Соглашение пиццы и водки – так называли журналисты договоренности по Сирии, подписанные в Женеве главой МИДа России Сергеем Лавровым и американским госсекретарем Джоном Керри.
Шутливое название из-за того, что репортерам пришлось долго ждать итогов встречи, поддерживая свой энтузиазм русской водкой и американской пицце (продукты, кстати, выдали представители нашего МИДа и американского Госдепа). После подписания, министры лишь в общих чертах обрисовали соглашение, а его текст остался секретным.
Но секреты – раньше или позже – выплывают наружу. Так и сейчас – «Комсомолка» раньше всех узнала, о чем именно договорились высокие стороны.
Начнем с того, что секретность протоколов – это требование американцев, в то время, как российский МИД требует публикации соглашения, чтобы избежать неверного толкования. МИД заявил: это соглашение касается не только России и Америки, надо, чтобы его знали и прочие стороны, участвующие в конфликте.
Фото: Дарья АСЛАМОВА
Одна из основных причин секретности, как нам удалось понять – разногласия между Пентагоном и Госдепом, между американскими министерствами обороны и иностранных дел. Керри , возглавляющий Госдеп, хочет добиться мира, чтобы этим важным достижением завершить свою карьеру, а Эштон Картер, министр обороны – убежденный противник России – надеется остаться на своем посту, в случае победы Хиллари Клинтон, и продолжать бороться с Россией, в частности и в Сирии.
Во время переговоров в Женеве Керри приходилось по поводу каждого слова звонить в Пентагон, а когда Пентагон говорил «нет» — то в Белый Дом, президенту Обаме. В конце концов, Обама настоял на своем, и соглашение было подписано. Но Картер остался им недоволен, и заявил об этом во всеуслышанье.
Итак, что именно сказано в соглашении?
Перемирие в Сирии объявляется 12 сентября, когда начинается один из главных мусульманских праздников Эйд эль-Адха (так он называется по-арабски, а российские мусульмане говорят «Курбан байрам»). Во время праздника перемирие легко удержать.
Через два дня после начала перемирия стороны должны решить – держится ли оно, и если держится – то продлить. Так и случилось – 14-го сентября перемирие продлили еще на 48 часов. Если оно продержится неделю – его снова продлят и приступят к следующей фазе.
Но с самого начала перемирия начинаются поставки гуманитарной помощи в Алеппо и другие блокированные города и села. Поставки в Алеппо пойдут в опломбированных грузовиках, причем их будут пломбировать работники сирийского Красного Полумесяца, а по дороге будут стоять КПП сирийской армии и проверять сохранность пломб. Впоследствии задача контроля перейдет к сотрудникам ООН. Таким образом мечта боевиков – свободный беспрепятственный доступ в Алеппо – не осуществится. Еда и одежда пройдут, а оружие – нет. Блокада снята не будет.
Разрушенные улочки Алеппо
Фото: Дарья АСЛАМОВА
По секретному соглашению любые сирийцы, в том числе боевики с оружием, смогут свободно и беспрепятственно покинуть Алеппо и пойти, куда хотят. Этого давно добивались Россия и сирийское правительство. Хотите воевать – выйдите из города, не прячьтесь за спины горожан.
Что еще более важно – после установления перемирия Россия и Америка создадут Совместный исполнительный центр и проведут разграничение территорий, где находятся экстремисты («Джебхат ан-Нусра» («Джебхат Фатах аш-Шам»), «Исламское государство», запрещенные в РФ и других странах) и где находится умеренная оппозиция. Они обменяются информацией по этим территориям, а потом начнут планомерно бомбить экстремистов, оставив умеренных в покое.
Это есть в секретном соглашении, и это возмущает Пентагон и боевиков. Дело в том, что Нусра – самое боеспособное формирование оппозиции. Без Нусры у них очень мало шансов справиться с сирийской регулярной армией.
По соглашению, выделяется определенная зона, где военная авиация Сирии не будет выходить на боевые задания. Это не значит, что сирийские военные самолеты не смогут там летать – смогут, но им нужно будет координировать полеты с Россией. Речь идет не обо всей Сирии – как хотели американцы, но только о строго ограниченной зоне. Русские военные говорят: это не повлияет на ход военной деятельности, так как наши воздушно-космические войска продолжат свои боевые вылеты, а они во много раз мощнее сирийской авиации. Дамаск согласился с этим условием.
Пальмира сегодня: на всех домах написано по-русски «Мин нет»
Фото: Дарья АСЛАМОВА
Итак, соглашение, по большому счету, удовлетворительное для России и Сирии, и уже поэтому боевики постараются его сорвать. Сложности множатся изо дня в день. Работники Красного Полумесяца никак не получат гарантий безопасного проезда от боевиков и от правительства, работники ООН не могут получить визы. Когда начнет поступать гуманитарная помощь – у мира будет больше сторонников.
Другая проблема впереди – в конце сентября должен возобновиться политический процесс, и тут американцы готовят новую ловушку. Они утверждают, что Башар Ассад «утратил легитимность», и что переговоры должны идти между различными группами оппозиции. Глава нашего МИДа Лавров справедливо ответил, что эта точка зрения не основана на документах. Правительство Ассада представлено в ООН — то есть, Ассада можно не любить, но ему нельзя отказать в легитимности.
Поэтому переговоры должны идти между правительством и теми организациями боевиков, которые участвуют в перемирии, такова позиция России, и так и записано в секретных соглашениях, которые американцы так боятся обнародовать.