В 2017 году граждане Украины будут получать самые низкие официальные зарплаты в Европе. Об этом во время заседания Верховной Рады рассказал депутат Александр Вилкул. По словам политика, в домайданном 2013 году заработная плата украинцев была в три раза выше.
«Жизнь становится все хуже, и пример тому — бюджет геноцида на 2017-й год. Минимальная зарплата 60 долларов, самая низкая в Европе. В 2013-м году она была в три раза больше», — заявил Вилкул. Минимальная пенсия на Украине с 1 декабря 2016 года вырастет на 10% и составит 1247 гривен. Правда, в пересчете на валюту США, это всего лишь 48 долларов, и это тоже самый низкий показатель в Европе. Нардеп добавил, что при этом власти продолжают политику по сокращению льгот и социальных выплат, а также увеличению тарифов, прикрываясь своими обязательствами перед Международным валютным фондом.
«Мы за международное сотрудничество, но следствием этого не должно быть повышение пенсионного возраста, рост тарифов и цен. У нас мужчины в среднем живут 65 лет — вы хотите, чтобы они выходили на пенсию и умирали», — заявил депутат.
Напомним, что МВФ выделил Украине третий транш кредита в размере миллиарда долларов в ночь на 15 сентября. После этого общий внешний долг «незалежной» увеличился до 68 млрд долл. Но украинских экономистов больше тревожит не это, а условия, на которых Фонд согласился сотрудничать с Киевом, несмотря на то, что тот не выполняет все необходимые условия. Украинские власти до сих пор не обнародовали официально документы, на основании которых получили кредит. Лидер парии «Батькивщина» Юлия Тимошенко 20 сентября и вовсе обвинила премьер-министра страны Владимира Гройсмана в том, что тот подписал меморандум не читая, так как он был написан только на английском языке, которого чиновник не знает.
Украинские СМИ со ссылкой на свои источники обнародовали список требований МВФ. Среди них, как и говорил Александр Вилкул, увеличение пенсионного возраста на пять лет, увеличение трудового стажа для пенсий, отмена соцпенсий, снятие моратория на продажу сельхозугодий, утверждение списка госпредприятий, подлежащих приватизации или ликвидации, изменение законов о приватизации, ежеквартальная корректировка тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения и так далее.
Неудивительно, что численность населения Украины продолжает стремительно сокращаться. По данным украинского Госстата на 1 августа 2016 года, количество жителей страны уменьшилось на 110 тысяч с начала года и составило 42,6 млн. человек. Помимо эмиграции, фиксируется естественное сокращение населения — на 100 умерших приходится 66 новорожденных.
Несмотря на все это, протестный потенциал на Украине, по мнению большинство политологов, пока не может найти выхода. Хотя можно вспомнить, как во время Евромайдана активисты обещали свергнуть и новую власть, если она не будет справляться со своими обязанностями. Тем не менее, уровень жизни на Украине неуклонно падает, а положению властей, кажется, ничего не угрожает.
— Протестный потенциал на Украине достаточно высок, это фиксируют большинство социологических исследований, — говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Но в настоящий момент на Украине нет организующей силы, которая могла бы этот протестный электорат конвертировать в массовые выступления, акции неповиновения властям и многотысячные митинги, то есть в предпосылки, которые способствовали бы видоизменению или даже свержению властей.
Парадокс в том, что на фоне очень негативных тенденций в экономике и социальной сфере, отсутствует реальный механизм организации, который мог бы цементировать людей и вывести их на улицы.
— Некоторые политологи говорят о том, что вероятны досрочные парламентские выборы. Как эти протестные настроения скажутся на избирательных раскладах?
— Я бы не сказал, что досрочные выборы на Украине назрели. О них действительно говорят, но это, скорее, желание некоторых условно оппозиционных партий, которые не могут влиять на политический процесс в стране. Возможно, эта перспектива станет явной в следующем году, но это большой вопрос. Если внеочередные выборы все же состоятся, естественно, массовое недовольство граждан повлияет на новый расклад сил в следующей Верховной Раде не в сторону людей, которые находятся сейчас у власти.
— До какого предела украинцы могут выносить падение уровня жизни? Или этот процесс на бытовом уровне не слишком ощутим?
— Падение уровня жизни чувствуется, и очень сильно. Но дело в том, что у таких процессов почти всегда нет дна. Казалось бы, что может быть хуже 40 долларов в месяц пенсии. Но, как показывает мировая практика, можно и дальше снижать эти ставки. Это ставит большинство граждан страны за черту бедности, автоматически влечет за собой увеличение теневой экономики и усиление негативных тенденций во всех сферах жизнедеятельности, начиная с роста преступности и заканчивая невыплатами по кредитам. Но говорить о том, что это уже предел, еще рано.
Что касается нового меморандума МВФ, он еще не переведен на украинский язык и не предоставлен общественности. Думаю, когда его все же обнародуют, все в очередной раз удивятся цинизму представителей украинских властей, которые подписывают такие документы, прекрасно понимая, как это отразится на людях.
— Несмотря на падение уровня жизни, Киев обещает рост ВВП на 3% в следующем году. Это реально?
— За последние три года по разным методикам подсчета ВВП Украины упал от 20 до 60%. Исходя из этого, прогнозы с ростом в 3% просто смехотворны. Лучше их вообще не озвучивать. Представьте, что показателей 1991 года мы сможем достигнуть через 15 лет в лучшем случае.
Украина окончательно скатилась в плоскость стран третьего мира без перспектив возможной реализации самостоятельной экономической политики, способной вывести ее из категории аутсайдеров хотя бы на уровень государства с развивающейся экономикой.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёвсчитает, что украинцы начнут проявлять недовольство, только если убедятся в слабости властей.
— Люди могут терпеть столько, сколько у них есть ощущение, что ничего изменить нельзя. Майдан получился потому, что была искусственная точка кристаллизации, созданная извне, вокруг которой этот протест смог объединиться.
Про себя на кухне протест может носить перманентный характер. Все время кто-то ругает власть. Но для того, чтобы это превратилось в действие, люди должны быть уверены, что они будут поддержаны большинством и смогут эту власть сменить. Власть падает не тогда, когда люди плохо живут, а когда она показывает, что некрепко держится на вершине.
Сейчас вопрос именно в том, считают ли украинцы нынешнюю власть слабой или еще нет. По сути она слаба, но важно не то, что существует в действительности, а то, как это воспринимается людьми. Януковича считали слабым, и это стало началом конца. Но Янукович был символом власти. Порошенко сегодня, каким бы он ни был, символом никто не считает. То, что не он реально руководит страной, понимает даже население. Если население смогут убедить в том, что в случае протестов в них начнут стрелять, никаких выступлений не будет. Если же они уверятся в том, что силовики перейдут на сторону народа, волнения возможны.
— Но разве у людей не может просто накопиться критическая масса недовольства?
— Хорошо известно, что лягушку, незаметно для нее самой, можно сварить только в холодной воде. По мере нагревания температура воды и температура ее тела растут одновременно. А когда лягушка понимает, что ее варят, уже слишком поздно. То же самое происходит и с Украиной. Ситуация постоянно ухудшается, но при этом ухудшается постепенно. Идет равномерный процесс без резких скачков, власть никак особо не проявляет себя, кроме того, что объясняет народу, что всегда жили плохо и нечего начинать жить хорошо. В этой ситуации нет повода, искры, из которой может разгореться протест.
Во-вторых, как я уже сказал, нет центра этого протеста. Против Януковича фактически имел место заговор крупных чиновников, олигархов и Запада. Если такой центр в элите появится, новый майдан возможен. Одно время казалось, что таким центром может стать олигарх Коломойский, бывший губернатор Днепропетровской области. Но очень быстро ему с Запада объяснили, что не стоит этого делать.
Для нового майдана нужна массовость протеста и силы, которые могут его возглавить. Пока что есть только протест. Не все ясно насчет его массовости и совсем уж ничего не просматривается в плане его центра кристаллизации. Появится ли на Украине свой «Смольный» зависит только от американцев. Ведь протест эффективней всего может образоваться вокруг крупного бизнесмена или политика. Но все они держат свои деньги на Западе. И если Запад встанет за Порошенко единым фронтом, украинская элита будет молчать в тряпочку. Вопрос в том, будет ли этот единый фронт. Уже сегодня в Европе и Америке отношение к Украине сильно отличается. Но в любом случае, эта кристаллизация протеста произойдет не сегодня и не завтра.
Фото Global Look Press
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня