Сегодня президент России Владимир Путин начинает свой визит в Китай, в рамках которого примет участие в саммите G20, а также проведёт ряд двусторонних встреч. RT ведёт прямую трансляцию.
По материалам RT.
Смена вектора: как G20 становится главной мировой площадкой
4 и 5 сентября в Ханчжоу пройдёт саммит лидеров стран «Большой двадцатки». В условиях многополярного мира G20 превращается в основную площадку для обсуждения важнейших вопросов современности. Нынешний форум, помимо всего прочего, демонстрирует наметившийся тектонический сдвиг в геополитике — смещение центра силы на Восток. Подробности — в материале RT.
Геополитический сдвиг
G20 в Китае — это не только многообещающе, но и символично. Глобальное лидерство больше не в моде. Мировой оркестр перестаёт играть под одну дудку и стремится к полифонии. В этих условиях быстро развивающаяся Азия начинает перетягивать одеяло на себя.
«Центр силы смещается в Азию последние 10-12 лет, — прокомментировал ситуацию в интервью RT профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев. — Последние 3-5 лет процесс идёт в убыстренном темпе. Выявилось два центра кристаллизации — вокруг Китая и вокруг американского проекта Транстихоокеанского партнёрства».
Для Китая приём G20 — это совмещение приятного с полезным.
«G20 в Ханчжоу, по сути, продолжает серию председательств Китая в крупных международных организациях: БРИКС, АТЭС и вот теперь — «Большая двадцатка», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХиГС Сергей Дробышевский.
Но главное для Поднебесной — закрепить на столь авторитетном форуме статус глобального геополитического игрока. «Китайское руководство попытается на встречах в Ханчжоу обозначить свой новый геополитический статус», — отметил Сергей Дробышевский.
О том же, что G20 сегодня самый представительный форум, убедительно говорит статистика. «Двадцатка» представляет 85% мирового ВВП, а проблемы, обсуждающиеся на G20, затрагивают процентов 70 населения планеты», — подытожил Сергей Дробышевский.
Главный конкурент «двадцатки» — G7 медленно, но верно теряет свой политический вес, превращаясь в клуб по интересам. Попытку реанимировать «семёрку», снова превратив её в «восьмёрку», недавно предпринял министр иностранных дел Германии, перечислив условия, при которых Россия могла бы вернуться. На это пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил вежливым отказом, заявив, что российскую сторону абсолютно устраивает формат G20.
Однако не все безоговорочно согласны со сменой политических координат. И новым игрокам придётся сильно постараться, чтобы изменить устоявшийся веками баланс сил.
«Конечно, только ленивый из политологов не говорит о том, что всё смещается в Азию, — заявил в интервью RT заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин. — Экономически это так. Тихоокеанский регион будет играть значительную роль в нынешнем столетии. Но что может предложить Восток в плане мягкой силы? Никто не бежит в Китай или на Филиппины. Мировая политика творится там, где и в XVIII—XIX веках».
Роль России
Россия вполне может стать выгодоприобретателем процесса смещения геополитических плит. Ещё до начала саммита многие СМИ утверждали, что Владимир Путин будет главным гостем в Ханчжоу. И это не фигура речи. Роль России в новом силовом поле трудно переоценить.
«Китай будет главным соперником США в этом столетии. Соответственно, между ними начнётся борьба за Россию как основного союзника», — утверждает Виктор Мизин.
Но, чтобы поворот на Восток оказался для России максимально успешным, ей предстоит решить несколько важных задач.
«Перед Россией стоят две задачи — выстраивание политической инфраструктуры отношений с новыми центрами силы в Азии и развитие российского Дальнего Востока, чтобы наше присутствие на рынках Восточной Азии не ограничивалось сырьём, лесом и газом», — поясняет Дмитрий Евстафьев.
В этом направлении российская сторона работает не первый год. И анонсированная отдельная двусторонняя встреча на полях саммита президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина — лишнее тому подтверждение.
В ходе саммита у российского лидера запланировано немало встреч. В частности, с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. С ними Владимир Путин встретится по-отдельности. И — помимо всего прочего — будет говорить об Украине. Увы, на G20 о Незалежной, в отличие от предыдущих лет, речь будет вестись только «помимо всего прочего».
Что на повестке?
Раз уж мы ближе всех оказались к новому центру силы, то нам и карты в руки. По мнению Виктора Мизина, у России появился шанс предложить участникам всемирного соревнования по перетягиванию политического каната компромиссную повестку дня: «Китай сформировал себя как растущую глобальную державу — не только в плане экономики, но и в военном и дипломатическом плане. Это не нравится США. Повторяется ситуация 50-х годов — мир начинает разламываться пополам. Здесь у России очень интересная роль: несмотря на все наши противоречия, у нас с Западом неплохие отношения, поэтому мы можем предложить на саммите компромиссную повестку дня».
Правда, официальная тема встречи уже давно заявлена — «Строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики». За этой расплывчатой формулировкой стоят, как пояснил RT Сергей Дробышевский, вполне конкретные вопросы, касающиеся обмена и свободного движения в экономике инноваций, инвестиций, интеллектуальной собственности.
Однако есть у повестки форума и двойное дно. «За этим набором красивых слов стоят два момента: новый режим распределения сырьевой ренты и новая роль Китая, который хочет активно влиять на принятие всех глобальных решений», — пояснил Дмитрий Евстафьев.
К началу саммита накопилось немало спорных вопросов, но эксперты полагают, что Китай в качестве принимающей стороны постарается всячески обойти острые углы. Это во многом и в его интересах. «Ведь встреча в Ханчжоу происходит на фоне беспрецедентного обострения военно-политической обстановки в Восточной Азии, — заявил Дмитрий Евстафьев. — И саммит может либо усугубить эти тенденции, либо повернуть ситуацию в сторону умиротворения».
В ожидании G20
Ханчжоу ждёт гостей. По китайским меркам город небольшой — всего 7 миллионов жителей. Но на два дня им придётся потесниться. Меры безопасности приняты беспрецедентные — настолько, что многие улицы просто опустели. Сказался приезд лидеров «Большой двадцатки» и на торговле: на время саммита в близлежащих к месту проведения мероприятия магазинах запрещено продавать напитки и молочные продукты.
Туристов, которые приедут на саммит, призван опекать специальный женский патруль — девушки будут следить за порядком и сохранностью достопримечательностей в районе озера Сиху. Внесли свою лепту в подготовку к мероприятию и деятели искусства — художники создали серию песчаных скульптур. Но что там скульптуры! К саммиту обеспечили даже должное состояние воздуха — для этого приостановили работу нескольких химических предприятий.