Похоже, Москва решила в кратчайший срок покончить с многолетней битвой за крупнейший сирийский город Алеппо, который многие в этой стране уже успели окрестить своим Сталинградом. Способ быстро переломить ход боевых действий Генштабом Вооруженных сил РФ выбран простой и эффективный — море огня с небес.
Причем, если прежде главные неприятности исламистам сулили удары российских фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков с авиабазы Хмеймим, переданной нам в бессрочную и бесплатную аренду, а также налеты оперативно-тактических «бомберов» Ту-22М3, только в августе трижды наведывавшихся в сирийское небо с аэродрома Моздок в Северной Осетии, то теперь на свирепых головорезов смерть надвигается, как минимум, с четырех направлений. А именно — из акваторий Средиземного и Каспийского морей, из Ирана и всего с того же Хмеймима.
Согласованную по времени, рубежам и целям воздушно-космическую операцию такого масштаба российские Вооруженные силы РФ не проводили еще никогда. Стратегический пейзаж перед битвой выглядел так. 12 августа из Севастополя к берегам Сирии выдвинулись малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол» (проект 21631, шифр «Буян-М»). Официально — для участия в зачетном контртеррористическом тактическом учении флота в восточной части Средиземного моря. На каждом — по восемь высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК».
Практически одновременно в Каспийское море, тоже на учения, вышла корабельная ударная группа (КУГ) в составе ракетных кораблей «Татарстан», «Дагестан» (оба — проект 11661), малых ракетных кораблей «Град Свияжск» и «Великий Устюг» (оба проект 21631, шифр «Буян-М»). В плане цель маневров флотилии, начавшихся 15 августа, сформулирована ясно и недвусмысленно: «Проверка способности сил к действиям при разрешении кризисных ситуаций, представляющих угрозу военной безопасности страны, в том числе террористического характера». Учтем, что в общей сложности в пусковых установках КУГ каспийцев еще 24 крылатые ракеты «Калибр-НК».
В день начала учений на Каспии на 3-ю тактическую авиабазу Хамадан ВВС Ирана из Моздока перелетело неустановленное пока число российских бомбардировщиков Ту-22М3 и Су-34. Что дало возможность нашим летчикам, и без того часто наносившим удары по целям в Сирии, существенно сократить подлетное время к Алеппо — до 600 километров. А это не просто экономия времени и топлива. При налетах из Хамадана можно существенно увеличивать бомбовую нагрузку каждой машины — чуть ли не в три раза.
Но почему было не посадить «Бэкфайеры» (как на Западе давно окрестили Ту-22М3) прямо в Хмеймим? Оттуда ведь до Алеппо еще ближе, чем из Хамадана? Ответ прост: увы, взлетно-посадочная полоса сирийского аэродрома пока не позволяет использовать 122-тонные машины для интенсивной боевой работы.
Однако и авиабазе Хмеймим было отведено важное место в начавшейся воздушно-космической операции ВКС. Именно с нее осуществляется истребительное прикрытие наших бомбардировщиков, прилетающих из Ирана.
В итоге, судя по поступающим сообщениям, эффективность первого же авиаудара ВКС РФ с аэродрома Хамадан, нанесенного по южной части Алеппо уже на другой день, 16 августа, резко возросла. Арабский новостной портал Al-Masdar News назвал налет российских бомбардировщиков на позиции исламистов в районе артиллерийского училища и жилого квартала Аль-Хамдания «нескончаемым». В общей сложности, сообщает издание, ракеты и бомбы на противника сыпались семь часов.
Основные потери, по сведениям Al-Masdar News, понесла коалиция «Джейш Аль-Фатх», в которую входят отряды таких группировок, как «Джебхат Фатах аш-Шам» (в прошлом — «ан-Нусра»), «Ахрар аш-Шам» и другие. Именно «Джейш Аль-Фатх» в начале августа удалось разблокировать кольцо в восточном Алеппо, в котором оказались боевики объединения «Фатх Халеб», куда также входят отряды перечисленных группировок. Сообщается, что после мощной поддержки с воздуха подразделения сирийской армии и отряды «Хезболлы» перешли в наступление и «прорвали линию фронта».
Очевидно, это только начало. Работа «Бэкфайеров» в Идлибе и на юго-западе Алеппо, скорее всего, будет продолжена. Ждем, когда в дело вступят черноморцы и каспийцы с их «Калибрами-НК».
Кстати, тут отметить стоит вот что. Исключительный случай в мировой практике: предстоящий ракетный удар заранее широко анонсирован. Все ведущие информационные агентства сообщили, что Москва запросила у властей Ирана и Ирака разрешение на пролет «Калибров» через их воздушное пространство. Чего прежде никогда не делалось: ни в ноябре 2015 года, когда первая такая атака по целям в Сирии была произведена из акватории Каспийского моря, ни в декабре того же года, когда по ним же из Средиземного моря била только что принятая в состав Черноморского флота дизельная подводная лодка «Ростов-на-Дону» (проект 636.3 «Варшавянка»), совершавшая переход в Севастополь. Понятно, что тогда Москва по дипломатическим каналам также делала запросы, но не столь открыто и демонстративно.
Почему теперь о предстоящей ракетной атаке только что не напечатали на уличных афишах во всех столицах мира? Не исключено — за тем, чтобы наглядно продемонстрировать всем нашу уверенность в собственном оружии: все, что будет выпущено из корабельных пусковых установок, не упадет по дороге и неотвратимо уничтожит врага. Заодно — продемонстрировать политическую решимость и в дальнейшем бороться с группировками, отказывающимися подписать перемирие с Дамаском. А заранее убежать из-под удара… Это значило бы для джихадистов открыть фронт. Чего от них и добиваются под Алеппо.
Отдельно стоит сказать и о целях, которые были поражены нашими ВКС РФ 16 августа. Это не только объекты «ан-Нусры» (под Алеппо и в Идлибе, например, в Серакабе), но и «Исламского государства» — в районе Дейр-эз-Зора, Пальмиры, а также на севере провинции Алеппо, в частности, в городе Аль-Баб. Как отмечают эксперты, выбор Аль-Баба для бомбометания может быть неслучайным и основываться на неких договоренностях с Вашингтоном. Известно, что проамериканский курдско-арабский альянс «Демократические силы Сирии» после освобождения от ИГ города Манбиджа в качестве следующей цели для наступления выбрал город Аль-Баб. В случае успеха это позволит курдам соединить все три кантона (Африн, Кобани и Джизре) в единое территориальное пространство.
— Конечно, удар по Аль-Бабу мог быть нанесен и без всяких договорённостей. Но если в дальнейшем бомбардировки севера провинции Алеппо ВКС будут систематическими, то это сможет спровоцировать очередной виток напряженности с Турцией, — отмечает военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). — Турки очень болезненно относятся к созданию курдской автономии, но возражать особо не могут, поскольку это — американский проект. Не исключено, что Штаты договариваются с нашими военными, чтобы они помогали им бороться против ИГ на севере Алеппо. Но тем самым мы будем помогать строить США курдский коридор, соединяя через Аль-Баб Африн с недавно освобождённым Манбиджем. А это очень не понравится туркам.
На мой взгляд, решение о размещении бомбардировщиков на тактической базе ВВС Хамадан связано с тем, что иранцы даже в открытой печати открыто возмущались сложившейся обстановкой под Алеппо. КСИР и «Хезболла» там активно воюют на земле, но поддержка с воздуха осуществляется с большой задержкой. Возможно, Тегеран предоставил нам аэродром с условием, что мы будем более серьезно бомбить район Алеппо. Конечно, и до этого наши самолёты там активно действовали, но, как я уже сказал, с большим опозданием после начала очередной атаки боевиков. Все-таки взаимодействие между нами, сирийцами и иранцами там до конца не налажено. Да и самолетов на Хмеймиме все-таки не так много и их просто не хватает на все цели. Скажем, в том же Дейр-эз-Зоре, несмотря на то, что в осажденный гарнизон, неоднократно перебрасывалось подкрепление, ИГ чуть ли не вдвое удалось сократить территорию, которую занимают сирийцы.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов говорит, что оборудование Ту-22М3 позволяет самолетам работать для непосредственной поддержки войск «по вызову».
— Во-первых, перебазирование «бомберов» резко снижает их подлетное время к цели и время реакции на те или иные действия боевиков. Во-вторых, базирование в Хамадане позволяет увеличить предельную бомбовую нагрузку. В-третьих, Ту-22М3 могут использоваться, как американские бомбардировщики B-1B Lancer в последних конфликтах, которые стали самолетами непосредственно огневой поддержки войск. Большая дальность полета Ту-22М3 позволяет ему осуществлять некое патрулирование в небе и в случае чего оперативно приходить на помощь сирийской армии. Правда, B-1B имеет на вооружении управляемые бомбы, но бортовой прицельный и навигационный комплекс позволяет нашим Ту-22М3 производить бомбометание с хорошей точностью, сопоставимой с применением управляемого оружия.
В-четвертых, аэродром в Моздоке все-так не резиновый, и за счет базирования в Иране Россия гипотетически увеличивает силы дальних бомбардировщиков, которые могут применяться по целям в Сирии, при этом количество самолетов на Хмеймиме остаётся неизменным. Что, наверное, важно, учитывая договорённости с США.
На мой взгляд, размещение самолетов на передовой базе в Иране перечеркивает все инсинуации относительно противоречий между Москвой и Тегераном по политике в Сирии. Чего уж может быть ближе, чем разрешение самолетам чужой страны базироваться на своих аэродромах.
Что касается целей авиаударов, то пока статистические данные не позволяют нам делать каких-либо выводов относительно договоренностей США с РФ или РФ с Турцией. Но очевидно, что количество средств, которые Россия в ближайшее время будет применять в Сирии, резко увеличится. Скорее всего, в первую очередь под удары «Калибров» и Ту-22М3 будут попадать стационарные разведанные цели. Кстати, недавнее заявление Сергея Шойгу об угрозе «шахид-мобилей» и БМП, начинённых взрывчаткой, можно расценивать как сигнал к тому, что ВКС будут атаковать различные объекты исламистов, на которые перегоняют автомобили для их последующего минирования.
Кстати
23 ноября 2015 года истребитель-бомбардировщик Су-34 был замечен на стоянке военного аэродрома Шахид Ноджех в северо-западной провинции Хамадан. Судя по спутниковым снимкам, полученным и проанализированным AllSource Analysis, он оставался там, по крайней мере, в течение двух дней. Вечером 24 ноября на аэродром прибыл транспортный самолет Ил-76. Согласно данным AllSource, к 5 декабря оба самолета покинули базу.