История началась с того, что европейское интернет-издание Euroactiv сообщило о начале переброски американского арсенала ядерных бомб B-61 с турецкой базы «Инджирлик» на румынскую «Девеселу». По сведениям издания, США планируют перевезти 20 единиц оружия из примерно 70:
В связи с чем сразу на ум приходят недавние события, происходившие вокруг базы «Инджирлик» после неудачного переворота в Турции. Сначала турецкие власти обесточили базу, отключив электричество для американской её части, и военные США вынуждены были перейти на дизельные электрогенераторы. Затем на базе «Инджирлик» был объявлен официальный запрет на взлёт и посадку любых самолётов – как американских, так и турецких. Следует напомнить, что ядерное оружие США на турецкой базе – это не ракеты, как большинство современного ядерного оружия, а авиабомбы B-61, которые доставляются к цели самолётами. Кроме того, в рамках масштабных арестов в армии, проводимых Эрдоганом под предлогом наказания участников мятежа, был арестован начальник авиабазы, которого обвинили в причастности к неудавшемуся госперевороту.
Словом, издание полагает, что после всего произошедшего США не считают Турцию достаточно надёжным местом для размещения там своего ядерного оружия. Реакция НАТО на запрос автором статьи была сформулирована так расплывчато, что вполне допускала трактовку начала реальной переброски бомб:
И только в Румынии решительно опровергли появившееся сообщение о перевозимом в страну из Турции американском ядерном оружии. Министр национальной обороны Румынии Михня Мотокзаявил:
На это возражение издание Euroactiv небезосновательно отметило, что если бы тайная переброска оружия действительна шла, то власти Румынии ничего другого и не могли бы сказать, кроме как решительно отрицать эти факты.
Автор статьи, болгарский журналист Георги Готев пообещал привести доказательства о перевозке США ядерного оружия из Турции в Румынию в следующем материале и добавил:
Более того, о такой возможности писали западные СМИ еще в ноябре 2015 года. Так, газета The Timesсообщала, что Обама серьёзно обдумывает вариант вывода ядерного оружия из стран НАТО, в том числе из Турции, в рамках новой политики по ядерному разоружению своей страны.
История появления ядреного оружия США в Турции берёт начало в 1961 году, когда Штаты начали размещение около города Измир 15 ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с радиусом действия 2400 км, напрямую угрожавших европейской части Советского Союза и достававших до Москвы. Именно эти события и спровоцировали ответную реакцию Советского Союза, которая вылилась в 1962 году в Карибский кризис.
С тех пор ситуация неоднократно менялась, и в настоящий момент в Турции находится лишь от 70 до 90 ядерных бомб B-61, размещенных на турецко-американской авиабазе «Инджирлик». В мирное время ядерный арсенал находится под контролем военных США, но в случае угрозы Турции с применением ЯО по её территории задействуется статья 5 Североатлантического договора, согласно которой специалисты ВС США обеспечивают выдачу союзникам ядерных авиабомб и совместную с ними подготовку их к боевому применению.
Однако, как сообщается в публикации агентства «ХаберТюрк», несмотря на фактическое наличие ядерных боеприпасов, возможности их использования ограничены. В частности, указано, что на базе нет самолётов США, способных нести эти ядерные бомбы. При этом от Вашингтона приходили неоднократные запросы к Анкаре с просьбой разрешить дислокацию на базе «Инджирлик» соответствующей воздушной техники, но все они получали неизменный отказ: Турция не желала излишне раздражать Советский Союз, а потом и Россию, принимая такое решение.
Обоснованно полагая, что и так оказала США достаточную услугу, позволив разместить на своей территории часть американского ядерного арсенала, Анкара последовательно заявляла, что вопрос о переброске на авиабазу еще и самолётов, способных доставить эти бомбы до цели, может быть решён оперативно в случае возникновения достаточно напряжённой ситуации в регионе, которая даст основания полагать, что может возникнуть угроза и необходимость применения ядерного оружия. Словом, в отличие от ракет, использование этого оружия возможно только после согласования с Турцией и переброски на базу дополнительной авиации.
В то же время стоит упомянуть, что, по оценке Службы внешней разведки Германии, Анкара может получить собственное ядерное оружие уже к 2023 году.
Причины поднявшейся шумихи
Во всей этой истории есть одно слабое, неправдоподобное место: дело в том, что ядерные бомбы – это не самолёт, который можно перегнать с одного военного аэродрома на другой. Для их хранения необходимо создание сложной инженерно-технической инфраструктуры, разработка совершенно иных мер безопасности, согласование на очень многих уровнях не только со страной размещения, но и некоторыми членами НАТО и Евросоюза. Словом, это не та задача, которая может быть оперативно решена за недели, прошедшие с момента турецкого кризиса.
Бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенантЕвгений Бужинский говорит:
Здесь уместно снова привести слова автора публикации в Euroactiv, который считает эту тему одной из важнейших среди текущей международной повестки, потому что подобные действия не предпринимаются просто так, а являются следствием очень важных политических изменений и свидетельствуют об изменении в отношениях ключевых игроков:
Но, видимо, правда на одну ступень сложнее, и прав Бужинский, который говорит о том, что распространение этой информации в СМИ преследует цели изучения отклика на неё. Если это так, то можно сделать несколько обоснованных предположений.
США блефуют, угрожают или меняют политику в регионе?
Первое и самое очевидное – это завуалированное предупреждение Турции из Вашингтона, что она находится в шаге от того, чтобы потерять всякое значение и интерес для Соединённых Штатов. Наличие ядерного арсенала является одним из факторов полезности связей с Анкарой и причиной её постоянной поддержки Вашингтоном.
Таким образом, подтверждается предположение о том, что Штаты не позволят России так легко переманить Турцию в свой лагерь. Вероятно, этот информационный вброс является только первой ласточкой, разведывательной операцией перед принятием решения, где и как следует надавить США на Турцию и других игроков с целью возвращения тех позиций на Ближнем Востоке, которые они потеряли в последние год-полтора.
После попытки госпереворота риторика Эрдогана в адрес Запада настолько ужесточилась, что впору говорить о ссоре одновременно со Старым и Новым Светом. Турция, как и Россия, похоже, разочаровалась в Западе, потому что увидела, что её слишком долго использовали и обманывали, давая обещания, которые не выполняются, но требуя взамен вполне реальных действий во внешней политике. Анкара готова к самому серьёзному понижению уровня отношений с Вашингтоном и Брюсселем, так как она почти полностью утратила доверие к ним. Те, в свою очередь, так же отвечают недоверием. Таким образом, вопрос о вывозе американского ядерного оружия действительно может символизировать собой разворот политических ориентиров Турции.
Но, с другой стороны, это может быть и американским блефом: Турция всё равно остаётся второй по величине и оснащённости армией НАТО, а главное — обладает для США совершенно бесценным с геополитической точки зрения расположением. С ядерным оружием или без него, потерять Турцию – это то, на что Америке хотелось бы пойти в последнюю очередь. Союзник, контролирующий проливы, имеющий выход в Черное и Средиземное моря, граничащий с ключевыми странами региона – это слишком большой куш, чтобы его лишаться. США много вложили в отношения с Анкарой и не захотят так легко их потерять.
Информация построена так расплывчато, что можно проверить отклик у большинства ключевых игроков, принимающих решения: от национальных правительств Европы и России и заканчивая брюссельской бюрократией. При этом сами США упорно отмалчиваются, отказываясь комментировать информацию. Представитель Пентагона, куда отправил журналистов Госдепартамент за получением комментариев, заявил, что американское оборонное ведомство «не подтверждает и не отрицает наличие или отсутствие ядерного оружия» в Турции или Румынии.
Фото Politrussia