В последний день саммита «Большой двадцатки» в китайском Ханчжоу стало известно, что Россия и Саудовская Аравия подписали совместное заявление о «необходимости тесного взаимодействия», которое стало как минимум неожиданным, а по оценке министра энергетики РФ Александра Новака – историческим.
Совместная инициатива России и Саудовской Аравии, ставшая результатом переговоров Владимира Путина и саудовского принца Муххамеда бин Салмана, предусматривает совместную или с участием третьих стран координацию действий, направленную на поддержание ценовой стабильности на рынке нефти, обеспечение устойчивого уровня инвестиций в долгосрочной перспективе и внедрение новых технологий. В перспективе также ожидается создание совместного банка перспективных технологий в энергетической сфере. Однако особое внимание заслуживает предусмотренное в заявлении создание мониторинговой рабочей группы, которая будет отслеживать основные параметры на нефтяном рынке и вырабатывать рекомендации по совместным действиям, направленным на обеспечение предсказуемости ситуации.
Осознавая значимость достигнутых договоренностей, нельзя не отметить различие в трактовках российско-саудовских договоренностей.
Предыдущий опыт показал, что любая попытка достичь скоординированных действий на нефтяном рынке заканчивается либо безрезультатно, либо с последствиями, противоположными первоначальным устремлениям.
Наглядным подтверждением этого можно считать неудачную попытку в апреле 2016 года заключить соглашение о заморозке уровня добычи на уровне начала года, предпринятую рядом стран-нефтеэкспортеров. Тогда встреча в Дохе закончилась демаршем одного из инициаторов мероприятия – Саудовской Аравии, которая отказалась заключать какие-либо договоренности без Ирана.
Но даже несмотря на это ситуация на рынке оставалась для стран-экспортеров тяжелой. Стоимость черного золота не отличалась стабильностью, только в августе она колебалась от 41,9 до 50,9 долларов за баррель.
Кроме того, по последним оценкам министра энергетики РФ Александра Новака страны-нефтеэкспортеры недополучили более 500 миллиардов долларов инвестиций только за последние два с половиной года. Как пояснил министр, преимущественно из-за нескоординированных действий.
В дополнение внутриэкономическая ситуация в странах рынка оставляла желать лучшего. Так, власти Венесуэлы, нефтяные доходы в бюджет которой составляли около 60%, вынуждены были ввести и неоднократно продлевать режим чрезвычайного экономического положения. Также активно решать проблему снижения доходов в бюджет, которое связанно с падением цен на нефть, сегодня пришлось и России. Наконец, Саудовская Аравия, вопреки изначально кажущейся непотопляемости, начала испытывать последствия собственной демпинговой политики, которая в первую очередь сказалась на ее международных запасах.
В то же время по факту сосредоточивший в своих руках основное влияние в стране принц Муххамед бин Салман затеял масштабные экономические реформы в рамках плана «Видение 2030», которые требуют значительных средств и практически неосуществимы в условиях низких цен на нефть.
Все эти факторы заставили специалистов говорить о том, что совместное заявление России и Саудовской Аравии стало очередной попыткой вернуться к идее заморозки нефти, к которой в дальнейшем подключатся и другие страны.
При этом высказывались и опасения в том, действительно ли сможет Саудовская Аравия отойти от своей политики удержания рыночной доли, или она просто в очередной раз решила подогреть рынок громким заявлением.
Нынешнюю ситуацию для возвращения за стол переговоров в принципе можно считать идеальной. Так,согласно последнему отчету ОПЕК, Саудовская Аравия летом традиционно нарастила объемы добычи, которые достигли 10,477 миллионов баррелей нефти в сутки. Ограничение добычи именно на уровне июльской отметки для страны можно считать более чем комфортным.
Одновременно с этим все ближе к вожделенной отметке в 4 миллиона баррелей в сутки постепенно приближается Иран, добывавший по последним данным в среднем 3,629 миллионов баррелей в сутки, апо словам председателя Национальной иранской нефтяной компании Мохсена Гамсари и вовсе 3,8 миллиона. Представители государства уже высказались в поддержку мер по стабилизации рынка нефти.
При этом нельзя не отметить, что эксперты, и в частности сам министр энергетики РФ Александр Новак,прогнозировали достижение равновесия между спросом и предложением на нефтяном рынке уже к концу 2016 – началу 2017 года. Заключение соглашения о заморозке добычи могло лишь ускорить этот процесс на несколько месяцев.
Заслуживает ли тогда достигнутое Россией и Саудовской Аравией соглашение столь лестной оценкиАлександра Новака:
Пожалуй, вряд ли не явно припозднившееся возвращение к идее заморозки заслуживает таких комплиментов.
Как уже говорилось выше, на нефтяном рынке попытки скоординированных действий зачастую оказываются неэффективными, что очень ярко показывает пример самой ОПЕК. Организация была создана в 1960 году для регулирования уровня добычи нефти путем изменения квот для участников, а также регулирования мировых цен на нефть за счет изменения объемов собственного экспорта. Однако картель, участники которого контролируют около 80% мировых запасов черного золота и добывают ежедневно около 40%, с течением времени перестал существовать как единый орган и потерял возможность влиять на стоимость нефти.
На данном этапе в организации не предусмотрено индивидуальных квот, а общее ограничение в 30 миллионов баррелей в день фактически игнорируется. Так, в июле 2016 года добыча стран ОПЕК достигла 33,106 миллиона баррелей. Основными подрывниками выступают Саудовская Аравия, Иран, Ирак и ОАЭ – именно эти страны в последнее время продолжают увеличивать объемы добычи.
Именно поэтому перед июньским саммитом организации в Вене достаточно часто раздавались мнения о недееспособности ОПЕК. Само мероприятие подтвердило это лишь отчасти, и то потому что на нем был решен хотя бы один из трех болезненных вопросов – был избран новый президент организации.
Тем не менее главный вызов картелю как регулятору был брошен все же не изнутри, а снаружи. Так называемая сланцевая революция в США привела к существенному росту запасов топлива в стране и снижению зависимости от импорта энергоресурсов. А в 2016 году Штаты даже начали активно экспортировать нефть и газ, претендуя на то, чтобы потеснить позиции России и Саудовской Аравии. При такой расстановке сил речь уже не шла о воздействии картеля на цены за счет изменения уровня добычи. Теперь для всех нефтепроизводителей главной задачей стало не потерять рынок. И решая эту задачу, каждая страна начала заботиться о собственном благополучии.
Единственный выход из сложившейся ситуации для стран организации заключался в привлечении новых участников, в объединении с более крупными игроками для того, чтобы вернуть себе роль монополиста. Именно поэтому в ОПЕК не раз звали такие нефтедобывающие страны, как Россия, Норвегия и Мексика, которые, впрочем, не желали вступать в картель в его современном виде и вполне успешно конкурировали на рынке и без участия в нем.
Однако с падением цен на нефть ситуация изменилась. Ранее независимые в своих действиях страны стали все более нуждаться в скоординированных действиях для устранения имеющихся проблем. Но как показал апрельский опыт встречи в Дохе, ОПЕК так и остался крайне неповоротливой организацией.
Именно после весенних событий была осознана необходимость поиска новых ответов на стоящие перед странами-экспортерами нефти вызовы. Пожалуй, в первую очередь в этом ключе и стоит рассматривать совместное заявление России и Саудовской Аравии, в рамках которого отчетливо прослеживается намерение к долгосрочному сотрудничеству.
В перспективе обе страны, на долю которых и так приходится около 21% нефтяного рынка, смогут консолидировать вокруг себя и другие государства для того, чтобы совместно заниматься обеспечением стабильности. А это станет уже неким прообразом новой организации, которая в будущем сможет взять на себя функцию ценообразования и контроля за рынком.
Однако все зависит не от слов, а от действий, даже применимо к ближнесрочной перспективе. Новость о российско-саудовском заявлении была позитивно воспринята рынком, который отреагировал на нее увеличением цен на нефть на 5%. Однако дальнейший рост будет зависеть от того, как на практике поведут себя Россия, Саудовская Аравия и другие страны, а также от того, насколько эффективно будет налажен диалог между сторонами.
Сегодня планируется, что в октябре Россия и Саудовская Аравия проведут первое заседание рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа. Встречи министров также намечены на сентябрь и ноябрь. Кроме того, министры проведут очередные встречи на «полях» министерской встречи Международного энергетического форума (МЭФ) в Алжире и ноябрьского заседания Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене.
Насколько они окажутся результативными, пока прогнозировать сложно. Но если принятое заявление сможет изменить конъюнктуру рынка, то это, безусловно, станет очередным успехом российской дипломатии.
Фото Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).