажей – Реймонд Шоу, спящий советский агент. Шоу был завербован, точнее запрограммирован, когда служил в армии и во время Корейской войны попал в плен и содержался на секретной китайско-советской базе в Манчжурии. Китайские и советские военные гипнотизеры, работающие, между прочим, в зале, украшенном портретами Мао и Сталина, заложили в сознание Шоу программу повиновения приказам куратора. Чтобы уже совсем сломать мозг читателю, автор делает куратором Шоу его собственную мать, американку, работающую, конечно, на коммунистов. Ее муж, отчим Шоу – сенатор США Джонни Айселин, образ которого откровенно списан с Джозефа Маккарти. Цель всей операции – утверждение Айселина на посту президента США и превращение его в марионеточного прокоммунистического диктатора. Концовку рассказывать не буду, вдруг кто-то захочет посмотреть кино или прочитать книгу.
Тему «манчжурского кандидата» ввел в американский публичный обиход пару недель назад экономист, нобелевский лауреат Пол Кругман. Он назвал свою колонку о связях Трампа с Россией «Сибирский кандидат», отсылая к известному в американской попкультуре роману и фильму. Этого было достаточно, чтобы повысить градус истории с Трампом до действительных высот абсурда. Сравнение с сюжетом о коммунистической паранойе, мне кажется, сработало лучше, чем многочисленные статьи о том, как руководитель предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт работал советником Виктора Януковича, или о том, как советник Трампа по внешней политике Картер Пейдж работал в середине 2000-х в Москве, консультировал «Газпром» и продолжает владеть акциями компании (см., например, статью Франклина Фоера «Марионетка Путина», Putin’s Puppet, Slate, 21.06.2016). Огромная часть американского истеблишмента и журналистского сообщества погрузилась в параноидальный мир «Манчжурского кандидата» и подозревает Трампа в реальных связях с Москвой. А откуда у него деньги, если он столько раз банкрот? И есть ли у него отношения с Путиным? Трамп сначала говорил, что есть, а потом, что нет. А почему он за Крым и против Украины? Или, может быть, не против, тут неясно, потому что Трамп в своих публичных выступлениях хорошо заметает следы и избавляется от крупиц действительной политической реальности, которые в его речь иногда случайно проникают.
Связи Трампа с Россией – непрямые. А вот связь, установленная через попкультуру, через ассоциацию с известным сюжетом о политике времен маккартизма, через саму идею подозрения, – нечто, имеющее прямое действие. Реальная история реального Трампа (это теперь нужно подчеркивать) еще будет многократно расследована и описана в документальной и художественной прозе. Я пока исхожу из того, что трудно все-таки заранее придумать и разыграть сценарий, в котором на американские выборы в качестве кандидата попал запрограммированный в лабораториях КГБ человек с удивительной прической. Трамп представляет собой что-то вроде оружия, оружия для подрыва мозга каждому, кто попытается его анализировать. Изготовлено это оружие все-таки в США, на телевизионных реалити-шоу, в американских медиа и с помощью нейропрограммирующих технологий продаж, которые Трамп каждый день практикует на подопытных избирателях. Вот оно, секретное психотронное оружие XXI в. – люди, способные с помощью медиа завоевывать гигантские аудитории, а потом взрывать им сознание.
Хотя и некоторое влияние Кремля чувствуется. И если Трамп – это оружие для подрыва мозга, то чьего мозга, не американского ли? И кто тогда превратил Трампа в оружие? И действительно, откуда у него столько денег, если он банкрот? И не играл ли он случайно в карты накануне выдвижения?