Су-30 начинает и выигрывает. Серия международных учений продемонстрировала превосходство российских истребителей
Пилоты индийских «сушек» чувствуют себя в небе неуязвимыми.
В индийской прессе в очередной раз активизировалось обсуждение модернизации парка истребителей Су-30МКИ, составляющих основу национальных ВВС. Сообщается о возможности подписания контрактов по превращению Су-30МКИ в «Супер Сухой» до конца текущего года. Называется даже стоимость предстоящих работ по модернизации – 7–8 млрд долл.
Практика показывает, что контракты такого масштаба готовятся в Индии очень долго и анонсируются неоднократно. Тендер MMRCA – яркий тому пример.
Какое лицо «Супер Сухого» выберут ВВС Индии, пока неясно, но не исключено, что модернизация будет поэтапной. Открытая архитектура авионики Су-30МКИ позволяет интегрировать новые системы и вооружение без таких кардинальных переделок самолета, которые пришлось проводить в рамках программы МиГ-29UPG.
Коренная переделка самолетов, как это ни парадоксально, может на ощутимый период снизить боеспособность авиационной группировки из-за неспособности летчиков быстро освоить резко возросшие возможности машин.
Генерал-майор медицинской службы Владимир Пономаренко, бывший начальник Института авиационно-космической медицины, отмечает: «Нам хорошо известен опыт построения и эксплуатации американских истребителей F-22. В частности, сегодня один пилот F-22 способен использовать его летно-технические характеристики в полном объеме не более чем на 40–60%». Тенденция потери мастерства при переходе с одного поколения на другое объективно существует. «В процессе перехода с летательных аппаратов 2-го поколения к 3-му сформированные ранее летные навыки и умения, средства защиты и жизнедеятельности сохраняют свою полезность на 60–70%, а переход от 3-го поколения к 4-му потребует формирования новых форм подготовки во всех областях эксплуатации более чем на 50%», – отмечает Пономаренко.
Одновременно с дискуссией о «большой модернизации» в Индии реализуется программа оснащения Су-30МКИ тяжелыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами «БраМос». Уже в следующем году в строевых частях должны появятся Су-30МКИ, вооруженные ракетами «БраМос».
«Длинная рука» ВВС Индии необходима по ряду причин. Укрепление флотов соперников Дели, создание цепочки военно-морских баз КНР в Индийском океане, ввод в строй китайского авианосца, наращивание пакистанского ракетного потенциала – все это требует создания мощного дальнобойного высокоточного оружия. Комплекс Су-30МКИ плюс «БраМос» эту задачу решает. Ни у Пакистана, ни у КНР нет систем ПВО, способных такому комплексу противодействовать.
Ракета «БраМос» с высокой вероятностью станет одним из импульсов для развития семейства Су-30МКИ/МКИ(А)/МКМ. Два других импульса – это уже упомянутые индийские программы модернизации авионики, а также вывод на широкий рынок Су-30СМ.
В настоящее время этот самолет поставляется ВКС и морской авиации ВМФ РФ, а также Казахстану – союзнику России по ОДКБ. Намерение закупить Су-30СМ высказал другой член этой организации – Беларусь.
Экспортная версия истребителя – Су-30СМЭ – имеет серьезные шансы в СНГ, поскольку по соотношению эффективности и стоимости превосходит всех своих реальных конкурентов на постсоветском пространстве. Крупным покупателем Су-30СМЭ может стать Иран, проявляющий настойчивый интерес именно к этой машине.
В определенном смысле Су-30 становится эталоном тяжелого многофункционального истребителя, играя в своем сегменте рынка примерно такую же роль, как F-16 в нише легких истребителей. Напомним, что первый F-16 взлетел в 1974 году. Серийные поставки начались в 1979-м. С 2002 года производство ведется по мере поступления новых заказов. Предполагалось, что производственная линия F-16 будет закрыта в 2009 году, но сегодня этот срок отодвинут как минимум до конца 2017 года.
Как сообщил в 2015 году известный журналист Билл Свитмэн из Aviation Week, ВВС США рассматривают вопрос о заказе новой партии F-16 на фоне задержек с поставками F-35A. Второе рождение F-16 может произойти в Индии, которой США активно предлагают стать производителем (и даже экспортером) продвинутой версии истребителя F-16 Block 70/72.
Самолеты линейки Су-30МКИ/МКИ (А)/МКМ/СМ вряд ли достигнут рубежа в 4500 машин, который уже превзошел F-16, но можно уверенно прогнозировать, что суммарные продажи семейства МКИ/МКИ(А)/МКМ/СМ перевалят за 500 штук. Для тяжелого истребителя это успех мирового уровня в классе машин поколения «4+».
Помимо других факторов, в хорошую репутацию семейства Су-30МКИ значительный вклад внесли международные учения, в которых эти самолеты участвуют с середины нулевых годов.
За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.
Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.
Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны – Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой – F-15C и F-22A.
Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.
ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ
Су-30МКИ на рулежке. На заднем плане – самолеты E-3 AWACS, F/A-18 и F-15.Фотографии Кацухико Токунага
Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.
Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.
Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.
В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.
В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.
Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.
Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.
«КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ
В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых – AN/APG-63(V)2 – также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.
В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.
В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.
Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.
В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.
По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того – в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.
При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.
Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.
«Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.
Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.
Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:
– ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;
– Индийские летчики склонны к «братоубийству» – условно сбит «дружественный» самолет;
– F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.
Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:
– чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;
– в ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;
– при этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.
«Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах – обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.
В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.
Был ли «Рэптор»?
С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.
Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.
Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.
Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.
СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ
Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.
Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:
– «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.
– Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии – Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».
– «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.
– В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.
– Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…
– В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.
– Pacak! Pacak! Diapacak, bai! – закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.
– После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», – сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности [energymanoeuvringcharts, EMcharts]. «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», – добавил летчик «Сухого».
– Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»… Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.
ВЫВОДЫ
Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага
По итогам участия индийских истребителей Су-30МКИ в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.
В боях за пределами визуальной видимости Су-30МКИ как минимум не уступает любому западному истребителю поколения «4» и «4+» даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30МКИ побеждает за счет сверхманевренности, которую обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги и более совершенная система управления самолетом. Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Рэптор».
При этом вероятность вступления в «собачьи схватки» остается высокой даже при наличии ракет большой дальности. На «CopeIndia 2004» были зафиксированы случаи, когда станции постановки помех старых индийских истребителей МиГ-21-93 ослепили БРЛС американских истребителей F-15, после чего альтернативы ближнему бою просто не осталось.
Еще один важный фактор, объясняющий высокую боевую эффективность Су-30МКИ – экипаж из двух человек. Штурман-оператор не занят пилотированием истребителя, а значит, все свое внимание может сконцентрировать на воздушном бое. Дальность прямой видимости при ясной погоде на средних и больших высотах весьма велика и зачастую превышает дальность пуска ракет «воздух-воздух» малой дальности. К примеру, на учениях «RedFlag 2008», которые проводятся над пустыней в условиях отменной видимости, тренированные летчики эскадрилий «агрессоров» ВВС США визуально обнаруживали истребители F-15 на удалении 25–30 км, то есть на дальностях пуска ракет средней дальности. В боях на средней дистанции, особенно групповых, штурман-оператор берет на себя анализ ситуации и корректировку действий летчика.
Еще одним преимуществом Су-30МКИ остается чрезвычайно мощный радар Н011 «Барс». Англичане и американцы на всех без исключения совестных учениях предпринимали попытки «снять» параметры работы БРЛС Н011, для чего использовались наземные и авиационные средства радиотехнической разведки. По оценкам индийских летчиков, БРЛС Н011 превосходит установленную на «Тайфуне» БРЛС CAESAR. Это выявилось в 2015 году на учениях «Indradanush 2015» в Великобритании. Благодаря наличию системы обмена информацией возможно выполнение ракетной атаки в «полутихом» режиме. В этом случае атака выполняется минимум парой Су-30МКИ. Один самолет обнаруживает и сопровождает цель своей БРЛС, второй выполняет пуск ракет, не выдавая своего местоположения работой радара на излучение. Следует также отметить, что, по заявлению гендиректора НИИП им. Тихомирова Юрия Белого, возможности «Барса» можно существенно увеличить за счет установки 5-кВт передатчика вместо сегодняшнего, имеющего мощность 1 кВт.
Результаты учений, при всей их важности, лишь фиксируют текущее положение вещей. При этом огромное значение имеет постоянное наращивание возможностей существующих авиационных комплексов. В этом плане платформа Су-30МКИ дает огромные возможности. Истребители еще только приближаются к середине жизненного цикла и имеют неисчерпаемый модернизационный потенциал.
Последние по времени такие учения – «RedFlag Alaska» состоялись в период с 16 апреля по 14 мая 2016 года в самом северном штате США. Участники отрабатывали задачи развертывания авиационных группировок, ПВО и поддержки действий наземных сил.
Индию на Аляске представляли 10 самолетов, в том числе 4 истребителя Су-30МКИ. В группировках, состоящих из истребителей F-16, F-15, F/A-18 и F-22A, индийские «сушки» играли как за нападающую, так и за обороняющуюся сторону.
Силы «красных», решающих оборонительные задачи, включали эскадрилью «агрессоров» на самолетах ВВС США F-16. «Синие» на самолетах F-15, F-16, F-22, F/A-18, Су-30МКИ и Jaguar отрабатывали действия атакующей стороны. В другом эпизоде учений Су-30МКИ, выступая за «красных», выполняли задачи совместно с F-16 (первый опыт такого взаимодействия). Некоторые эксперты считают этот эпизод составной частью программы продвижения F-16 и F/A-18 в Индию.
Согласно пресс-релизу индийского Минобороны, самолеты ВВС Индии в учениях действовали «исключительно хорошо». Любопытна также оценка заместителя командира 354-го истребительного крыла ВВС США полковника Уильяма Калвера: «ВВС Индии продемонстрировали исключительный уровень подготовки», все 10 индийских самолетов в течение всех четырех недель пребывания в США были на 100% готовы к выполнению задания и каждый день участвовали в полетах в соответствии с запланированным расписанием.
Независимая газета