Роснедра опубликовали проект Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года. Она направлена на обеспечение национальной минерально-сырьевой безопасности РФ, которая является неотъемлемой частью экономической и энергетической безопасности и достигается установлением оптимального баланса между добычей, разрабатываемыми, резервными запасами и прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых.
Оглавление:
Стоп Европа
Стратегия, в частности, учитывает падение спроса на российский газ со стороны европейских стран. «Кризис отношений между Россией и Западом уже привел к сокращению экспорта российского газа в страны ЕС и Украину… Снижение спроса на трубопроводный газ со стороны западных партнеров России является не локальной проблемой, а долгосрочной тенденцией, которая окажет непосредственное влияние на сырьевую и торговую политику России в ближайшие десятилетия», отмечается в документе.
Между тем существенное снижение себестоимости сжижения природного газа (СПГ) разрушает монополию трубопроводных систем на его транспортировку потребителям. В результате на месте нескольких региональных рынков со своей конъюнктурой и ценами возникает единый мировой рынок природного газа, что также представляет проблему для спроса на энергоноситель.
В этой ситуации Роснедра предлагают более активно развивать азиатское направление. «Должна быть решена задача диверсификации экспорта газа на основе увеличения производства сжиженного газа в пять раз и роста экспорта на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в 8-9 раз.Для этого потребуется нарастить годовую добычу до 800 млрд куб.м и более», — говорится в стратегии.
Будущий поток
В настоящее время мы видим формирование контуров будущей стратегии экспорта газа из России, комментирует стратегию управляющий директор IFC Financial Center Илья Сикачев. Жизнь вносит коррективы и то, что вчера казалось конкурентным преимуществом, дешевизна и многолетняя репутация надежного поставщика, уже таковым не является. Газовый рынок, как и нефтяной, также переживает перебалансировку из-за развития технологий сжижения и добычи из сланца. По оценкам Fitch, в ближайшие пять лет на рынок добавятся почти 200 млрд куб. м., что на фоне роста доли энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, обострит и без того серьезную конкуренцию. Перенасыщение, с которым столкнулась Азия, может охватить в ближайшие годы и Европу.
Что может предпринять Россия? — задается вопросом эксперт. Логичной, по его мнению, выглядит ставка на регионы, где потребление топлива будет расти. Поэтому реанимирован Турецкий поток, поэтому вынашиваются планы по строительству западного маршрута в Китай к дополнению к строящейся сейчас Силе Сибири. Восточный вектор укрепляют планы по развитию СПГ, который может занять прочное место на японском и китайском рынке.
Кроме того, констатирует Илья Сикачев, уже нет энтузиазма в отношении Южного потока и строительства ответвления трубопровода в Турцию и южные страны Европы, где после предполагаемого строительства платформ по регазификации американского СПГ в Греции и Хорватии, газ из России может оказаться «лишним». Вместо этого осуществляются попытки преодолеть политическое сопротивление и построить вторую нитку Северного потока, поскольку падение добычи газа в Норвегии и меньшее транспортное плечо позволят голубому топливу из России остаться конкурентоспособным.
Да предложение растет. Но вырастет и спрос
Действительно, если верить обнародованной стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ, на которую опираются авторы концепции, то ситуация вырисовывается крайне грустная – мировой рынок СПГ с флагманским производством в США может нанести существенные удары по позициям Газпрома в ЕС, ну и не только там, отмечает, в свою очередь, Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Уже сейчас производители СПГ из США вовсю заглядывается на страны Азии. Но до полноценного обеспечения газом этого региона Штатам еще далеко – дело в отсутствии достаточной инфраструктуры для принятия такого газа а также в длительности временных затрат по доставке.
Однако, говорит эксперт, даже в этих условиях США делают успехи – пока Россия строит «Силу Сибири, они совместно с китайскими партнерами реконструировали Панамский канал, что существенно сократило время доставки сжиженного газа. Между тем, все равно, для того чтобы один газовоз (вместимостью 161 тыс куб м) прибыл в место назначения, требуется до сих пор около полутора месяцев. По сравнению с трубопроводным вариантом доставки это крайне длительный процесс. Но американские заводы активно ведут переговоры с Китаем и дальше. Стоит напомнить, что сейчас в США на полную мощность работают экспортных завода СПГ суммарной мощностью 6 млн т в год. При этом в общей сложности в Штатах будет функционировать до 20 таких производств, общая суммарная мощность которых составит более 50 млн тонн СПГ в год.
Надо идти в обе стороны
Между тем, уверен Кирилл Яковенко, это не тот уровень объема, который смог бы закрыть все мировые потребности в газе и США не смогут претендовать на мировое господство в данной сфере. Самым потребляющим газ регионом сейчас действительно является Азиатский: ключевые потребители Япония, Китай и Южная Корея. При этом уже в 2014 году спрос на СПГ со стороны Азии составил 75% от мирового потребления, или 180,5 млн т. По общим прогнозам этот спрос к 2035 году должен составить 500 млн т. Что же касается европейского потребления то к 2025 году Европа может потреблять до 107 млн т СПГ, и вот здесь как раз предложение СПГ со стороны США может подойти. Суммарные объемы экспорта со стороны Штатов превышают 50 млн т в год. И тем не менее Европа будет нуждаться в газе и исключать роль Газпрома здесь просто не дальновидно. К тому же Газпром активно ведет строительство новых ПХГ, что позволит более гибко реагировать на сезонные колебания спроса.
Пока же в европейской экспортной картине Газпрома все выглядит более или менее позитивно. Аналитик напоминает, что по итогам 1-го полугодия поставки в Европу выросли на 14,2% — до 69,8 млрд куб м., но на фоне снижения прибыли на 9,5%, согласно отчету по МСФО, этот успех несколько стирается.
Фото ТАСС