Высшее руководство Минобороны и Нацгвардии Украины получило очередное «приглашение на посадку» от Следственного комитета России. На этот раз в виде сразу двух уголовных дел по факту военных преступлений в Донбассе.
Как отмечается в размещенном на сайте ведомства заявлении официального представителя СК РФ Владимира Маркина, уголовное производство открыто по факту «геноцида национальной группы русскоязычных лиц, в том числе малолетних, проживающих в Донецкой народной республике». Его фигурантами являются как бывшие, так и действующие руководители украинских силовых структур. Среди них министр обороны Степан Полторак, начальник Генштаба Виктор Муженко, командующий Национальной гвардией Юрий Аллеров и др.
По данным следствия, с января по август 2016 года эти должностные лица «отдавали преступные приказы подчиненным из числа военнослужащих ВСУ и Национальной гвардии Украины на применение тяжелых видов вооружения, имеющего высокие поражающие свойства». Все это было сделано «для уничтожения объектов гражданской инфраструктуры, населенных пунктов ДНР, а также полного или частичного уничтожения национальной группы русскоязычных лиц, в том числе малолетних».
Согласно данным, которые приводит представитель СК РФ, жертвами преступных действий стали 9 человек, еще 110, в том числе 9 несовершеннолетних, получили ранения, частично и полностью разрушено не менее 279 жилых домов и объектов инфраструктуры.
Еще одно дело было возбуждено в отношении командира 14-й отдельной механизированной бригады ВСУ полковника Александра Жакуна, который в апреле 2016 года организовал в ДНР артобстрел КПП «Еленовка», предназначенного для пропуска гражданского населения и транспорта. Тогда погибли четыре человека и восемь получили ранения.
Расследование ведется по статьям 356 («Применение запрещенных средств и методов ведения войны») и 357 («Геноцид») УК РФ. Но это лишь новые эпизоды общего уголовного дела о совершении представителями силовых структур Украины в Донбассе тяжких и особо тяжких преступлений, которое расследуют российские следователи. По нему на данный момент допрошено уже 130 тысяч свидетелей. И потерпевшими признаны более 22 тысяч человек.
Вопрос, есть ли перспектива у этих расследований? В том смысле, что окажутся ли на скамье подсудимых и ответят ли по предъявленным обвинениям фигуранты этих дел? Или же это симметричный ответ на объявления о подозрении Генпрокуратуры Украины, которые та выслала министру обороны РФ Сергею Шойгу и ряду высокопоставленных российских военных?
— Лично у меня нет ни малейшего сомнения, что нынешнее так называемое руководство Украины будет привлечено к уголовной ответственности, — комментирует ситуациюадвокат Дмитрий Аграновский. — Может быть, оно даже будет сидеть в Лефортово. Людоедский режим, который пришел к власти на Украине в результате государственного переворота, не навсегда. Через некоторое время — думаю, не слишком продолжительное — Соединенные Штаты просто поймут бесперспективность этого проекта и перестанут вкладывать в него деньги. И тогда все эти материалы, наработанные нашими следователями, очень пригодятся.
— Вы серьезно?
— Абсолютно. Существует понятие «зона жизненных интересов» — такое геополитическое пространство есть, что у США, что у России. Вот эти территории являются для России зоной жизненных интересов. Поэтому рано или поздно — скорее, рано, чем поздно — они будут обменены Штатами на договоренности в других каких-то вопросах.
То есть, эта вороватая, прожорливая киевская власть слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. Как только Штаты перестанут ее поддерживать, проект «независимая Украина» немедленно рухнет.
Кто-то — понятно — окажется в бегах, кто-то — на скамье подсудимых.
Могу сказать: свою работу СК РФ делает совершенно не зря. В стратегическом плане она очень пригодится. Это не только ответ на какие-то действия так называемых украинских властей.
— Что значит, «очень пригодится»?
— Собственно, это может пригодиться для разговора с международными организациями — с той же ООН. Это пригодится в информационной войне, которая ведется против России. У этой информации множество применений.
А то, что на Украине по этому поводу сейчас пытаются ерничать и бравировать — это только видимость. Они прекрасно понимают, что их режим и их благополучие существуют ровно столько, условно говоря, сколько этого хочет Россия. И если Россия поставит вопрос достаточно жестко, то никуда они от нас не денутся.
Мало того, в моем кругу это считают мейнстримом и абсолютной аксиомой. Просто в текучке об этом забывают. Забывают, откуда ноги растут и что вообще происходит.
По мнению ведущего научного сотрудника Института русского зарубежья, бывшего представителя ДНР в Ростовской области Эдуарда Попова, все фигуранты этих уголовных дел сядут на скамью подсудимых — рано или поздно:
— Хотелось бы с этим не затягивать. Но, в принципе, каждого, кто отдавал приказ убивать свой народ, будут судить.
Еще в самом начале событий в Донбассе мною высказывались предложения по созданию своего рода общественного Нюрнберга по бывшей Украине. Куда можно было бы ввести в качестве стороны обвинения общественные организации из целого ряда стран — не только, собственно, Украины и не только России, но и того же Израиля, Белоруссии, Польши. Потому что эти страны, так или иначе, страдали в прошлом или страдают в настоящем от действий украинских неонацистов. К сожалению, эту идею не использовали с самого начала. Но спустя какое-то время следственные органы России приступили к сбору материалов по преступлениям киевского режима. С некоторым запозданием, но правовой маховик начал раскручиваться…
Поэтому ни в коем случае я не рассматриваю заявление Маркина как «инструмент» сугубо информационной или юридической войны. Я сам давал свидетельские показания Следственному комитету как раз по этим вопросам. И одновременно я являюсь фигурантом разбирательства со стороны Украины в деле о помощи так называемым «террористическим организациям ДНР и ЛНР».
То есть, обе стороны — и Россия, и Украина — ведут расследование и собирают материалы для будущих уголовных дел. Киев — против ополченцев или лиц, вроде меня, оказывавших гуманитарную помощь Донбассу. Наши следственные органы собирают доказательную базу о преступлениях киевского режима. Все очень серьезно, это не игра на публику.
Поэтому, на мой взгляд, у Полторака, Муженко и остальных фигурантов этого расследования есть очень хорошие шансы оказаться на скамье подсудимых. Если, конечно, они не сбегут на Запад.
А по заявлению Маркина лишь одно замечание…
— Какое?
— Он озвучил цифры по числу погибших среди мирного населения… Мягко говоря, это очень заниженные данные. Я регулярно общаюсь с представителями обеих республик. На прошлой неделе был разговор с друзьями из ЛНР. Они сказали, что буквально за пару дней у них один погибший и двое еще тяжелораненых.
Соответственно, если брать обе республики за тот продолжительный период времени, который рассматривает СК РФ, то число жертв будет исчисляться как минимум десятками. Это только погибшие.
— ООН опубликовала на днях данные по погибшим за лето мирным жителям в Донбассе. Август оказался самым кровавым — с наибольшим количеством жертв за последний год: 16 убитых, 75 раненых. Вот такое убийственное перемирие…
— К сожалению, это так. Мои друзья из Донецка говорят: «Мы сейчас — в августе — ощущаем себя как в самые тяжёлые дни лета 2014 года». Особенно тяжело, конечно, приходится Донецку, Ясиноватой и Горловке. Я думаю, что и цифры ООН о шестнадцати погибших, тоже занижены.
— Муженко на заявление СК РФ отреагировал в духе — «собака лает, а Украина становится сильнее». Не верит, что все серьезно?
— Сложно сказать. Может, это дешевая бравада. Может, просто не понимает степень ответственности. Или уверен в собственной безнаказанности. Ведь не является секретом, что первые лица Минобороны Украины прикупили себе весьма дорогую недвижимость за границей. Возможно, они — как Гелетей, например, — надеются отсидеться на виллах под Лондоном. Зря надеются. При желании везде можно найти.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня