Президент США Барак Обама раздражён. Владимир Путин и Башар Асад никак не прекратят уничтожать «гражданских» игиловцев и прочих «мирных» террористов в Сирии. Поэтому России нельзя доверять. Она агрессивно мешает Вашингтону установить на всей планете мир по образцу ливийского. Ценности, идеалы и великие принципы, на которых зиждется американская демократия, под угрозой. Это краткое содержание выступления Обамы на пресс-конференции в Пентагоне после заседания Совета нацбезопасности 4 августа.
И всё. Даже странно. Враг на пороге, а где же жёсткий ответ мирового гегемона «региональной державе» с давно «разорванной в клочья» экономикой? Конечно, Обама уже «хромая утка», но не до такой же степени, чтобы плюнуть на национальную безопасность.
Ответ на все вопросы мы находим в редакционной статье The Washington Post. Издание резко критикует госсекретаря Керри, который предлагает Москве всё новые уступки в Сирии в обмен на прекращение атак на «мирных» и «гражданских» террористов. При этом Кремль игнорирует предложения «выгодной сделки», а сирийская армия превращает Алеппо в сирийский Сталинград для «демократической оппозиции», не забывая и о прочих бандитах.
Паникует и The Wall Street Journal, указывая на «драматичные изменения» отношений России и Турции, в результате чего «сирийские повстанцы брошены на произвол судьбы».
Это провал. Это полный провал американской глобальной политики. Да еще и накануне выборов, на которых от демократов баллотируется Хиллари Клинтон, как бывший госсекретарь, несущая за эту политику полную ответственность.
На Украине США потеряли контроль над процессами и в любой момент могут столкнуться с непредвиденным и неприятным развитием событий. Чтобы попытаться купировать проблемы на этом направлении, Вашингтону необходимо высвободить ресурсы в Сирии. Соответственно, на этом фронте любой ценой надо достичь стабилизации положения своих «мирных» и «гражданских» сателлитов. Пусть отсидятся, залижут раны, а с нового американского политического сезона начнут заново.
Чтобы представить ситуацию в Сирии в качестве реального успеха, США необходимо публичное, зафиксированное на бумаге согласие Москвы на то, что Асад когда-нибудь (можно без даты) уйдёт. И уйдёт не потому, что проиграет выборы, а в результате отказа от дальнейшей политической борьбы. В обмен США предлагают возможность «сохранить Сирию» и согласны уступить в пользу Москвы определяющее влияние на формирование нового сирийского руководства.
Жители населенного пункта Каукаб в Сирии во время раздачи российской гуманитарной помощи
Обещания потом можно будет взять назад. Ну, не договорятся «мирные» террористы с «немирными», или между собой, или с наследниками Асада, или с курдами. Мало ли вариантов, при помощи которых можно вновь войну начать. Ситуация изменилась. США ни при чём. Переговоры надо начинать заново. Но «мы же договорились, что Асад уходит». Главное, что «уход Асада» уже будет «продан» избирателям как великое достижение.
Более того, даже если после достижения принципиальной договорённости о его уходе Асад останется во главе Сирии ещё на неопределённый срок, его позиции ослабнут. В рамках ближневосточных представлений о политике уже он станет «хромой уткой». В правительственном лагере начнётся борьба «за наследство Асада», что ослабит политический, военный и дипломатический потенциал законной власти, а также поставит под сомнение её внутреннюю легитимность. Результатом будет ослабление позиций России не только в Сирии, но на всём Ближнем Востоке.
И всё это без напряжения американских ресурсов, которые можно будет перебросить во вторую критическую точку (на Украину). Только за счёт «выгодной сделки».
Как уже было сказано выше, Россия игнорирует американские предложения, требуя вначале «закрыть сделку», достигнутую в начале февраля. Пусть, мол, Вашингтон вначале отделит «мирных» от «немирных», потом совместно разбомбим «немирных», а уж затем начнём новый раунд переговоров.
Дело даже не в том, что выполнение этих условий совершенно невыгодно США. Если они сдадут своих «немирных», то потеряют авторитет надёжной «политической крыши». Им после этого не только «мирные», но даже партнёры по НАТО верить перестанут. Главная проблема Вашингтона – в том, что он физически не успевает до выборов выполнить условия февральских соглашений. То есть этот фактор будет играть против Клинтон.
Именно поэтому мы уже пару месяцев видим примерно одинаковую информационно-политическую игру США вокруг Сирии и Украины. С одной стороны, следуют радикальные заявления записных «ястребов», требующих немедленно начать непосредственные боевые действия войск США против Асада (для начала путём нанесения по нему авиаударов). Они же настаивают на оказании реальной военной помощи режиму Порошенко. Настолько серьёзной, чтобы он мог быстро (в считаные недели, в крайнем случае — за полтора-два месяца) выиграть гражданскую войну.
С другой стороны, в Москву летят «голуби» с предложениями «выгодных сделок».
Администрация США демонстрирует России: «Смотрите, каких страшных людей мы еле сдерживаем. Наши возможности заканчиваются. Помогите нам предотвратить войну. Пойдите хоть на какие-то уступки». Вашингтон уже даже не намекает, он открыто говорит о возможности своей прямой конфронтации с Россией.
Это способ политического и дипломатического давления. Опасность же заключается в том, что, если слишком далеко заходишь в угрозе военной силой, иногда приходится воевать даже против воли. Тем более что неадекватных «ястребов» в США действительно хватает. США опасно блефуют и могут заиграться.
Разрушенные дома на одной из улиц Пальмиры. Май 2016 года
Именно поэтому, чтобы не заигрывались, Россия тоже отвечает в двух плоскостях. С одной стороны, МИД постоянно проявляет добрую волю и готовность к компромиссам, но только «после выполнения имеющихся договорённостей». То есть и не отказывается от переговоров, но и прогресса в них нет.
С другой стороны, чтобы охладить горячие головы, Москва не только продолжает активную поддержку наступления сирийских правительственных войск, но и бешеными темпами усиливает свои стратегические группировки на северо-западном и юго-западном направлениях, проводит недвусмысленные учения, в ходе которых демонстрирует высокую боеготовность не только обычных, но и ядерных сил.
Межконтинентальные ракеты не на Румынию и даже не на Британию или Испанию нацелены, это прямое предупреждение Вашингтону, чтобы думал хорошо, прежде чем устраивать очередные провокации.
В общем, к концу правления лауреата Нобелевской премии мира, планета, причем по вине США, оказалась на грани глобальной войны. И комичные попытки Обамы маневрировать между «голубями» и «ястребами», пытаясь одновременно пугать и подкупать Россию, отнюдь не способствуют стабилизации обстановки.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»