АО «ТВЭЛ» (компания «Росатома») подписала контракт, о котором давно говорилось: начинается опытно-промышленная эксплуатация российского ядерного топлива в США.
Генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко сообщает:
Мы умеем делать топливо «ТВС-Квадрат», оно успешно эксплуатируется на АЭС Западной Европы, то есть мы выходим на американский рынок не с пустыми руками. Важно, что в сотрудничестве с GE-Hitachi мы переходим от слов к делу, и уже подписан контракт на поставку опытной партии топлива компании «ТВЭЛ» для загрузки в реактор на территории США.
Другая сторона также довольна, президент «Global Nuclear Fuel-Americas» Джей Вайлман комментирует контракт:
«Мы рады видеть прогресс в работе альянса ТВЭЛ и GNF-A, которая направлена на расширение выбора топлива для операторов легководных реакторов в США. Это партнерство открывает нашим клиентам доступ к глубоким техническим знаниям, экспертизе и опыту этих двух компаний».
Но это все, как понимаете, официоз. Чем же важен этот контракт на самом деле и что происходит в мире в области топливных элементов для АЭС?
Ранее не раз заявлялось, что Россия и США вместе создадут альянс для продвижения российского ядерного топлива на рынок атомных станций США. Странно на первый взгляд: зачем США конкуренты на собственной территории? Даже если речь идет о совместном предприятии?
Конечно, мирное сотрудничество — это хорошо; но если учесть отнюдь не дружелюбную политику США по отношению к России, ситуация вызывает удивление. Впрочем, можно вспомнить, что, несмотря на негативное отношение, США закупают у нас ракетные двигатели — политика политикой, а деваться некуда. Посмотрим с этой точки зрения на ситуацию с топливом для АЭС.
Как известно, в настоящее время России принадлежит 17% мирового рынка топлива для АЭС, всего мы поставляем топливо для 76 реакторов (включая 14 стран помимо РФ). Также 17% принадлежит «Japan Nuclear Fuel Limited», а лидерами являются «Areva» (Франция-Германия) — 31% и «Toshiba-Westinghouse Electric Company» (Япония-США) — 26%. Есть за что побороться.
Россия уверенно развивает атомную промышленность. Помимо обычных АЭС, разрабатываются мобильные и плавучие варианты, осуществляется постепенный переход на реакторы на быстрых нейтронах и так далее — так что вопрос топлива как нельзя актуален. А что же США?
В статье «Мирный российский атом — по всей планете!» тема уже затрагивалась:
«США имеют больше всех АЭС в мире, но при этом, похоже, уже не способны их эксплуатировать. В мае этого года компания Global Nuclear Fuel объявила о подписании контракта с дочерней компанией «Росатома» «ТВЭЛ» на изготовление топливных стержней для реакторов американского образца. «ТВЭЛ» разработали квадратный вариант топливных сборок ТВС (шестиугольных в исполнении для реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200), который может быть применён в реакторах PWR дизайна «Westinghouse». США эксплуатируют в настоящее время 35 таких реакторов, так что рынок серьёзный».
В статье подробно рассказывается о неспособности США наладить современное производство топлива: компания «Centrus» уже официально объявила об отказе от разработки технологии обогащения урана при помощи газовых центрифуг — а в Россия эта технология функционирует с 1957 года. Таким образом, желание освоить и американский рынок понятно, а со стороны США не остается другого выхода. Это как с МКС: пиара «мы были первыми на Луне и регулярно летали туда!» много, но почему-то технологии утеряны, и даже на орбиту до МКС американских астронавтов доставляем мы.
Кстати говоря, американцы не первые: российские топливные сборки уже испытываются на шведской АЭС «Рингхальс», никаких нареканий не поступало.
Председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский разъясняет ситуацию:
Ранее на рынке ядерного топлива существовало жесткое разграничение — советские и российские реакторы топливом обеспечивала только Россия, а атомные реакторы западных производителей получали топливо от местных поставщиков: японской GNF, американской Westinghouse и французской Areva. … Westinghouse первая нарушила сложившийся баланс рынка, начав разработку топливных сборок для реакторов российского производства еще 18 лет назад. Иван Андриевский.
Это было в Чехии на АЭС «Темелин», причём позже чехи отказались от американского топлива из-за технических сложностей, изначально-то реакторы были рассчитаны под советское топливо. Между тем сборка «ТВС-квадрат», предназначенная на экспорт, имеет полностью совместимый форм-фактор, «просто добавь российскую сборку».
Если не вмешаются политики, то компания ТВЭЛ имеет все шансы убедительно потеснить «Westinghouse» на западных рынках.
Уже можно утверждать, что Россия добилась первенства в ядерной энергетике, а вот США имеет все шансы подсесть на «урановую иглу».
Проблема в том, что политики далеко не всегда соблюдают интересы страны. Наглядным примером является Украина, которая использует еще советские реакторы, в которые, радостно прыгая, засовывает американское топливо от Westinghouse.
Директор государственного научно-техничного центра по ядерной безопасности Игорь Шевченко сообщает, что американские сборки будут использоваться на двух блоках Южно-Украинской АЭС и четырех — на Запорожской АЭС, и при этом, не стесняясь, поясняет положение дел:
«Большинство персонала привыкло работать с определенным топливом, и у многих его замена вызывает психологическое отторжение. Внедрение нового топлива всегда чревато большим объемом дополнительных работ. Это необходимые обоснования, модернизации, в том числе и узлов свежего топлива, оборудования на узлах свежего топлива. Это требует модернизации систем реакторного контроля».
Да какое там психологическое отторжение! Просто специалисты понимают, что недопустимо вот просто так взять и заменить сборки: реакторы тщательно просчитаны. Как, например, учитывать новую схему выгорания топлива? Как при изменении множества параметров обеспечить равномерное охлаждения реактора по зонам, если все системы были рассчитаны на другие сборки топлива? Это не просто «прикрутить краник», требуется разработка новой математической модели реактора, проверка её натурными испытаниями и так далее. Однако, похоже, что был просто отдан приказ «российское выкинуть, американское вставить, героям слава!».
Ранее, в 2012 году, уже были неполадки при первых экспериментах: «Ущерб был оценен в 170 миллионов долларов США, а НАЭК Украины подал в суд на компанию Westinghouse. Тем не менее, ущерб до сих пор не возмещен, а украинские атомщики продолжили использование топлива Westinghouse».
Это цитата 2013 года, тогда от американского топлива отказались, но затем вернулись к этой идее. Результат: в мае этого года на Южноукраинской АЭС произошла разгерметизация кассеты с топливом производства «Westinghous». В «Forbes» по этому поводу писали, что «Westinghouse» пытается закрепиться на рынке Восточной Европы, «чтобы избежать банкротства», а продвижением интересов компании занимается в том числе и Хиллари Клинтон (именно она ранее убедила чехов перейти на американские сборки).
Таким образом, получается странная ситуация: США закупает в России ядерное топливо, при этом требует у Украины отказаться от поставок российского и закупаться именно у «Westinghouse». Но всё еще интереснее.
В интервью вице-президент «Westinghouse» Майкл Керст поясняет украинцам, что его компания использует российский уран:
«— Но ведь у нас есть свой собственный уран.
— Да, но обогащается он в России. А ведь можно выйти и на мировой рынок.
— Можем ли мы обогащать уран сами?
— Нет. Обогащать вам никто не позволит…».
Таким образом, ситуация становится понятной: без российского урана США окажется в затруднительном положении, при этом уровень производства собственных топливных сборок таков, что они предпочитают закупать российские, а свои сплавлять Украине. Конечно, тем самым достигается цель перехвата части рынка у РФ, но, похоже, это просто побочный эффект.
Увы, нельзя сбрасывать со счетов и крайний вариант диверсии на одной из АЭС Украины — повтор Чернобыльской диверсии. Понятно, что в этом случае СМИ планеты «забудут» про переделку реакторов «на коленке» под сборки «Westinghouse» и обвинят во всем Россию. И что хуже всего, подобный ход событий может иметь место не как сознательный террористический акт, а просто вследствие того, что некомпетентным людям нельзя доверять управление чем-либо сложнее воловьей упряжки.
Прыгать — куда важнее, чем соблюдать технический регламент. С учетом того, что украинские АЭС уже выработали свой ресурс, а самые новые строились в разгар перестройки и 2000-х (качество представляете?), вероятность не нулевая.
В целом же можно смело заявить, что кризис АЭС обошел Россию стороной, и, как верно сформулировал Иван Рощепий:
«Мирный атом» как минимум у нас и дальше будет развиваться — это стратегическая отрасль, жертвовать которой не будет никто. Ведь нужно помнить, что про атомную энергетику не зря говорят: «Вход в нее — рубль, выход — копейка, повторно билет не продаем». Рощепий Иван Владимирович.
При этом развитие идет комплексно: разрабатывая и возводя АЭС, мы сразу получаем контракты на поставки топлива, его утилизацию, техническое обслуживание и т.д. А сейчас выходим на рынок топлива со специально разработанными по западным стандартам топливными сборками: зачем вам, господа, самим напрягаться?