Пока наши западные политики наслаждаются летними отпусками, Владимир Путин ударными темпами продолжает работать над архитектурой пост-американского мира, в котором России отведена роль не только энергетической сверхдержавы, но и главного логистического хаба Евразии. Постепенно, в новостях, проектах и международных договорах проступают контуры будущего, в котором именно Россия будет главным перекрестком товарных и энергетических потоков с севера на юг и востока на запад. Вчера на встрече президентов России, Азербайджана и Ирана был сделан ещё один шаг к этой цели.
Лидеры трёх стран обсудили и подтвердили свою приверженность амбициозному трёхстороннему проекту, который должен стать конкурентом Суэцкому Каналу — а это очень серьёзная заявка на изменение геополитической конфигурации региона. Речь идёт о, так называемом, «Международном транспортном коридоре Север-Юг», который должен обеспечить быструю и дешёвую транспортировку грузов из портов Ирана в Персидском заливе до портов России на Балтийском море. Как минимум, такой транспортный коридор перетянет на себя часть товаропотока из Индии в Европу и обратно, но если посмотреть в будущее, то всё становится намного интереснее.
На самом деле, «транспортный коридор Север-Юг» — это инструмент, с помощью которого Россия сможет получить доступ на несколько рынков с огромной ёмкостью и платежеспособностью — это сам Иран, Пакистан и, самое главное, Индия. На встрече в Баку не было высокопоставленных представителей Индии, но можно с уверенностью сказать, что правительство Нарендры Моди очень заинтересовано в этом проекте, который идеально подходит для его политики диверсификации стратегических связей Индии с внешним миром. Внимательные наблюдатели за российско-индийскими отношениями легко увидят цепочку, в которую встраивается «коридор Север-Юг». Индийские компании активно покупают доли в российских нефтяных месторождениях и просто российскую нефть, а Роснефть активно приобретает нефтеперерабатывающие активы в самой Индии. Для полного счастья не хватает короткого и дешевого пути для экспорта российской нефти и нефтепродуктов в Индию. В обозримом будущем такой путь может появиться, что, кстати говоря, сильно не понравится нашим саудовским конкурентам, которые привыкли рассматривать Индию и Юго-восточную Азию как свой традиционный рынок сбыта. С этим нужно закончить.
Подчеркиваю: энергетика — это только один из бонусов от проекта. Дешёвый доступ на рынки Индии, Пакистана и Ирана — вот главный куш для нас и это не считая очевидных профитов от транзитных перевозок. Наши экспортеры и товаропроизводители вечно жалуются, что у рынка России нет достаточной ёмкости, что на европейский рынок очень трудно выходить из-за нетарифных барьеров, а конкурировать по цене с китайскими производителями — невозможно. Кремль находит элегантный выход из сложившегося положения, пытаясь буквально прорубить для нашей экономики «окно на Юг», к рынкам, на которых у нас может быть преимущество и по цене, и по качеству. В той же Индии у китайских компаний зачастую возникают проблемы политического свойства из-за тлеющего китайско-индийского территориального конфликта и других трений между Пекином и Дели. Это не значит, что у российских компаний проблем не будет, но это огромный шанс, который стоит использовать.
Кстати, сами индийцы в этом заинтересованы. Ещё в 2013 году индийское правительство пыталось убедить Иран и Азербайджан построить железнодорожное соединение между странами, которое бы позволило отправлять грузы из иранских портов в Петербург, с прицелом на то, чтобы использовать этот путь для торговли с ЕС в обход Суэцкого канала, но тогда Иран был не в состоянии заниматься такими проектами. А сейчас пришло время двигаться к его реализации.
Главная фишка проекта заключается в том, что на его реализацию не нужно слишком больших вложений. Базовые элементы железнодорожной инфраструктуры уже есть во всех странах, вопрос в следующем: достроить недостающие кусочки и модернизировать некоторые уже построенные сегменты. Если все участники проекта будут двигаться быстро, то коридор может начать полноценно работать уже 2018 или даже конце 2017 года. По расчетам компании РЖД Логистика, «коридор Север-Юг» позволит сократить время в пути на 15 суток по сравнению с маршрутом через Суэцкий Канал, а это значит, что новый маршрут сразу же станет популярным.
На наших глазах происходит очень важный процесс — сшивание Евразии. Континент объединяется, но не в формате кабально-колониальной глобализации, а в формате равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Цивилизации, которые хотят отстоять свою идентичность, а также политический и экономический суверенитет — Россия, Китай, Иран, Индия — ищут способ сшить континент для того, чтобы наши заокеанские оппоненты не смогли в очередной раз применить свою любимую схему — «разделяй и властвуй». На политическом уровне и на уровне совместной безопасности Евразию будет объединять ШОС. А на уровне экономики, транспорта и энергетики — такие проекты как «Новый Шелковый Путь», «Северный Морской Путь» и «Коридор Север-Юг», в которых Россия, усилиями Владимира Путина, играет ключевую роль. Именно этим объясняется беснование и не всегда адекватное поведение наших западных оппонентов. Они видят, как на их глазах формируется новая геополитическая реальность, в которой их мечтам о гегемонии нет места, но сделать с ней они уже ничего не могут, ну разве что отстранить наших паралимпийцев от Олимпиады, но это слабое утешение.