«Марионеток легче всего превратить в висельников. Шнурки уже есть»
Станислав Ежи Лец
Марионетки… Часто это нелестной определение используют для власть имущих несамостоятельных государств. Хозяева управляют куклами, получая выгодны, а после использования, выбрасывают как ненужный хлам. Одумавшись, многие стараются вернуть самостоятельность, однако не все возможно отыграть назад – некоторые процессы необратимы. Что ждет украинскую экономику, можно легко проследить на примере стран Прибалтики, и их отношений с Россией…
Недавно стало известно, что российская «Транснефть» планирует сократить до нуля грузоперевозки через прибалтийские порты. Все грузопотоки перенаправляются в порты России, лишая Прибалтику огромных доходов. Основной причиной ухода крупного российского бизнеса – русофобская политика правительств. Не составляло большого труда спрогнозировать данную ситуацию. Более того, об этом открыто предупреждала Россия.
В одном из интервью, посол России в Литве Александр Удальцом прямо сказал: «Что касается портов Балтии — да, мы постепенно уходим оттуда, в том числе из Клайпеды […] Возврата к прежним взаимоотношениям business as usual уже не произойдет. За последние два года мы лучше познали своих прибалтийских партнеров, степень доверия к ним, их надежности…».
Ставил цель за счет российских балтийских портов избавиться от портов Прибалтики и Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию.
Не поверили? Зря! Кроме слов было и дело. В 2015 году «Лукойл» избавился от всех своих прибалтийских активов, а основной причиной ухода в Компании прямо назвали «достаточно серьезные антироссийские настроения». Тем «оптимистам», кто утверждал, что «бензоколонки всего лишь сменили владельца», хочется напомнить, что «Лукойл» — это не только продавец нефтепродуктов, но и один из крупнейших производителей (и добыча, и переработка). Прибалтика потеряла не только налогоплательщика, но транзитера, налаженные каналы поставок и многое другое.
Несколько месяцев назад сообщалось, что Совет директоров «Газпрома» принял решение об остановке экономической деятельности в Эстонии. От ведения бизнеса в Литве и Латвии «Газпром» отказался ранее.
Вот лишь несколько цифр, дающих представление о масштабах происходящего. На апрель 2016 года Россия вдвое сократила транзитные перевозки через Эстонию, нанеся сильнейший удар по портовому и железнодорожному сектору экономики этой страны. Это не первое сокращение транзита. Еще в «нулевые», после истории со переносом «Бронзового солдата», российский нефтяной транзит был перенаправлен в порты Приморска и Усть-Луги. Вдвое уменьшился железнодорожный транзит. Было объявлено о сокращении персонала. Глава эстонских железных дорог Сулева Лоо в панике заявил о «неожиданном и драматическом» падении перевозок. Неожиданном…
Чтобы осознать масштабы потерь, стоит вспомнить, что еще в 2006 году транспортировка и хранение грузов составляли 8% ВВП Латвии и Эстонии и 7,7% ВВП Литвы. К примеру, по расчетам экспертов KMPG, потеря российского транзита только для Латвии обернется утратой 1,3 млрд. евро в год и потерей 75 тысяч рабочих мест.
В первом квартала 2016 года на 13,8% (по отношению к тому же периоду предыдущего года) сократились поставки через рижский порт. Грузооборот Вентспилского порта в Латвии падает ежегодно, порой двузначными цифрами. Таллиннский порт потерял 21% только за 2015 год. Падают объемы и в порте Клайпеда – наиболее «удачливом» из всех.
Одновременно нагрузка на российские порта возрастает, несмотря на экономический кризис. В 2015 году грузооборот вырос на 5,7%, относительно 2014, и на 15% относительно «спокойного» 2013 года; за три месяца 2016 показатели подросли еще на 4,6%.
С 2015 года запрещена к ввозу в Россию продукция прибалтийских рыбоперерабатывающих предприятий и др.
Не будем глубоко погружать в цифры. Приведенных примеров достаточно, чтобы осознать масштабы бедствия, ожидающие прибалтийские экономики. Повторим, не предвидеть этого они не могли! Знали, но все равно продолжали свою русофобскую политику. Возможно, антироссийская риторика и хорошо продается, только прибыль от нее получают не граждане Прибалтики, а исключительно верещащие политики. Народу же достается только снижение доходов и потеря рабочих мест.
Страны, как и люди, могут сориться и мириться. В некоторых аспектах потерянное сегодня может быть наверстано в будущем. Однако не всегда и не во всем! К примеру, можно спорить, договариваться, останавливать, а позже снова возобновлять строительство «Турецкого потока», но если бы в какой-то момент была создана и воплощена альтернатива этому проекту, «Турецкий поток» никогда бы не состоялся.
Если взамен прибалтийских портов (построенных, кстати, для них СССР) возведена портовая и припортовая инфраструктура в России, то шанс, что Россия снова начнет пользоваться портами Литвы, Латвии или Эстонии ничтожен.
Украина так же старается возвести свою будку на псарне русофобии. Убытки – только официальные, признанные ей – от разрыва экономических отношений с Россией превысили 15 млрд. долларов. Частично альтернатива украинской ГТС уже функционирует. В перспективе полный отказ от транзита энергоносителей через эту страну. Устаревшая, обветшалая «труба», построенная под российский экспорт, не сможем привлечь других инвесторов. Эта отрасль экономики, некогда одна из прибыльных, полностью отомрет.
Аналогично обстоят дела и в самолетостроении, ракетостроении, производстве вертолетных двигателей и т.д. Практически все высокотехнологичные изделия, производившиеся под российский рынок, замещены на российские аналоги. Для этого созданы производства, произведены инвестиции. Это дало России дополнительные рабочие места.
Так теперь выглядит Львовский автобусный завод
Какое бы будущее не ждало российско-украинские отношения, даже в самом оптимистичном их варианте, Россия не будет приобретать продукцию устаревших предприятий Украины. Не станет ухудшать положение ею же созданных новых предприятий. Этих сфер экономики у Украины более не будет никогда.
Наивно полагаться и на перспективы развития аграрного сектора. Европа уже однозначно показала свое отношение к украинской продукции. Россия полным ходом развивает свою агропромышленность. Пополняет рынок и продукция стран ЕАЭС. Украина и здесь упустила свой шанс занять определенную нишу. Не стоит уповать и на то, что уровень жизни украинцев скатится так глубоко вниз, что продукция будет конкурентоспособной по цене. Существует множество заградительных методов, которыми страны ЕАЭС защитят свой рынок.
Выход возможен только в случае, если сегодняшняя Украина прекратит свое «незалежное» существование и станет частью одной или нескольких стран ЕС и/или ЕАЭС. Тогда продукция попадет на рынки автоматически. Иначе только деградация, обнищание и опустение.
Вряд ли столько глубокая интеграция возможна в настоящее время для всей территории Украины. Этому есть множество причин, и русофобия одна из основных, но далеко не единственная. Еще одним из важных аспектов является «работоспособность» сегодняшних киевских марионеток. Если и сравнивать Порошенко и Ко с этим видом кукол, то следует понимать, что речь идет о марионетке сломанной, с оторванными руками и ногами.
Из-за заигрываний с нацистскими бандами и допуском в экономику криминалитета, власть сама создала условия, в которых невозможно выполнить в полном объеме даже команды хозяина. Сколько ни дергай за ниточку, но если ноги нет, пошевелить ей, мягко говоря, затруднительно. Остается управлять единственной оставшейся веревкой – на шее, заставляя по-дурацки кивать, соглашаясь на все. Рано или поздно, хозяину надоест кукла и он дернет веревку сильнее. Результат известен заранее… на свалке сломанных кукол появится новый «жилец».