Не успели недоброжелатели России отойти от шока, связанного с провалом идеи создания транспортных коридоров из Китая в Европу в обход неё, как их настигает новое разочарование. В ближайшем будущем по территории Российской Федерации огромные потоки грузов пойдут не только с востока на запад, но и с юга на север. Москва открывает новые возможности для стран Южной Азии.
Неделю назад в Баку прошла первая трёхсторонняя встреча президентов России, Ирана и Азербайджана. Вопреки стараниям недоброжелателей, потративших годы на то, чтобы разбить партнерство трех государств, контролирующих пути через Кавказ и Каспий, Москва, Тегеран и Баку будут сотрудничать и уже готовятся к реализации проектов, способных серьезно скорректировать экономическую карту мира. В ходе встречи лидеры трех стран обсуждали широкий круг вопросов, включая международную стабильность, борьбу с терроризмом и статус Каспийского моря, но ключевым предметом переговоров всё же, пожалуй, стал новый евразийский транспортный коридор.
Десятилетиями основным путем доставки грузов из Азии в Европу было море. Европейскую и азиатскую экономические зоны связывает между собой Суэцкий канал, мощностей которого (даже с учетом модернизации) уже давно не хватает для полноценного пропуска тысяч торговых судов. Что неудивительно, ведь канал берет на себя, по разным оценкам, до 10% мировой морской торговли. Сейчас же загруженность канала, вполне вероятно, может вырасти еще больше – ведь санкции с Ирана, входящего в двадцатку крупнейших экономик планеты, сняты. И поэтому путь через Суэц, и без того достаточно долгий и дорогой, мог стать для субъектов внешнеэкономической деятельности европейских и азиатских стран еще более накладным. Но теперь у них есть альтернатива.
Россия, Иран и Азербайджан начинают работу над созданием транспортного коридора «Север — Юг», по которому грузы из Индии, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива смогут быстро и сравнительно недорого доставляться в Россию и Северную Европу. Маршрут будет одновременно железнодорожным, автомобильным и водным (через Каспий). Начнется он в индийском Мумбаи, а дальше пройдет через Бендер-Аббас, Баку и Астрахань.
Путь через Иран, Азербайджан и Россию станет «хребтом» нового проекта. Однако при желании в него сможет интегрироваться еще целый ряд стран: Армения, Беларусь, Греция, Грузия, Киргизия, Казахстан, Ирак, Пакистан, Украина, Турция, Таджикистан, Оман, Сирия и Болгария. И даже монархии Персидского залива.
Иранские эксперты уже подсчитали, что новый маршрут протяженностью 7200 километров не только избавит перевозчиков от необходимости проходить Суэцкий канал и сократит время доставки грузов на 14 дней, но и поможет сэкономить: в качестве преимущества коридора «Север — Юг» эксперты называюттакже снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
Сегодня для эффективной работы транспортной магистрали не хватает 172 километров железнодорожных путей между Ираном и Азербайджаном, но ОАО «Российские железные дороги» уже готовы стать оператором строительства данного участка.
Объем перевозки грузов по еще недооформленному коридору «Север — Юг» и так рос в последние годы. В 2015 году он составил 7,3 миллиона тонн, что примерно на 4% больше, чем в 2014. После же того, как развитию коридора на официальном уровне начнут содействовать национальные правительства, создадут для необходимых работ надлежащую нормативную базу, а также достроят недостающие участки транспортных магистралей, можно ожидать куда более существенного роста грузоперевозок.
Давая интервью азербайджанскому информационному агентству «АзерТАдж», Президент России Владимир Путин подчеркнул, что коридор «Север — Юг» направлен на создание оптимальных возможностей для перемещения транзитных грузов из Индии, Ирана, стран Персидского залива на территорию Азербайджана, Российской Федерации и далее в Северную и Западную Европу.
В контексте реализации нового масштабного проекта еще более актуальным для нас становится вопрос стабильности и безопасности в Кавказском и Ближневосточном регионах. Поэтому создание постоянной военной базы России в Сирии помимо весомой гуманитарной и политической составляющей обретает еще и экономическую. Стабильность в регионе, благополучное развитие наших партнеров и ликвидация господствующих там экстремистских группировок создаст предпосылки для активизации всеми государствами Ближнего Востока экономических связей с РФ.
Динамичное развитие проекта, безусловно, существенно повлияет на мировую экономическую географию. Сегодня торговля со странами Европы и северной части Евразии во внешнеэкономической деятельности Индии, Пакистана и других стран Южной Азии играет второстепенную роль. Оптимизация же логистики путей может существенно изменить сложившуюся ситуацию, создавая новые возможности как для Дели с Исламабадом, так и для Москвы, Тегерана и Баку.
Весьма интересен будет новый маршрут и для Турции, имеющей традиционно крепкие отношения с Азербайджаном. Для Анкары этот проект куда перспективнее, чем антироссийские авантюры вроде «альтернативного» сухопутного пути в Китай в обход России, закончившиеся пока что грандиозным провалом.
Традиционное противоборство Евразии и англосаксонского мира, о котором любят говорить геополитики, обретает все более конкретные экономические очертания. Россия кровно заинтересована, чтобы связи между разными уголками Евразии крепли. Ведь транспортные магистрали – это экономическая кровеносная система материка, в сердце которого по воле судьбы лежит наша страна. И чем активнее будут проходить процессы евразийской интеграции, тем сильнее будет Россия.
Фото Reuters
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).