Всем известно, что вход находится там же, где и выход. Это было известно еще в Древнем Риме, входы и выходы которых был призван охранять бог Янус. Одним из его атрибутов был дверной ключ, чтобы открывать двери, а вторым – посох, чтобы отгонять врагов. А еще Янус отвечал за контроль самого важного выхода – в мир, ведь он покровительствовал родам. У него было 2 лица – в прошлое смотрело лицо бородатого старца, а в будущее – лицо юноши. Со временем двуликость Януса вошла в поговорку, и не удивительно, что появившийся в Европе в 1958 году автомобиль, передняя часть которого была практически неотличима от задней, назвали Janus.
Данный автомобиль был сконструирован в Германии, и его производство на тот момент происходило по двум причинам. Во-первых, немецким компаниям, специализирующимся на производстве вооружения, после окончания Второй мировой войны это запретили, и им пришлось переключиться на мирную продукцию. Одной из таких компаний стала Dornier, выпускавшая ранее летающие лодки и тяжелые бомбардировщики. Результатом их диверсификации стал микроавтомобиль Dornier Delta, который так и не был запущен в производство. А во-вторых, послевоенная Европа, население которой резко обеднело, не желая отказываться от личного транспорта, стала нуждаться в дешевых и неприхотливых семейных автомобилях.
В 1954 году компанией Zündapp была выкуплена модель Dornier Delta. Инженеры доработали дизайн автомобиля, установили в его средней части двухтактный одноцилиндровый двигатель, разработанный специально для него. Этот двигатель обладал мощностью 14 лошадиных сил и обеспечивал скорость до 80 км/ч. Также была изменена подвеска колес, благодаря чему автомобиль стал более комфортабельным. Размещение сидений осталось неизменным – водитель и один пассажир смотрели в направлении хода движения, а два других пассажира сидели к ним спиной и смотрели назад. Такая компоновка позволяла максимально эффективно использовать пространство в маленьком салоне. Все колеса были снабжены дисковыми тормозами, которые приводились в действие гидравлической системой. Этот самый автомобиль и получил название Janus.
Главной его фишкой являлись две двери – передняя и задняя, которые обеспечивали доступ к передним и задним сидениям соответственно. К нему было выпущено множество аксессуаров, среди которых был даже фальшивый руль для заднего сидения. Позиционировали данное средство передвижения как автомобиль для небольшой семьи и молодежи.
Но, не смотря на свою оригинальность, автомобилю не удалось завоевать немецкий рынок, не говоря уже о мировом. На то было несколько причин: компании так и не удалось наладить производство; заявленная максимальная скорость оказалась для автомобиля недостижимой; в процессе эксплуатации было выявлено множество недостатков, которые особенно касались устойчивости машины на дороге и ее безопасности. Все это послужило основанием для попадания автомобиля Janus в список 50 худших автомобилей за всю историю.
Продажи автомобиля, как и следовало ожидать, были провальными – всего 1730 экземпляров было продано за первые полгода. Примерно через год после начала выпуска Janus, компания Zündapp прекратила их производство и продала автомобильный завод компании Bosch. На данный момент в Германии насчитывается около 40 «Янусов», а несколько экземпляров даже все еще ездят на просторах Великобритании.
Однако именно этот автомобиль удостоился посмертной славы. «Янус» послужил прототипом одного из героев мультфильма «Тачки 2».