Вашингтон оказывает давление на европейские страны, чтобы воспрепятствовать газовым соглашениям с Россией и продвинуть собственные проекты, пишет австрийская Die Presse.
В качестве примера издание приводит сделку между крупнейшей австрийской газонефтяной компанией OMV и Газпромом. Планировалось, что в обмен на долю в проекте добычи газа в Сибири OMV предоставит российской компании активы своего дочернего предприятия в Норвегии.
Однако власти Норвегии воспротивились соглашению в таком виде.
«Максимальная доля, которую Россия может получить, — это четверть компании OMV Norge. Разницу по сделке с Газпромом австрийцам придется компенсировать деньгами. А ведь с деньгами у OMV все далеко не так просто», — цитируют РИА «Новости» статью австрийского издания.
Как рассказал Die Presse топ-менеджер одной из газовых компаний, пожелавший остаться неназванным, OMV споткнулась о геополитический конфликт.
После объявления о сделке по обмену активами в начале апреля в Санкт-Петербурге, США оказали давление на Норвегию — лично на министра энергетики Торда Андре Лина, пишет Die Presse.
США вмешались не только в дела, связанные с OMV, рассказал источник издания. Вашингтон проявляет «беспримерную активность на всех уровнях» в Европе, пытаясь сорвать газовые сделки между европейскими странами и Россией, что подтверждаются, в том числе, постоянно возникающими проблемами вокруг реализации проекта «Северный поток-2».
«Дания жалуется, что оказалась в безвыходной ситуации, потому что не имеет ничего против расширения газопровода, но не хочет вызывать недовольство Вашингтона. В Польше, напротив, США «ломятся в открытые двери», — говорится в статье.
В частности, консорциум, состоящий из пяти европейских концернов, в том числе и OMV, не сможет основать совместное предприятие с Газпромом для строительства «Северного потока-2» из-за возражений польской Антимонопольной службы.
При этом вмешательство США произошло как раз во время первых поставок американского газа в Европу на фоне новой конкурентной борьбы за доли рынка, отмечает издание.
До сих пор американцам не удавалось вытеснить Россию с газового рынка Европы. Наоборот, как заявил глава Газпрома Алексей Миллер, в этом году может быть поставлен рекорд поставок российского газа в Европу.
Однако американцы способны проявлять многолетнее упорство в достижении своих целей. Чего хотят они добиться на этот раз, только ли того, чтобы «пересадить» Европу с российского газа на свой, американский?
— Думаю, что у США много причин для того, чтобы пытаться сорвать российские газовые проекты, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.— Главная из них даже не в том, что американцы хотят сами занять газовый рынок Европы. Они, скорее, хотят лишить Евросоюз дешёвого газа. Поскольку альтернативой российскому газу на сегодня может стать только более дорогой СПГ из Норвегии или Ближнего Востока и Африки. И тогда товары ЕС неизбежно станут дороже американских. А закрыть Европу от товаров из Соединённых Штатов уже нельзя, поскольку ЕС подписал соглашение о свободной торговле с Америкой. В общем-то, это основная стратегия США в последнее время — навязать партнёрам такие соглашения, которые делают их рынки беззащитными перед наплывом более дешёвых американских товаров.
— Да, падение добычи газа и нефти в США продолжается. Газ в Америке до «сланцевой революции» был довольно дорогим. Предполагалось, например, что российское газовое месторождение Штокман будет разработано как раз для поставок на американский рынок. Однако вскоре после начала «сланцевой революции» стоимость газа в Америке упала. Его рыночная цена даже стала ниже себестоимости. Но тут была своя особенность — на тех же сланцевых месторождениях добывают и нефть. И за счёт прибыли от нефти производителям удавалось купировать потери из-за дешёвого газа. Но теперь и нефть приносит мало дохода. Поэтому сейчас небольшие нефтегазовые компании закрываются или продаются крупным компаниям, у которых есть «подушка безопасности». Нефтегазодобыча в США падает. При этом я не думаю, что сланцевая добыча полностью придёт в упадок. Большую часть газа они будут добывать самостоятельно внутри страны. Однако планам «подсадить Европу» на американский газ вряд ли суждено сбыться.
— Если американцам удастся «прогнуть» Европу и «Северный поток-2» не будет реализован, сможем ли мы иным путём избавиться от прямой зависимости от транзита газа через Украину?
— Пока без транзита через Украину Россия обойтись не может. Те 67 миллиардов кубометров, которые проходят через украинскую ГТС, перебросить некуда. «Северный поток» и газопровод «Ямал-Европа» мы загружаем ровно настолько, насколько нам это позволяют правила Третьего энергопакета.
Даже если предположить, что «Турецкий поток» или «Южный поток» будут реализованы, они, самое большее, снимут с украинского транзита половину газовых объёмов. И даже если предположить, что при этом в обход Третьего энергопакета «Северный поток» будет загружен на полную мощность, всё равно около двадцати миллиардов «кубов» придётся гнать через Украину. То есть, только строительство «Северного потока — 2» избавит нас от капризов «незалежной». Напомню, в прошлом году «Нафтогаз» в одностороннем порядке поднял цену за транзит российского газа в два раза. Газпром, конечно, отказывается платить по таким тарифам, однако неизвестно, какой ещё фортель выкинут украинские партнёры.
— А насколько вероятно, что американцы заставят Германию, заинтересованную в реализации проекта «Северный поток-2», отказаться от этой идеи?
— Пока немецкие власти подчёркнуто дистанцируются от этого проекта, поскольку, дескать, он коммерческий и всё должно решаться на уровне заинтересованных компаний.
Всё будет зависеть от того, насколько Германия проявит волю остаться самостоятельной страной. Последний выпад против «Северного потока-2» — запрет Польши, через эксклюзивную экономическую зону которой должен пройти подводный трубопровод, на создание совместного предприятия из компаний пяти государств. Скорей всего, заинтересованные в проекте страны найдут новый формат. Это будет либо дочерняя структура Газпрома, в которой европейцы купят себе доли, либо создадут некий инвестиционный фонд. Запрет Польши будет преодолён. А вот, что будет дальше — загадка.
Тактика США, в общем-то, остаётся неизменной, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Они пытаются подавлять геополитических конкурентов, где бы они ни находились. Больше всего американцев беспокоит Китай. США хотели бы его стравить с Россией, чтобы обе страны занимались не экономическим развитием, а войной друг с другом. При нынешней российской власти это у них не получается. А значит, надо попытаться сменить власть в России на прозападную. Это особенно и не скрывается. Вот США и пытаются всячески усложнить жизнь России, ослабить её экономику. Поэтому они и продавливают Европу, как видим, довольно успешно.
— А США не интересует при этом, что их европейские партнёры сами окажутся в сложном положении, и будут вынуждены платить втридорога за «антироссийский газ»?
— Не интересует. В Европе много говорят, что они страдают из-за антироссийских санкций, но подчеркивают, что с Америкой ссориться нельзя, дескать, ЕС и США в «одной лодке». При этом американцы всерьёз не задумывались, а что будет, если российский газ перестанет поступать в ЕС. На самом деле, им просто нечем его заменить, поскольку своего сланцевого газа в США не добывают в необходимых объёмах. Нет и необходимого числа терминалов в Европе.
Пока по действующим контрактам европейцы покупают газа у России даже больше, чем в предыдущие годы. Но вот разрешат ли правительства европейских стран, находящиеся под давлением США, заключать своим компаниям новые контракты с Россией — вопрос открытый.
Фото ТАСС