Ещё в ХХ веке западные СМИ принадлежали разным владельцам и конкурировали между собой. Из разных интересов владельцев формировались разные точки зрения, из которых, по мнение адептов «демократии» западного образца, можно было почерпнуть правду, поскольку сведения поступали из множества источников.
Однако очень скоро этой ситуации был положен конец. Уже не одно десятилетие почти все мировые СМИ принадлежат ограниченному кругу крупнейших международных холдингов. Фактически, западному обывателю сообщают новости об окружающем мире всего пять корпораций, которые по большинству вопросов давно согласны друг с другом. Люди из любого СМИ слышат лишь то, что только укрепляет их мнение в одном: услышанное является правдой.
В последнее время на этом фоне выделялись только социальные сети, которые стали альтернативой информационной монополии крупнейших СМИ. В течение долгого времени не имело даже значения, кому именно принадлежат те или иные социальные сети, потому что влиять на их «информационную политику» было всё равно почти невозможно. Удавалось только вносить «точечные» изменения: блокировать отдельные материалы или отдельных авторов. Однако это мало что меняло: информация всё равно могла поступить от любого автора и неконтролируемо быстро распространиться по всей сети, выплёскиваясь и в выпуски новостей, и в другие социальные сети.
И вот внезапно появилась новость о том, что социальные сети решено поставить в единый «общий строй» со всеми остальными СМИ, чтобы информация, которая расходится по Интернету, не противоречила той, которую распространяют газеты, телевидение и радио. Для этого необходим был единый центр координации и огромный штат цензоров, которые бы проверяли весь массив информации, загружаемый пользователями в социальные сети. Это сформировало бы Великую Западную Стену (по аналогии с «Великой Китайской Стеной» и цензурой китайского интернета) и завершило бы создание бы для западных обывателей единой системы виртуальной реальности, где изо всех информационных источников поступает строго контролируемый и отредактированный поток информации. Когда телевидение, радио, печатные СМИ и Интернет высказывают строго одни и те же мнения по всем ключевым вопросам, по которым западным властям и западному бизнесу важно контролировать общественное мнение.
Проект называется First Draft News и финансируется компанией Google, чьи связи с американскими спецслужбами давно известны. Цель проекта – «борьба с недостоверной информацией». Очень изящная формулировка, которая с одной стороны демонстрирует, что организаторы, как водится, «за всё хорошее и против всего плохого», а с другой – даёт именно те полномочия, которые так давно были востребованы западными политиками и бизнесом: возможностью контролировать информационные потоки и исключать из них любые неугодные сведения.
Теперь действовать будут просто, объявляя их «недостоверными». Уже сейчас нетрудно представить, что заведомо «недостоверной» будет являться любая информация, которая представляет точку зренияРоссии на мировые события. Можно вспомнить, например, как долго мировые СМИ отказывались верить в то, что войну в Грузии развязал Саакашвили. Им приходилось каждый раз спорить и доказывать, что это всё-таки сделала Россия. А за этими спорами рождалась хотя бы тень сомнения. Теперь же всё будет намного проще: эту информацию объявят «недостоверной», и люди вообще не узнают, что существует другая точка зрения на происходящее.
Помимо социальных сетей Facebook и Twitter, к проекту присоединилось ещё около 30 крупнейших мировых СМИ и информационных агентств. В их числе газеты New York Times, Washington Post, Telegraph, Le Monde, издание BuzzFeed News, телеканалы CNN и Al Jazeera, агентство AFP. Кроме того, к проекту примкнут правозащитная организация Amnesty International и некоммерческий American Press Institute. Управляющий директор проекта Дженни Сарджент сообщил:
В практическом плане этот шаг приведёт к тому, что все западные СМИ и социальные сети станут единообразно освещать ключевые вопросы. Будет разрешено иметь «особое» мнение по огромному числу незначительных тем, которые либо имеют местное значение, либо просто не влияют на политику напрямую. Но в вопросах, относящихся к ведению глобальной мировой информационной войны, которую Запад провозгласил уже официально, а также обозначил, что его прямой целью является полное информационное подавление России, множества мнений не будет.
При этом уже можно сказать, что этот шаг возымеет желаемое действие. Более 90% аудитории всех американских СМИ – телевизионных, печатных и радио – принадлежит всего пяти крупнейшим корпорациям. Для сравнения, ещё 30 лет назад ситуация была принципиально иной: американскую аудиторию делили между собой более 50 медиакомпаний. Но во время второй половины ХХ века их число сократилось в 10 раз.
Факты таковы. Пять международных медиакорпораций – Time Warner, News Corporation, The Walt Disney Company, Viacom/CBS Corporation и Comcast/NBCUniversal – формируют «картину мира» для подавляющего большинства жителей глобализованного мира, определяя, что именно они смотрят, слушают и читают каждый день. Интересы этих грандиозных медиаимперий распространяются на каждый вид коммуникации человека с миром: от газет и телеканалов до голливудских киностудий и книжных издательств.
А теперь, как мы знаем, к ним ещё присоединились Facebook, Twitter и Google. Последняя компания хотя и не относится к СМИ, но при этом является крупнейшим в мире поисковиком и предоставляет огромное количество информационных сервисов, начиная с тех же Google.News, которые, очевидно, будут теперь работать по «стандартам» предоставления исключительно «достоверных» сведений.
Помимо этого Google является владельцем самой распространённой в мире платформы Android для мобильных приложений, а так же крупнейшего магазина мобильных приложений GooglePlay. Нетрудно представить себе в перспективе, что это означает для России. Допустим, решит Google, что мобильное приложение российского информационного издания распространяет «недостоверные» сведения – и всё.
Не исключено, что им будет запрещено размещать свои приложения в магазине GooglePlay. А может зайти и ещё дальше: поскольку наши социальные сети – ЖЖ, Вконтакте, Одноклассники – и не думали присоединяться к проекту First Draft News, то Google может постараться в принципе выжить с мобильных устройств приложения российских социальных сетей и СМИ.
Таким образом, на фоне громких официальных заявлений о том, что американское правительство намерено бороться с «российской пропагандой», совершенно незаметно проходит сообщение о том, что эта борьба носит характер создания глобальной параллельной информационной реальности для западных обывателей. Фактически, там уже строят некое подобие «Матрицы» в области средств массовой информации. И Интернет, который задумывался как средство объединения людей, создания глобальной сети, превратится в свою противоположность – средство тотальной изоляции людей от «ненужных» мнений.
Фото Politrussia