Некоторые горячие головы с российской стороны полагают, что выхода из нормандского процесса, о чем заявил Владимир Путин в ходе совместной пресс-конференции с президентом Армении Сержем Саргсяном, недостаточно. Что после того, как в боестолкновении с украинскими диверсантами на севере Крыма, которых с сопредельной стороны поддерживали огнем, погибли наши военнослужащие, надо было бы по примеру Израиля и тех же США нанести ответный удар всеми имеющимися средствами. И тут следует напомнить, что на этом направлении у России только оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» две полноценные бригады. А о количестве артиллерии и авиации даже говорить не приходится: хватит не только для локального удара возмездия.
Но в том-то и дело, что именно на такую реакцию нынешнее киевское руководство, которое консультируют «тихие американцы», по слухам, занимающие целый этаж в здании Службы безопасности Украины, и рассчитывало. Это попавшие в плен украинские диверсанты полагают, будто основной их задачей было устроить нелетальные (то есть без жертв) теракты на крымских пляжах – чтобы отпугнуть украинцев, отправившихся на отдых в Крым (по некоторым данным, на крымском побережье уже отдохнули 600 тыс. граждан Украины). Простим их наивность. Однако заокеанские кураторы команды Петра Порошенко не могли не знать, что с известных времен Крым охраняется в особом режиме и проскочить через границу с оружием и взрывчаткой незамеченными будет крайне проблематично. Что, собственно говоря, и произошло.
Другой вопрос: зачем им понадобилось доводить обстановку до крайней степени обострения? Поскольку американцы (надо отдать им должное!) всегда предпочитают многоходовки, вариантов несколько.
И вот что примечательно. Прочему-то большинство наших экспертов обратили внимание только на символическую связь времен – на совпадение по датам боестолкновения в Крыму с грузино-осетинской войной 2008 года и Олимпиадой в Пекине. На самом деле подозревать Вашингтон в геополитической сентиментальности не приходится – таких оснований нет, и «занимательная» нумерология здесь тоже ни при чем. А вот масштабное наступление проамериканской оппозиции (куда входят не только так называемые умеренные сирийцы, но и группировки, близкие к запрещенному в РФ «Исламскому государству») на Алеппо вполне ложится в контекст последних событий на севере Крымского полуострова, то есть в российском «южном подбрюшье».
За время перемирия, которое госсекретарь США Джон Керри активно навязывал нашей дипломатии во главе с Сергеем Лавровым, практически поставленные на колени игиловцы и их союзники сумели прийти в себя, довооружиться – на складах у них полно натовского оружия, в том числе имеются и американские противотанковые комплексы TOW последнего поколения, способные поражать вертолеты, – и пошли с именем Аллаха вперед. Точно так же, если помните, использовались и многочисленные перемирия в ходе чеченских войн. И теперь главное, как нетрудно догадаться, – всеми правдами и неправдами отвлечь Москву от текущих событий в Сирии. При этом не так уж важно, где, следуя советам бывшего заместителя директора ЦРУ, а ныне советника кандидата в президенты США от Демпартии Хиллари Клинтон Майкла Морелла «убивать русских». Возможно, в Крыму даже лучше, поскольку для России это чувствительнее.
Более того. Не исключено, что в ближайшее время может обостриться и без того непростая обстановка на линии противостояния Вооруженных сил Украины (ВСУ) и отрядов самообороны Донецка и Луганска. Действительно, два раза подряд киевские силовые структуры и украинские националистические формирования потерпели на юго-востоке страны поражение: если бы не Минский процесс, им скорее всего грозил сокрушительный разгром. Но Кремль по доброй национальной традиции наступил тогда на те же грабли, что и сейчас в Сирии, и сегодня ВСУ, которые активно обучали и довооружали американцы, – некий слепок с Армии США. Возможно, в чем-то даже карикатурный, но это не так уж важно, поскольку главная цель Вашингтона – именно сейчас заставить Россию воевать на два фронта. А сколько там погибнет в Донбассе с обеих сторон, роли не играет, славяне для США – расходный материал…
Зато полная победа или хотя бы значимый успех в Сирии для Хиллари Клинтон, нацеленной на кресло в Белом доме, – до помутнения здравого смысла навязчивая idee fixe. Во-первых, такой поворот событий мог бы восстановить реноме не только самой Демпартии США, но и ее однопартийца Барака Обамы, которого из-за многочисленных провалов по международной линии – в том числе и военных – считают чуть ли не самым худшим американским президентом всех времен. Во-вторых, военный успех в Сирии может стать для госпожи Клинтон еще одним из аргументов в борьбе за президентство с кандидатом от республиканцев Дональдом Трампом, поскольку ей не на словах, а на деле надо доказать, что она, как было заявлено в предвыборной программе, в состоянии противостоять России. Цена вопроса, о чем уже говорилось, бывшую первую леди не интересует.
Теперь о нормандском формате, который должен был продолжиться на саммите G20 в Китае. Вряд ли в Кремле не понимают, что наш односторонний отказ от заявленной встречи с Ангелой Меркель, Франсуа Олландом и Петром Порошенко будет использован не в нашу пользу (еще одна американская многоходовка!). И обвинения в срыве переговорного процесса – это самое малое, что можно предположить. Нет сомнений, что и прямое обращение Владимира Путина к тем, «кто поддерживает власти Украины», чтобы они попридержали «своих клиентов», занимающихся провокациями и срывающими мирный процесс, тоже вряд ли будет услышано. Поэтому крайне интересно, что же конкретно имел в виду президент Путин, пообещавший не оставить без последствий попытку украинских силовиков провести диверсии в Крыму и гибель наших военнослужащих? Посмотрим, каким будет ответный ход Кремля…