В конце октября в Молдавии пройдут первые прямые выборы президента страны — до этого президент назначался большинством парламентских голосов. Затяжной политический кризис, не отпускающий республику уже на протяжении семи лет, вряд ли разрешится с приходом нового политического деятеля на должность президента.
Поскольку Молдова является парламентской республикой, возможности и полномочия первого лица существенно ограничены, президент скорее является «говорящей головой», нежели человеком, способным проводить собственную, независимую от других органов власти политику.
Тем не менее выборы президента Молдовы могут стать первым шагом на пути к геополитическому развороту страны. Уже через два года должны состояться очередные парламентские выборы, на которых должно решиться, продолжит ли Молдавия мучительный путь евроинтеграции и неравной дружбы с США, приносящий ей только перманентные кризисы, или же начнёт поворот в сторону России, сотрудничество с которой значительно улучшит положение страны во всех сферах жизни.
В ходе предвыборной гонки, которая продолжается в настоящее время, достаточно отчетливо проявились три центра силы, которые и разыграют президентскую карту 30 октября 2016 года.
Условную первую группу справедливо можно назвать пророссийской.
К сожалению, прозападным политтехнологам во время парламентского голосования удается размывать пророссийский электорат путём применения выборных технологий, одной из которых является создание нескольких похожих по своей программе формально пророссийских партий-спойлеров. Поэтому одной из задач проевразийских сил в Молдавии должно стать объединение своего электората под единым флагом.
На президентских выборах яркой фигурой такой консолидации является лидер «Партии Социалистов» Игорь Додон, президентский рейтинг которого составляет 23,8%. Сейчас эта партия является самой популярной в стране и до недавнего времени имела самую большую фракцию в парламенте. На руку Додону сыграло и то, что глава второй по значимости пророссийской партии («Нашей партии») Ренато Усатый не может принимать участие в избирательном процессе, поскольку молдавское законодательство ограничивает возраст кандидата 40 годами (Усатому на данный момент 38). Напряжённые отношения Додона и Усатого, которые периодически выливаются в открытые конфликты, не должны серьезно расколоть пророссийский электорат. Конечно, Усатый немного поломается, но в конце концов поддержит Игоря Додона на президентских выборах, на что он намекал в своих интервью.
Серьезной проблемой для Додона является возможное выдвижение кандидата от Партии Коммунистов Молдовы. Владимир Воронин, занимавший пост президента страны на протяжении 8 лет, считался пророссийским политиком, однако вел двойную игру, что вылилось в государственный переворот и захват власти проевропейскими силами в 2009 году. Фактически сценарий в Молдове в то время был идентичен украинскому Майдану, только менее кровавый.
Однако за него по-прежнему голосует немалое число граждан – 5-7%, продолжая его считать сторонником сближения с Россией. В молдавских реалиях такая цифра является довольно большой, а итог голосования могут решить даже 2-3%. Поэтому важной задачей для Додона станет нейтрализация коммунистического фактора, как бы странно это не звучало для пророссийского кандидата. При положительном варианте развития событий Додон может одержать победу даже в первом туре голосования.
Вторым центром силы является проевропейский электорат и его лидеры. В ходе многочисленных акций оппозиции, захлестнувших страну во второй половине 2015 года и продолжавшихся до весны 2016 года, было сформировано две новых проевропейских партии, призванных заменить старую прогнившую, но, как ни парадоксально, прозападную власть: «Достоинство и правда», а также «Действие и солидарность». Первую возглавляет адвокат Андрей Нэстасе, вторую – экс-министр просвещенияМайя Санду. Стоит отметить, что «Достоинство и правда» формировалась стихийно, часто не следуя указаниям своих западных кураторов. Пусть и с натяжкой, но партию Нэстасе можно назвать действительно народной. Однако в силу своей аморфности, отсутствия целей и механизмов их достижения «Достоинство и правда» постепенно теряет электорат.
В данный момент «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность» договариваются о выдвижении единого кандидата на пост президента. Судя по всему, вопрос уже решен и лидером проевропейской оппозиции на выборах станет Майя Санду. Именно она, по всем прогнозам экспертов, и составит конкуренцию Додону, выйдя с ним во второй тур голосования.
Третьей силой является сама государственная власть Молдавии. Точнее, тот, кто фактически приватизировал её, оставаясь как бы в стороне, скрываясь за фасадом молдавской государственности. По сути, всю ситуацию в стране контролирует один единственный человек – олигарх Владимир Плахотнюк. Его люди сидят в парламенте, конституционном суде, МВД, службе безопасности, а также во всех других органах власти. Из-за такового теневого управления в Молдавии уровень коррупции зашкаливает, занимая в мировом рейтинге стран печальное 105-е место. Как раз против такого режима Плахотнюка и протестует население.
Однако административные возможности Плахотнюка и его «Демократической партии» огромны. Именно ДПМ располагает самой крупной фракцией в парламенте. В союз с ней входят «Либеральная партия», «Европейская Народная Партия», а также отколовшиеся от ПКРМ 14 депутатов.
Это было связано с тем, что Вашингтон увидел угрозу возможности прихода к власти пророссийских сил в случае назначения в стране досрочных парламентских выборов, за что ратовала как проевропейская, так и пророссийская оппозиция. Однако геополитика стала важнее, и Штаты посчитали, что только Плахотнюк способен обеспечить геополитическую стабильность в бессарабском регионе до тех пор, пока Запад не закончит формирование новых проевропейских сил.
Не исключено, что в ходе грядущих выборов Плахотнюк постарается поставить на место президента своего человека, несмотря на то, что ничтожно малое количество избирателей готово будет проголосовать за кандидата от ДПМ. Административные возможности Плахотнюка настолько огромны, что он может накрутить достаточное число голосов для выхода своего кандидата во второй тур.
Немаловажен и тот факт, что совсем недавно Плахотнюку удалось переманить на свою сторону экс-премьера страны Юрия Лянкэ и его «Европейскую Народную Партию», которую Штаты готовили на место новой проевропейской власти. Сам же Лянкэ, имеющий определенный электорат, вполне может стать кандидатом от Плахотнюка.
***
Таким образом, президентские выборы в Молдавии повторят многие предыдущие голосования, когда избиратели отдают предпочтение в первую очередь исходя из своих геополитических убеждений. Если на пророссийском фланге ситуация понятна — главной фигурой станет Игорь Додон, то на противоположном крыле возможны различные варианты. Многое будет зависеть от того, какую позицию займет Вашингтон. Будет ли он рисковать и пытаться посадить еще «сырую» Майю Санду в кресло президента или же продолжит делать ставку на коррумпированный режим Плахотнюка. Однако во втором случае для Запада существует угроза дальнейшего падения рейтинга проевропейских настроений в стране, которые граждане ассоциируют с властью.
По данным, озвученным Игорем Додоном на пресс-конференции в Страсбурге, число сторонников вступления в ЕС с 2010 года сократилось с 70% до 37%. По другим данным, правда, доля таких граждан составляет 41,6%. Так или иначе в Молдавии давно не существует всеобщего очарования Европой, но происходит осознание того, что Евросоюз не предлагает настоящей интеграции и, требуя разрыва отношений с Россией, не предлагает взамен их достойной альтернативы.
Подписанное соглашение об Ассоциации ожидаемо привело к резкому снижению экономического сотрудничества с Россией, к падению торгового оборота и поступлению финансов, что отнюдь не компенсируется Евросоюзом. Так, согласно официальной статистике, экспорт в Россию упал с $632 млн в 2013 году до $62 млн в январе-апреле 2016 года, импорт — с $788 млн до $196 млн. Кроме того, по данным Национального банка, объем денежных переводов из-за рубежа физическим лицам в Молдову упал с $1,61 млрд в 2013 году до $1,13 млрд в 2015 году. В 2015 году Молдова получила из России валютных поступлений на миллиард долларов меньше, чем в 2013 году.
Да, при этом доля ЕС и Румынии во внешней торговле Молдовы выросла, но произошло это только за счёт обвала в торговле с СНГ и Россией. Как правильно замечено, получается, что раньше Молдавия продавала за рубеж 10 бутылок вина, из которых восемь в Россию и две в ЕС, а сегодня в Россию она не продает ничего, зато в ЕС поставляет три бутылки.
Однако такое положение дел и сохранение правящей верхушки выгодны не только Евросоюзу, но и нынешнему «куратору» Молдовы Румынии, поскольку нынешняя политическая элита в Бухаресте — в первую очередь окружение президента Клауса Йоханниса — связана клановыми узами с Плахотнюком.
Подобная неопределенность на проевропейском фланге и коррумпированность прозападной власти однозначно играют на руку Игорю Додону, которому вполне по силам одержать победу в первом туре голосования. Однако нельзя исключать и тот факт, что при выходе Додона и Санду во второй тур Плахотнюк может поддержать лидера ПСРМ, поскольку в случае прихода к власти новых прозападных сил главному олигарху страны уготована незавидная участь и дальнейшую жизнь он может провести в тюрьме.
Как бы то ни было, выборы президента Молдовы в любом случае обещают быть интересными. Они могут привести как к началу разворота страны на Восток, так и к окончательной потере Россией своего влияния в этом регионе и интеграции Бессарабии в западный мир. И Москве следует быть начеку, чтобы не упустить очередную страну Содружества независимых государств, которая находится на перепутье между Западом и Востоком.
Фото Politrussia
1 комментарий