В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.
Виктор Васнецов — Богатыри
Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м. Богатыри готовы вот-вот ринуться в бой, нежели просто обозреть окрестности. О присутствии врага свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, , но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.
Василий Пукирев — Неравный брак
Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков, не понаслышке знавший о таком понятии как «брак по расчету». Пукирев отблагодарил товарища за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Сам Пукирев воплощен в образе шафера невесты со скрещенными руками, хотя изначально на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. В правой части полотна невеста и два ее друга, слева — родственники и друзья жениха, намеренно изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две части — добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла, что говорит о том, что Пукирев всерьез интересовался ролью церкви в обществе.
Иван Шишкин и Константин Савицкий — Медведи в сосновом бору
Над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий — за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Павлу Третьякову не понравилась работа Савицкого. По легенде, коллекционер сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.
Александр Иванов — Явление Христа народу
Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой — он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду. Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.
Василий Поленов — Московский дворик.
Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках. Изображенный на картине вид открывался из его окна. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.
Илья Репин — Иван Грозный и сын его Иван
У Ильи Репина была репутация «рокового живописца»: многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали.Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына», но до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино. Слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей. Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.
Иван Крамской — Незнакомка
На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске. Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека. когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал. Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи. «Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине. Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.
Иван Айвазовский — На смерть Александра III
Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет. Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном. Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие — Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.