Восстановление ракетного щита Украины должно стать безусловным приоритетом в реформировании оборонно-промышленного комплекса. Это лишь один из воинственных тезисов авторской статьи Александра Турчинова, которая, вышла на днях в официальном парламентском издание «Голос Украины», о чем сообщает РИА «Новости».
Глава СНБО пишет в ней о завершении первого этапа реформирования системы национальной безопасности и обороны. Подводит итоги. Оценивает успехи. Ставит задачи. И, судя по всему, смотрит в будущее с оптимизмом.
Еще бы… Углубляется, по его словам, сотрудничество с НАТО:
«Вместе с партнерами созданы шесть новых трастовых фондов, к процессам развития сектора безопасности и обороны привлечены эксперты из государств-членов НАТО, развивается военно-техническое сотрудничество с этими государствами».
Конкретики никакой. Зато грозных слов много — что, в принципе, отличает современный руководящий стиль бывшего комсомольского вожака. Как и постоянные попытки публично строить грандиозные планы без опоры на реальные возможности.
Здесь уместно вспомнить заявление Турчинова, которое он сделал в апреле текущего года, относительно роли «незалежной» как части европейской системы противовоздушной и противоракетной обороны: «Украина должна стать непроницаемой для ракет и авиации», — сказал тогда секретарь СНБО.
Ясно, что «восстановление ракетного щита» — бесполезное заклинание. Ведь для воплощения в жизнь этих планов нужны колоссальные средства, высококвалифицированные специалисты и современная производственная база. А украинский ВПК в этом смысле находится не в лучшей форме.
— Тема создания собственных образцов современного ракетного оружия на Украине, так или иначе, обсуждается на протяжении практически всего периода независимости, — напомнил военный эксперт Центра анализа, стратегий и технологий (АСТ-Центр) Сергей Денисенцев.
— Но по факту мы видим, что к настоящему моменту никакого существенного прогресса нет. То есть, были какие-то проекты, в том числе по созданию своего оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Сапсан». Но все они благополучно заглохли.
Но даже если сейчас к ним захотят вернуться, все эти «хотелки» Турчинова будут упираться в экономические проблемы Украины. Потому что дело ведь не только в том, чтобы разработать ракету. Нужно еще, чтобы она стала, что называется, возможностями вооруженных сил.
— Поясните?
— Нужно развернуть серийное производство. Сформировать соответствующие воинские части. Обучить личный состав. Какая-то часть этих ракет будет израсходована на испытания и на подготовку. Это все очень масштабное производство.
И когда они говорят, что запросто создадут конкурента нашим ОТРК, они просто не понимают, какой объем усилий был затрачен в России на разработку и постановку на вооружение того же «Искандера». При том, что у нас были профильные разработчики этой системы.
То есть, у «незалежной» нет ни технологических, ни экономических возможностей для того, чтобы в более или менее разумные сроки создать полноценный оперативно-тактический комплекс. Но даже если такая ракета будет создана, там опять же возникает много вопросов. Потому что нужно разработать боеголовку — не только ракету, которая куда-то полетит, но и как бы дать этой ракете поражающий фактор. Что это будет? Осколочно-фугасная часть или кассетная? Соответственно, там потребуются какие-то еще технологии. Потом нужно, чтобы эта ракета не только куда-то улетела.
— В смысле, чтобы точность поражения цели была максимальной?
— Естественно. В принципе, тактические и оперативно-тактические ракеты, как известно, Германия освоила еще в 40-х гг. прошлого века. Это были «Фау», серийное производство которых нацисты собирались наладить в конце войны, но не успели. Для того времени они обладали огромной разрушительной силой, но вот точность была очень низкая.
Современные технологии позволяют добиться очень высокой точности ракетного оружия. Но у Украины в настоящий момент этих технологий нет. И то, что эти технологии ей передадут какие-то западные партнеры, крайне маловероятно.
Таким образом, могу сказать, что Турчинов, делая подобные заявления, просто не учитывает реальных возможностей отрасли, за которую отвечает.
Военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин на планы главы СНБО ответил народной поговоркой — «дай Бог нашему теляти да волка съесть»:
— Конечно, никаких возможностей на Украине для создания своего ракетного оружия нет. Я напомню, что ракеты бывают тактические, оперативно-тактические, стратегические. Так вот, стратегические ракеты Украине делать запрещено по российско-американскому договору СНВ-1, к которому она присоединилась в 1992 году вместе с Белоруссией и Казахстаном.
Днепропетровский завод «Южмаш» — основной разработчик и производитель ракетного оружия — сегодня находится в плачевном состоянии и ничего не выпускает. Они даже перестали — правда, по политическим мотивам — обслуживать ракеты «Воевода» (она же «Сатана»), которые стоят на вооружении России. У нас осталось их штук сорок, и украинские специалисты в качестве авторского надзора обязаны были их обслуживать, поскольку ракеты сделаны там. Теперь мы сами обслуживаем эти комплексы. Хотя это уже другая история…
— В чем проблема?
— Во-первых, для того, чтобы создать такое оружие, необходимо иметь школу. На Украине оперативно-тактических ракет полным циклом никогда не делали. Делали только стратегические. Ну, еще из тактических — «Точку». Правда, там были комплектующие, которые изготавливались в разных концах нашего большого Союза.
Кто будет сегодня эти комплектующие поставлять? Россия — не будет. НАТО, тем более, не будет. Потому что Западу не нужна ракетная Украина. Эту простую вещь надо понимать.
Вообще, НАТО не нужна Украина как сильная военная держава. Она нужна как поставщик дешевой военной силы — «пушечного мяса». В экспедиционных операциях просто удобнее использовать такие войска, как украинские. Убьют — не жалко. Но говорить о том, что страны альянса помогут Украине создать оборонную промышленность, по меньшей мере, наивно. Зачем создавать конкуренцию?
— Как же нам относиться к словам Турчинова? Как к бреду?
— Это как раз то самое слово. Но я хотел бы напомнить, что Турчинов в прошлом комсомольский работник. Потом ушел в баптистские проповедники. Теперь вот — секретарь СНБО. Но главное, этот человек, когда выполнял обязанности президента Украины после Майдана, послал войска в Донбасс и развязал братоубийственную войну. Об этом необходимо помнить.
— Мы знаем, что США используют Румынию, а в перспективе и Польшу — для размещения систем ПРО. А Украину НАТО может использовать в этом же качестве?
— Как территорию, безусловно. Но надо, чтобы она входила в какие-то определенные договорные отношения. Если Украину примут в НАТО, то использовать ее для размещения комплексов ПРО можно будет без проблем, как и Румынию. Но в НАТО Украину никогда не примут — это тоже надо понимать. И не только потому, что она не соответствует определенным стандартам. А еще и потому, что она должна отказаться от территориальных претензий к своим соседям. Опять же, если она откажется от Крыма, есть еще Донецкая и Луганская народные республики. Киев никогда на это не пойдет, чтобы не потерять лицо.
Поэтому украинская перспектива вхождения в НАТО, как и в ЕС — это мифы, которыми власть зомбирует свой народ.
Что касается украинской оборонки, то приведу два примера для наглядности.
На Украине были две радиолокационные станции СПРН (Система предотвращения ракетного нападения). Одна — в Карпатах под Мукачево. Другая — под Севастополем. Обе входили в систему ПРН СССР, потом — России. Украинские военные — по договору — несли там якобы боевое дежурство и поставляли информацию о тех ракетах, которые где-то могли стартовать, а потом лететь в нашу сторону. Но потом украинская сторона стала требовать огромные деньги — 15 млн. долларов в год — за аренду, угрожая отдать их США.
Сами понимаете, станции повернуты в сторону Атлантики. Развернуть эти махины в сторону России невозможно. И натовцам не нужны станции, которые будут подсматривать за Европой. В результате договор с Украиной был разорван, а объекты за десять лет простоя просто пришли в негодность, превратились в хлам.
— Но Севастополь — это уже Россия…
— Да, у Минобороны, насколько мне известно, есть планы по восстановлению этого стратегического объекта. Как, кстати говоря, и построенного в советское время учебно-тренировочного комплекса «Нитка» под Саками, который предназначен для отработки летчиками палубной авиации техники взлета и посадки. Несмотря на официальные договоренности и огромные деньги, которые Россия заплатила за аренду комплекса на несколько лет вперед, Украина в 2008 году просто закрыла им туда доступ. Потом стала угрожать, что передаст «Нитку» Индии или Китаю. Но и те, и другие предпочли не связываться и построили свои комплексы для тренировки морских летчиков.
Вот что такое ВПК Украины, если совсем коротко. Оборонка «незалежной» не просто больна, она уже не дышит.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня