На минувшей неделе в Братиславе прошел неформальный саммит ЕС. Впервые лидеры стран Евросоюзасобрались без Великобритании. Германия и её сторонники наконец начали приходить в себя после осознания, в какой тяжелой ситуации оказалась пока ещё единая Европа.
Окончательно избрав тактику нагнетания обстановки, приверженцы укрепления ЕС стараются протолкнуть стратегические реформы организации, сдерживая центробежные устремления ряда государств. Насколько подобная тактика будет эффективна мы сможем оценить уже в ближайшее время.
«Сегодня мы проводим встречу в Братиславе в критический для нашего европейского проекта момент». Такими словами начинается итоговая декларация неформальной встречи лидеров 27 стран-членов ЕС, проходившей в пятницу в столице Словакии .
Действительно, Европейский союз переживает далеко не лучшие времена. Впервые в своей истории организация, так долго являвшаяся точкой притяжения для европейских государств, столкнулась с проблемой выхода из её состава одного из крупнейших членов. И хотя Великобритания официально ещё не воспользовалась 50-й статьёй Лиссабонского договора и не инициировала свой выход из организации, на саммит в Братиславу Терезу Мэй не пригласили.
Чтобы не говорилось об ослаблении позиции Германии и лично канцлера Меркель, немцы продолжают играть первую скрипку в Евросоюзе. На фоне потери Британии политическая и экономическая мощь Германии, поддерживаемая Францией, странами Северной Европы и Бенилюкса, реальной альтернативы в Европе не имеет.
Брюссельские чиновники также двигаются в русле немецкой политики, что стало очевидно во многом благодаря безликому руководству Евросоюза. Говорить о какой-то харизме нынешних высших чиновников от ЕС не приходится. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер смог разве что привнести фамильярности в отношения с главами государств, входящими в ЕС, которая в купе с нынешней европейской кризисной ситуацией скорее раздражает, нежели сближает европейцев.
Сложившаяся система кадрового формирования высшего эшелона брюссельской бюрократии, часто состоящая из числа проштрафившихся или потерявших популярность в своих странах политиков, не способствует появлению ярких лидеров общеевропейского масштаба с самостоятельными взглядами на единую Европу.
В этих условиях можно говорить о том, что братиславский саммит стал очередной площадкой столкновения франко-германского видения будущего ЕС и оппозиционных мнений нескольких групп государств, в той или иной степени претендующих на определенную самостоятельность.
Критики ЕС обрекали саммит на неудачу, но так ли это на самом деле? Стоит ли рассматривать эту встречу как очередной шаг на пути к полному фиаско ЕС или у европейской интеграции еще сохраняются шансы на выживание?
Среди главных вызовов организации по-прежнему остаются проблема беженцев, экономический спад в южных странах ЕС, рост популярности евроскептиков, перераспределение центров влияния внутри Союза, обострившееся после британского референдума, и, конечно, террористическая угроза. Кроме того, к этому набору следует добавить активно насаждаемую как американскими союзниками, так и самими европейцами угрозу со стороны России. На все эти вызовы и постарались дать пусть и предварительный ответ лидеры 27 стран.
Миграционный кризис
Несмотря на то, что по сравнению с 2015 годом поток беженцев, а точнее мигрантов с Ближнего Востока и Африки значительно сократился, проблема продолжает оставаться достаточно острой. Подтверждением тому служит ситуация в восточногерманском Баутцене, где буквально накануне саммита произошли массовые столкновения между местными жителями и мигрантами.
До сих пор Евросоюз не смог выработать единую позицию по этой проблеме. Предложение распределять мигрантов в соответствии с установленными ЕС квотами столкнулось с жесткой оппозицией, в первую очередь в Центральной и Восточной Европе. Опасаясь, что противодействие негативно настроенных по отношению к мигрантам правительств может сказаться на результатах саммита, канцлер Германии ещё в конце августа посетила Варшаву и провела переговоры с руководителями Вышеградской четвёрки.
И хотя ряд лидеров, среди которых выделяется своим радикальным подходом премьер-министр ВенгрииВиктор Орбан, выразил свой скептицизм по этому вопросу, Брюсселю, Берлину и Парижу всё же удалось протолкнуть удобные для них формулировки.
Несмотря на критику соглашение ЕС-Турция, остается ключевым в политике сдерживания мигрантов на подступах к Европе. Более того, похожие соглашения планируется подписать и с другими транзитными странами. Западнобалканским государствам обещана помощь, ну а в Болгарии будут укреплять границу с Турцией.
Громкие заявления противников миграционной политики Берлина особых дивидендов не принесли. Позитивный отзыв Меркель о предложениях Вышеградской группы можно считать попыткой сгладить осадок от фактического игнорирования их позиции, ведь они выступали за отказ от квот и более радикальные меры по защите Европы от мигрантов, а в итоге получили формулировку о «продолжении поиска консенсуса по вопросу долгосрочной миграционной политики… с учетом принципов ответственности и солидарности».
Экономика
В этой сфере франко-германско-брюссельская линия также возобладала. Евросоюз планирует проанализировать продвижение проектов объединения и регулирования общеевропейских рынков, в частности, телекоммуникационного, энергетического и рынка капитала.
Как и раньше, голоса недовольных приглушаются обещаниями финансовой помощи. Вот и на этот раз в качестве уступки группе южных стран можно рассматривать обещание поддержки стран-членов ЕС в борьбе с безработицей среди молодёжи и увеличения Европейского фонда стратегических инвестиций.
Отдельно стоит отметить пункт о подготовке к октябрьскому заседанию Совета Европы предложений по развитию торговой политики, позволяющей использовать выгоды открытой экономики, как сказано в тексте, «с учетом беспокойства граждан ЕС». И хотя в итоговом документе саммита ничего не говорится о европейско-американских переговорах по TTIP, можно предположить, что речь пойдёт именно о них.
Иных соглашений в сфере международной торговли, вызвавших активное противодействие населения европейских стран, за последнее время не было. Таким образом, демонстративный отказ о переговоров с США явление скорее временное, и крупные европейские корпорации, стоящие за спиной ведущих государств ЕС, продолжат искать пути сближения с американскими партнерами, несмотря на протесты мелкого и среднего бизнеса.
Борьба с терроризмом
Для европейцев уже традицией стало говорить о необходимости усиливать взаимодействие между спецслужбами стран-членов ЕС. Вот и на этот раз лидеры Евросоюза подчеркнули необходимость этого процесса. Но помимо этой довольно общей формулировки в итоговую декларацию включили всё же и реальные проекты:
- создания общеевропейской системы учета лиц, пересекающих внешнюю границу ЕС, вне зависимости от национальной принадлежности;
- запуска единой информационной и разрешительной системы для приезжающих в ЕС (ETIAS) с целью проверки, а при необходимости аннулирования въездных виз для иностранцев.
Под давлением обстоятельств ЕС признал возможность использования против радикальных элементов таких, ранее казалось абсолютно недемократических методов как высылка или запрет на въезд в Европейский союз. Однако, серьезность и действенность этого шага вызывает сомнение, так как теракты во Франции и Бельгии показали, что террористы нашли серьезную опору среди граждан Евросоюза. Как и куда в аналогичных случаях будут депортироваться выявленные экстремисты из числа граждан стран-членов ЕС пока не понятно.
О существующих противоречиях между членами ЕС может говорить и тот факт, что ни в отношении вопросов борьбы с терроризмом, ни в разделе, посвященном контролю за миграцией, нигде не упоминается о единых европейских ценностях, на защите которых стоят члены ЕС. А ведь ещё недавно любые комментарии терактов на территории Европы начинались стандартными фразами о покушении экстремистов именно на европейские ценности. Это свидетельствует, что сама идеологическая основа ЕС подвергается серьезной трансформации и пока не ясно, что может прийти на смену столь активно рекламировавшемуся и так быстро сдавшему свои позиции мультикультурализму.
Внешняя угроза
В определении источников внешней угрозы в ЕС вряд ли были серьёзные разногласия. Глядя на воинственные заявления большинства глав европейских государств, нет сомнений, что речь идёт, в первую очередь, о противодействии России.
В этом вопросе наблюдается один из наиболее серьезных сдвигов европейской политики. Нет, отношение к России не меняется и не изменится в обозримом будущем. Беглого взгляда на проправительственные СМИ в ведущих странах Евросоюза достаточно, чтобы понять, что команды на отказ от антироссийской пропаганды не поступало. Это значит, что любые высказывания по вопросу восстановления доверия в отношениях с Россией не имеют реальной силы.
Используя антироссийскую пропаганду, группа стран внутри Евросоюза, возглавляемая Германией иФранцией, всё настойчивее продвигает идею создания собственных европейских вооруженных сил. Не случайно вопрос об общеевропейской армии был в очередной раз поднят в период предварительных консультаций членами все той же Вышеградской группы. Венгрия, а затем и Чехия призвали Европейское сообщество к созданию единой армии.
Но если в вопросах миграции Варшава активно поддерживает своих партнеров по Восточной Европе, то создание единой армии пока не входит в польский круг интересов. Такими же антагонистами этой идеи выступают и прибалтийские республики.
Именно вопросу создания военной структуры в составе ЕС стоит уделить особое внимание. И хотя поводом для очередного раунда дискуссии о единой армии служат напряженная ситуация в приграничных с Европой регионах и затягивающийся конфликт с Россией, создание единой армии в Европе сегодня несёт большую угрозу интересам главного союзника европейцев — США и подконтрольной им структуре НАТО.
Стоило только Юнкеру коснуться этой темы во время братиславского саммита, как заявления о недопустимости дублирования военной составляющей НАТО посыпались со всех сторон. К уже упомянутым странам Восточной Европы, за которыми давно закрепился статус сателлитов Америки и ее лоббистов в структурах ЕС, присоединилась… Великобритания!
То, что Британия не была приглашена на саммит, хотя формально не подавала заявления о выходе из Союза, оказалось не столь обидным фактом для Лондона. А вот вопрос формирования единой армии на континенте стимулировал обращение британских руководителей к нормам общеевропейских соглашений. Так, министр обороны Объединенного Королевства Майкл Фэллон заявил, что его страна, как член Евросоюза, использует свое право вето в отношении планов создания европейской армии.
Но и сами идеологи создания единой армии — Германия и Франция — прекрасно понимают, с кем придется столкнуться, продвигая идею независимых от НАТО вооруженных сил. Именно поэтому пока они стараются угодить и вашим, и нашим. В итоговой декларации вместе с пунктом о подготовке плана более тесного сотрудничества государств Евросоюза в военной сфере присутствует и тезис о необходимости немедленной имплементации совместной декларации ЕС-НАТО, подписанной в Варшаве в июле этого года.
Чтобы ещё более сгладить возможное недовольство США и их союзников, Юнкеру пришлосьзаявить: «Пройдет еще много времени прежде, чем мы будем отправлять войска под флагом ЕС или солдат в европейской форме».
Но при этом председатель Еврокомиссии в этом же интервью четко очертил круг первостепенных действий в этом направлении:
- создание общего оперативного штаба;
- участие сил быстрого реагирования ЕС в боевых операциях;
- создание европейского оборонного фонда для повышения эффективности европейского ВПК.
Борьба с оппортунизмом
Несмотря на то, что Германии и её сторонникам по сути удалось добиться своего в отношении основных проблемных вопросов ЕС, обстановку во время переговоров нельзя назвать спокойной. Перспективу серьёзного дипломатического боя предрекала и сама Ангела Меркель. В этой связи приверженцам более тесной евроинтеграции необходимо дать отпор поднявшим голову сторонникам союза национальных государств. И такие шаги уже делаются.
Немцам необходимо предотвратить расползание референдумов по Европе. Одним из объектов показательного наказания может стать Венгрия, которая готовится провести в октябре референдум по вопросу европейских миграционных квот. В преддверии саммита в Братиславе на неуступчивого Орбана фактически совершена информационная атака. Исполнителем стал земляк Юнкера — министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, заявивший о возможности исключения Венгрии из ЕС именно из-за вопроса беженцев.
С другой стороны, похвала Меркель за продуктивные предложения Вышеградской четвёрки, членом которой является Венгрия, дают четкий сигнал и руководству, и населению страны, что сотрудничать с Европой куда выгоднее, чем противоречить ей. Венгрия не Британия, и она должна понимать, что разрыв связей с ЕС для неё куда более серьёзный вызов, чем для всегда державшихся особняком англосаксов.
В эту же линию противодействия евроскептикам хорошо укладывается и неожиданная техническая задержка в подготовке перевыборов президента Австрии, где главным претендентом пока остаётся именно представитель оппозиционной партии свободы. Причина переноса выборов на позднюю осень или даже на зиму может показаться смешной — некачественный клей на конвертах с бюллетенями. Случись такое в России или какой-либо из стран СНГ, мировая общественность уже давно бы гудела по поводу антидемократичности режима. А в Австрии просто отложили голосование и ждут, пока хоть какие-то успехи ЕС позволят представителю «зеленых» опередить евроскептика.
В других странах, таких как Франция и Нидерланды, лидерам пока удается игнорировать попытки оппозиции изменить позицию страны по ключевым вопросам европейской политики.
Южные страны ЕС в виду нерешенных проблем в экономике, всё же склонны к торгу, а не к принципиальной позиции вразрез Брюсселю и Берлину. Их протестные высказывания — скорее средство мелкого шантажа. Собственные уступки в политических вопросах они стараются конвертировать в экономическую помощь со стороны северян.
Единственным исключением, пожалуй, стала Италия. Но демарш Ренци, отказавшегося участвовать в итоговой пресс-конференции с Меркель и Олландом, нельзя рассматривать как серьезную оппозицию. Накануне собственного референдума, способного путём изменений в Конституции укрепить позицию его политической силы в Италии, Ренци пытается перехватить инициативу у итальянской оппозиции, выдвигая ЕС требования в отношении беженцев и оказания экономической помощи Италии.
Не преуспев ни в том, ни в другом, и подписав вместе со всеми итоговую декларацию, премьер Италии лишь для публики изобразил бурный протест. Но такая позиция — громкие заявления при безвольном следовании в русле франко-германской политики, срабатывает всё меньше и меньше. Так было и в отношении антироссийских санкций. Это повторяется и сейчас.
Что же касается взаимоотношений с Россией, то в ближайшее время лидеры ЕС не дадут повода говорить о сближении сторон. Эпизодические заигрывания отдельных европейских политиков с Москвой больше похожи на попытку реставрировать отношения периода холодной войны, когда политически непримиримые стороны на западе и востоке находили возможность экономического сотрудничества.
Сейчас под прикрытием внешней угрозы, избавляясь от вечно недовольной Британии, у Германии и её сторонников появился реальный шанс к более интенсивному проведению реформ внутри Евросоюза. Да, проблем у ЕС, как и у каждого из его членов, стало больше, единства в рядах поубавилось. Но возможность переломить ситуацию сохраняется. Сможет ли немецкий канцлер заставить европейскую бюрократию быстро и эффективно поддержать ее евроинтеграционные начинания, покажет ближайшее время. У Меркель нет возможности растягивать этот процесс. Следующий год — год выборов в Германии, и канцлеру, как и основным её союзникам в ЕС, надо во что бы то ни стало добиться хоть какого-то результата, чтобы проект ЕС не превратился в старое болото.
Фото Politrussia