На этой неделе вице-президент США Джо Байден в рамках своего турне по балканским странам посетилСербию. СМИ сообщили, что цель визита высокопоставленного чиновника из Белого дома заключалась в переговорах с премьер-министром Сербии Александром Вучичем относительно перспектив вступления Белграда в Европейский союз. А перспективы эти зависят по большей части от двух вещей: проблемы Косово и отношений с Россией.
Стоит отметить, что последний раз Джо Байден был с визитом в Белграде семь лет назад в начале первого президентского срока нынешнего главы Соединенных Штатов Барака Обамы. По всей видимости, американский вице-президент выступает здесь в качестве ревизора, который приехал оценивать достигнутый в американо-сербских отношениях прогресс. При этом главные усилия Вашингтона в отношениях с Белградом сосредоточены на стремлении ограничить влияние России в этой славянской стране, а также примирить Сербию с Косово, который Белград упорно не хочет признавать. Примирение же, в идеальном для Вашингтона варианте, заключалось бы в признании Белградом независимости Приштины, что, в свою очередь, открыло бы путь Сербии в Евросоюз.
Дипломатические источники сообщают, что в процессе общения Байден и Вучич затрагивали также тематику сербско-российских отношений. Конкретно детали разговора в данном случае не раскрываются, тем не менее очевидно, что Вашингтон заинтересован в снижении уровнясотрудничества России и Сербии. Вполне возможно, что высокопоставленный американский гость привез главе сербского кабмина определенные предложения и рекомендации на этот счет. Вероятно, в обмен на некоторые преференции. По всей видимости, Вашингтон ведет игру на опережение, поскольку в октябре этого года ожидается визит в Белград премьер-министра России Дмитрия Медведева, на котором, как ожидается, будет подписан ряд торговых соглашений.
Дальнейшее укрепление российско-сербской экономической кооперации явно не входит в планы Вашингтона. Нервирует американцев также упорное нежелание Белграда присоединяться к антироссийским санкциям. 16 августа на встрече с Байденом президент Сербии Томислав Николичвновь заявил, что его страна не намерена присоединяться к ограничительным мерам против Москвы. При этом еще ранее премьер республики Александр Вучич дал России гарантии, что Сербия никогда не поддержит антироссийские санкции. Очевидно, что Белград не горит желанием рушить выгодное для него торгово-экономическое партнерство с Россией ради прихоти Вашингтона и Брюсселя.
Кроме экономического партнерства, Россия также планирует расширить возможности российско-сербского гуманитарного центра, созданного в городе Ниш в 2012 году. Центр занимается реагированием на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Сербии, оказывает помощь в ликвидации разного рода аварий и катастроф. Помимо этого через центр проходит российская помощь медикаментами и медицинским оборудованием, предназначенная для сербских медучреждений в Косово. Для развития центра предполагается организовать специальную тренировочную базу, где смогли бы обучаться сотрудники сербских подразделений гражданской обороны, а также пожарные и спасатели. При этом в некоторых западных СМИ уже успели заявить о создании на территории страны полноценной военной базы России, хотя Москва изначально подчеркивала гражданский и гуманитарный характер объекта.
Однако, несмотря на это, приоритетным для Сербии на данный момент считаются всё-таки отношения с Евросоюзом. Одной из главных причин этого является нужда Белграда в крупных иностранных инвестициях, на которые Сербия, как крупнейший рынок бывшей Югославии, может рассчитывать только после присоединения к Европейскому союзу. К тому же перед глазами у Белграда пример вступившей в «единую европейскую семью» в 2013 году Хорватии, а также получившая в прошлом году независимость Черногория, являющаяся на данный момент кандидатом на присоединение к ЕС. Правительство Вучича, очевидно, намерено следовать примеру своих соседей. Проблема, однако, в том, что с Хорватией и Черногорией у ЕС не было практически никаких проблем. Кроме разве что необходимости для этих стран провести ряд реформ в экономике, социальной политике, судопроизводстве и других сферах. В случае же с Сербией в полный рост встают два принципиальных вопроса: Брюссель требует от Белграда признать независимость Косово и ввести санкции против России.
Несмотря на кажущуюся невыполнимость данных требований, Сербия вполне может прогнуться под требования Евросоюза. В том числе в отношении признания независимости Косова, провозгласившего свою самостоятельность еще в 2008 году. Стоит отметить, что изначально Сербия заняла в этом вопросе категорическую позицию. Так, в 2010 году тогдашний президент республики Борис Тадич, выступая на сессии Генассамблеи ООН заявил, что Сербия никогда не признает независимость края.
Тем не менее объективные обстоятельства в итоге вынудили Белград и Приштину сесть за стол переговоров. В 2012 году между двумя сторонами был подписан договор о том, что Косово, хоть и с некоторыми ограничениями, может участвовать в региональных организациях и международных конференциях как независимый субъект. После этого Брюссель незамедлительно предоставил Белграду статус кандидата на вступление в ЕС.
Следующий шаг был сделан в апреле 2013 года, когда премьер Сербии Ивица Дачич и глава кабмина Косово Хашим Тачи подписали договор о разделении полномочий между косовскими властями и сербскими анклавами на территории самопровозглашенной республики. Согласно документу, Приштинапредоставила сербским территориям определенную автономию, взамен Белград перестал препятствовать Косово на пути в ЕС. Премьер-министр самопровозглашенной республики тогда сказал:
«Это соглашение является де-юре признанием нас Сербией, которое откроет для Косово путь вступления в международные организации».
Хашим Тачи
А уже на переговорах с Байденом нынешний премьер Сербии Вучич обмолвился, что решением проблемы Косово стало бы признание Сербией независимости мятежного края. Однако после этого глава сербского кабмина добавил, что его правительство на это пойти не может
Правительство Вучича не может. А вот следующее вполне может предпринять подобный шаг ради экономической целесообразности. Несмотря на то, что сербские политики все как один заявляют о непризнании независимости бывшей провинции Белграда, глава правительства уже публично во всеуслышание говорит, что признание Косово смогло бы решить некоторые проблемы Сербии и очистить ей путь на пути к «светлому европейскому будущему».
То же самое и с антироссийскими санкциями, которые Сербия как с чисто экономических, так и моральных позиций не хочет вводить против Москвы, несмотря на давление со стороны ЕС и США. Тем не менее провозглашенный сербским правительством курс на интеграцию с Евросоюзом так или иначебудет толкать Белград в русло общеевропейской политики, где вопрос противостояния влиянию России является одним из наиболее приоритетных.
Что всё это будет означать для дальнейших российско-сербских отношений? Вероятно, ничего хорошего, хотя Сербия всё-таки пытается усидеть на двух стульях, следуя курсом на евроинтеграцию и в то же время пытаясь развивать отношения с Москвой. Однако практика показывает, что находиться в таком раздвоенном положении невозможно, и рано или поздно наступит момент выбора в пользу одного. Предварительно Сербия свой выбор уже сделала. Окончательным его подтверждением станет согласие с требованиями ЕС в области признания Косово и антироссийских санкций. После чего Брюссель, так уж и быть, пустит Сербию в свой рассыпающийся на кусочки дом.
Естественно, что уход Сербии в стан потенциального противника будет одинаково плох и для Белграда, и для Москвы. Скорее всего, в том или ином виде произойдет заморозка торгово-экономического развития на уже достигнутом уровне, а также деградация сотрудничества в области финансов и ряда крупных совместных проектов.
Россия является одним из главных кредиторов Сербии. Так, в начале 2013 года Белград и Москва заключили соглашение о выделении Россией 800 миллионов долларов на модернизацию старой и строительство новой железнодорожной инфраструктуры в Сербии. При этом через несколько месяцев было подписано соглашение о выделении еще 500 миллионов долларов.
Кроме того, Россия и Сербия развивают ряд инфраструктурных проектов, осуществление которых также может оказаться под угрозой. Так, Российские железные дороги (РЖД) активно сотрудничают с «Железными дорогами Сербии» относительно реконструкции четырех железнодорожных линий общейпротяженностью в 400 километров.
Помимо этого, обращает на себя внимание и газовый вопрос, в том числе судьба проекта «Южный поток», который в скором времени может быть реанимирован. Сербия, несомненно, получила бы огромную выгоду от строительства газопровода через Болгарию. Однако возможное вступление страны в ЕС и следование в русле общеевропейской антироссийской политики может поставить крест нагазопроводе на территории Сербии. А это уже потеря потенциальных рабочих мест и инвестиций.
Возможно также повиснет на волоске судьба Российско-сербского гуманитарного центра в Нише, который и так нервирует наших западных «партнеров».
Таким образом, судьба российско-сербских отношений зависит от действий Белграда и его выбора относительно дальнейших действий. Россия же свой выбор уже сделала: наша страна всегда поддерживала сербский народ в самых трудных ситуациях. Каковы же будут действия Сербии, узнаем уже очень скоро.
Фото Politrussia