Непривычно жёсткие заявления сделали главы внешнеполитических ведомств Германии и Франции в ходе визита на Украину после встречи с Петром Порошенко и своим киевским коллегой Павлом Климкиным.
Фактически Украине прописали конкретные шаги реализации первых пунктов Минских соглашений — прекращение огня, отвод техники и принятие закона об особом статусе Донбасса. Киев ответил Европе в духе известного мема из мультфильма «Мадагаскар» — «Улыбаемся и машем». Видимо, из Вашингтона в Киев по поводу перспектив разрешения конфликта в Донбассе уже пришли чёткие директивы. А после ночных обстрелов стало понятно, что требование Штайнмайера о прекращении огня с 15 сентября в реальности не выполнено.
Приехали, потребовали, но не исполнили
Руководство европейских государств, выступивших своего рода гарантами реализации Минских соглашений, очевидно, нервничает по поводу событий, происходящих в Киеве и Донбассе всё сильнее. Большая часть ведущих европейских медиа, контролируемых из Вашингтона, выливает реки лжи о российской армии на Украине и самообстрелах Донбасса, но поддерживать эту виртуальную реальность со временем становится все сложнее и сложнее: то кто-то из видных европейских журналистов напишет о неоднозначности ситуации на Украине и ответственности Брюсселя и Вашингтона за происходящее, тоООН вдруг официально заявит о практикуемых Киевом пытках, похищениях людей и политических репрессиях. Американцы втянули Европу в грязную историю, а сами отошли в сторону и посмеиваются, наблюдая за происходящим.
В результате в Киеве прозвучали достаточно жёсткие заявления как со стороны главы МИД ФранцииЖана-Марка Эро, так и из уст германского министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера.
Франция в безапелляционной форме потребовала от киевского режима исполнения политической части Минских соглашений. Жан-Марк Эро прямо заявил о необходимости принять закон о выборах в Донбассе, внести изменений в конституцию Украины касательно специального статуса нынешних ЛДНР, провести амнистию и выборы. Причём Эро четко указал на то, что речь о доступе украинских силовиков к границе Донбасса и России может идти только после реализации всех вышеперечисленных мер. Франк-Вальтер Штайнмайер чётко указал киевской стороне на необходимость придерживаться режима прекращения огня, в то же время поманив Украину обещанием безвизового режима с Евросоюзом в октябре. Кстати подоспел и кредит МВФ, правда, всего лишь в миллиард долларов.
Вице-спикер Верховной Рады, лицо особо приближенное к Порошенко, Ирина Геращенко сделала вид, что не услышала, какой очередности действий по урегулированию конфликта требует Европа. По её словам, политические мероприятия начнутся только после полного разоружения ополчения, вывода мифических российских войск и перекрытия силами ВСУ границы России и Донбасса. Все прекрасно понимают, какой чудовищный террор будет развернут после этого неонацистами и украинскими силовиками в Донецке и Луганске. Естественно, никакого особого статуса, народной милиции и амнистии после этого не будет. Но Геращенко пытается представить такой вариант, как полностью безальтернативный.
Похожую позицию, только с ещё более абсурдными акцентами, занял глава МИД Украины Павел Климкин, сделав своим ключевым требованием уход несуществующих российских войск. То, что никаких войск РФ в Донбассе нет, прекрасно осознают и Климкин, и Порошенко, и Геращенко, и оба европейских министра. «Присутствие» российской армии министерство инфополитики Украины создаёт достаточно циничным образом. Всем украинским СМИ и официальным лицам спущена команда именовать подразделения вооруженных сил Новороссии подразделениями вооруженных сил России. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Это был 1-й армейский корпус Вооруженных сил Юга России (Русской армии) под командой Кутепова, эмигрировавший из Крыма в 1920 году. Зато благополучно существует 1-й армейский корпус в составе армии ДНР, но если украинские СМИ начнут писать правду — ситуация сразу радикально изменится, посему на это киевский режим пойти не может. А вывод из Донбасса не существующих там российских войск, согласно позиции Киева, превращает минский процесс в нечто в принципе нереализуемое.
Позитивный эффект от неудачной попытки
И всё же некоторый позитивный эффект от киевских переговоров теоретически может быть.
Во-первых, возможно, ВСУ на какое-то время снизит интенсивность обстрелов. Это, правда, уже под огромным вопросом. Так как в преддверии перемирия, вечером 14 сентября обстреливать Донбасс, судя по сводкам ВСН, начали еще активнее. А в районе севернее Донецка даже имела место попытка прорывасо стороны ВСУ, которая была отбита бойцами ДНР. Не началось полноценное перемирие и 15 сентября. Председатель народного совета ДНР Денис Пушилин заявил прессе, что хотя ситуация и улучшилась, говорить о прекращении огня с украинской стороны преждевременно. Онлайн-сводки ополчения Новороссии сообщают об обстрелах Докучаевска, Сартаны, других населенных пунктов. В ночь с 14 на 15 сентября в районе Донецкого аэропорта в результате обстрела со стороны ВСУ множественные раненияполучил военный документалист Максим Фадеев.
Во-вторых, имеет место и такое соображение. Европейские министры, уже однажды «влипнув» в некрасивую историю с поддержкой Киева, но находясь под давлением Вашингтона, прекрасно понимают, что не могут в один момент отказать Украине в поддержке. Они должны подготовить к этому мировую общественность и электорат своих партий дома.
Понятно, что прессинг на европейские столицы со стороны США сразу резко усилится, а во властных кабинетах Парижа и Берлина сейчас заседают как раз проамериканские силы. Но эти же проамериканские силы, трясясь и потея, недавно отказались от трансатлантической зоны свободной торговли. Возможно, это был хитрый ход со стороны администрации Обамы, чтобы сохранить рейтинги своих союзников перед грядущими выборами. А может, Париж и Берлин действительно испугались настроений, царящих среди избирателей. В любом случае западным элитам становится всё сложнее действовать без оглядки на свое население, и это внушает некоторые надежды.
***
Если нормандский формат урегулирования конфликта себя полностью не оправдает, это будет серьезный удар по имиджу Меркель и Олланда. Дело в том, что сам такой формат был нужен России и возможен только при условии, что Франция и Германия возьмут на себя ответственность за принуждение Киева к переговорам с ДНР и ЛНР. Однако этого не происходит, а попытка прорыва диверсантов ВСУ в Крым и вовсе обнаружила несостоятельность европейцев удержать Киев от агрессивных действий по отношению к России.
После того как Владимир Путин перед поездкой в Китай подверг критике нормандский формат, пригрозив и вовсе отказаться от него как от бесполезного, в Берлине и Париже зашевелились. Вот только нет никаких гарантий, что европейцы смогут добиться успеха. Если и на этот раз попытка Германии и Франции по принуждению Киева окажется провальной, то Москва вполне может принять решение отказаться от их услуг и обсуждать мирное решение вопроса только напрямую с реальными хозяевами Киева — американцами. Однако способность тех к конструктивному диалогу, пока у власти в США находится команда Демпартии, вызывает большие сомнения. А потому ситуация, скорее всего, подвиснет до появления нового президента США в Овальном кабинете, когда будет понятно, с кем и как предстоит договариваться как по Сирии, так и по Донбассу.
Фото Politussia