У Петра Порошенко просто какой-то праздник «перемог». Не успел он нарадоваться долгожданному миллиарду долларов, в буквальном смысле вымоленному у МВФ, как щедрый подарок «незалежной» преподнесли американские конгрессмены, большинством голосов разрешившие (пока только на бумаге) поставки летального оружия Украине.
Только-только, 19 октября на встрече с украинской общиной США в Нью-Йорке, Порошенко пытался убедить аудиторию в том, что его страна остро нуждается в подобной помощи. Что «новая профессиональная армия» Украины не ведет «захватнических войн» и ей «абсолютно безопасно передать летальное оружие». Всего через три дня — новая несказанная радость: Палата представителей Конгресса США полным составом одобрила закон H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине».
Документ предусматривает сохранение санкций против России — «до полного выполнения Минских договоренностей» и «восстановления суверенитета Украины над Крымом». То есть, де-факто можно говорить о «пожизненных» санкциях, поскольку оба условия, по сути, невыполнимы. Россия — не субъект Минских договоренностей и там, соответственно, ее обязательства не прописаны. Что касается Крыма, то два миллиона крымчан на этот вопрос ответили 16 марта 2014 года. И никто из них с тех пор не передумал.
Но, безусловно, самой желанной для Киева стала статья закона, предполагающая предоставление Украине летального оборонительного вооружения. Правда, документ должен еще одобрить Сенат, и только после этого он будет направлен на подпись президенту Бараку Обаме.
Вопрос, захочет ли глава Белого дома это сделать? И если — да, то, к каким последствиям это может привести в свете разрешения конфликта в Донбассе?
— По большому счету, в этом законе нет ничего нового, — комментирует решение американских конгрессменов ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров.
— С самого начала Минские соглашения со стороны Запада подразумевали, что Россия потихонечку сдаст Донбасс под видом выполнения этих договоренностей. Именно этого они от нас и требуют. Россия же вкладывала совсем другое понимание в Минские соглашения, которое сводилось к децентрализации Украины, созданию там реальной демократии, а не прозападной, означающей фактически подавление всех антизападных сил. И, по существу, мы имеем дело с неразрешимым противоречием.
Но, видимо, российское руководство надеется, что «Минск-2» дает возможность провести деэскалацию конфликта. «Заморозить» его на определенное время, пока не изменится общая геополитическая ситуация в мире.
Однако я уверен, что Запад будет еще долго играть на стороне Киева. Будет держать этот режим на плаву с помощью разного рода подачек. Не давая ему упасть, но и не беря особенно откровенно на содержание. А такие небольшие деньги у него всегда найдутся — это не проблема.
Возможно, с приходом Трампа в Белый дом нам удастся добиться каких-то новых договоренностей. Если же этого не произойдет, то, очевидно, необходимо будет принимать какие-то радикальные решения. Таким образом, прекратив всяческие попытки использования Украины в качестве ударного кулака против России.
— Но пока Штаты лишь подогревают воинственность Киева, обещаниями дать летальное оружие…
— Могу сказать, что, если поставки такого вида вооружений станут реальностью, это будет считаться нарушением Минских соглашений. Потому что, по сути, это поощрение украинской стороны именно к проведению боевых действий. К той самой эскалации, против которой Запад на словах так активно выступает.
Ответ ДНР и ЛНР, я уверен, в этом случае будет адекватный. Они могут активизировать наступление, нанести решительный удар и разгромить вооруженные силы Украины. А потом и нацистский киевский режим.
То есть, это должно озвучиваться достаточно ясно у нас. Причем, на уровне каких-то официальных лиц. Чтобы Запад понимал, что такие шаги неминуемо приведут к эскалации конфликта.
Как было с Крымом? Они думали, что проведут госпереворот на Украине, и мы уберемся из Крыма. А Крым взял и воссоединился с Россией. Точно так же и в Донбассе. Если они не хотят мирного урегулирования, значит, будет наступление.
— Думаете, Обама подпишет этот закон?
— Меня совершенно не волнует, что будет делать Обама. Обама — уходящий президент и от него ничего уже не зависит. Скоро выборы нового президента. И Конгресса. И часть Сената обновится. И то, что сейчас примут, уже не имеет значения. После восьмого ноября там возникнет новая политическая конфигурация. Тогда и посмотрим, что будет делать следующая администрация и следующий Конгресс.
— Что, по-вашему, будет с санкциями против России, которые уже стали бессрочными?
— Я считаю, чем больше санкций против нас со стороны Запада, тем лучше. Поскольку это «отрубает» возможности наших прозападных кругов вести страну в неправильном направлении. Потому что раньше они это делали, прикрываясь «сладкими речами» о том, что, сближаясь с Западом, «мы интегрируемая в западную цивилизацию, и скоро будет жить как на Западе». Пудрили мозги публике. Сейчас это уже невозможно.
Чем сильнее санкции, тем лучше. Потому что нам это дает возможность развиваться самостоятельно и строить отношения с теми государствами, которые, действительно, хотят с нами сотрудничать. И не заражены той, уже генетической русофобией, которой страдает Запад в течение нескольких столетий. Нам надо радоваться, я считаю, этим санкциям, а не переживать по этому поводу.
По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, решение американских конгрессменов ставит под угрозу жизни десятков тысяч русских людей:
— Не стоит забывать, что летальным называют оружие, основное назначение которого — убивать. Поэтому по сути, это закон о поощрении массовых военных преступлений и геноцида русского народа.
Но Обама его не подпишет. Потому что уходить президентом войны он не хочет. Во-вторых, я думаю, он прекрасно понимает бесперспективность этой авантюры с госпереворотом на Украине. Это была не его инициатива — за всем стоял вице-президент Джозеф Байден и ЦРУ. Поэтому Обама от украинской темы давно пытается дистанцироваться.
— Дело в том, что новые претенденты на президентское кресло — Клинтон и Трамп, они оба ранее подтвердили намерения предоставить Киеву летальное вооружение. Значит, подписать закон может кто-то из них?
— Необязательно. Дело в том, каждый кандидат, как правило, говорит то, что хотят слышать избиратели. А избиратели не хотят, чтобы американские солдаты куда-то посылались, но они не против, чтобы союзникам предоставлялось оружие. Поэтому и Трамп, и Клинтон пока говорят то, что популярно. Но уже в статусе президента, они должны будут учитывать, что это, конечно же, приведет к размораживанию конфликта и новыми жертвам.
Кроме того, они должны понимать нашу позицию. Сейчас она у нас, к сожалению, слишком дипломатичная. А нужно прямо и открыто сказать, что закон, одобренный нижней палатой Конгресса США, направлен на поддержку террористического режима, осуществляющего геноцид русского населения.
Наши же оценки слишком мягкие. То есть, мы постоянно увлекаемся чрезмерно большими уступками, поощряя, тем самым, агрессивность в отношении России. Мы продолжаем делать вид, что руководство Украины является нормальным. В то время как это просто сборище военных преступников, незаконно завладевших властью в стране и удерживающих ее при помощи насилия и политики государственного террора.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня