После государственного переворота 2014 г. в экономике Украины сложилась крайне простая ситуация: если нужно принять какое-то решение, следует проконсультироваться с МВФ, а если необходимо управлять предприятиями, лучше сразу их ликвидировать или отдать иностранцам. Многострадальная газотранспортная отрасль Украины полностью разделила судьбу других секторов промышленности.
Борьба бульдогов под ковром
Недавний скандал, разразившийся после волюнтаристского решения вице-премьера и министра экономического развития С.Кубива о переподчинении «Укртрансгаза» МЭРТ, наиболее ярко характеризует полную потерю экономического суверенитета Украиной.
Напомним, что МЭРТ приказом № 1478 от 7 сентября изменило уставы компании НАК «Нафтогаз Украины», выведя из-под его управления «Укртрансгаз». Прав или не прав министр в данном случае не столь важно. Буквально через несколько дней решать судьбу «Нафтогаза» собралось совещание с участием нового посла США Мари Йованович, представителей Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, «Нафтогаза» и «Укртрансгаза», на котором Кубива вынудили включить заднюю передачу.
Еще один характерный факт. При рассмотрении вопроса реформирования «Нафтогаза» ни одна из сторон в принципе не обсуждает влияние трансформаций на украинскую экономику и население, целесообразность преобразований вообще и стратегическую роль газотранспортной системы именно для Украины. Весь вопрос лишь в том, чья позиция больше всего приближена к требованиям Третьего энергопакета ЕС.
«Декоммунизация» «Нафтогаза» была заложена уже в пункте 3.3 раздела XII «Реформа энергетики и энергонезависимость» Коалиционного соглашения. «Западные партнеры», конечно, рады стараться «помочь». Распоряжением КМУ был утвержден План по реформированию газового сектора, а также принят закон о газе, который обязал Украину перейти к Третьему энергопакету. Стоит ли говорить, что подготовка реформ осуществлялась отнюдь не украинским правительством, а консультантами от ЕБРР и ВБ? Как рассказывает А.Коболев, «консультанты сделали свою работу и выдали некий результат. Но у ЕБРР есть любимая метода — выставлять предварительные условия к выдаче кредита. Здесь получилось все еще жестче, так как после определенных литераций в Украине, они (ЕБРР) это делают не просто условием выдачи кредита ЕБРР, а условием подписания соглашения о новом кредите. То есть нам было четко сказано, что без выполнения условия реформирования корпоративного управления НАКа ни о каких кредитах не может быть и речи. Зная, как работает эта система, предполагаю, что и кредит Всемирного банка автоматически незатейливым образом тоже будет поставлен под это условие». Собственно, так и получилось. А т. н. помощь от международных финансовых институтов плавно превратилась в диктат.
Правда, Киев бы не был Киевом, если бы при общем консенсусе киевского режима о необходимости передачи энергетической отрасли под внешнее управление каждая из заинтересованных сторон не попыталась бы получить свой гешефт. Как утверждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Д.Марунич, решение С.Кубива о разделении «Нафтогаза» и «Укратрансгаза» «связано с борьбой за финансовые потоки и сферы влияния. То есть не поделили контроль над «Укртрансгазом» группировка Яценюка, в которой непосредственно пребывает господин Коболев с даты своего назначения, и Кубив — человек Порошенко». Его мнение разделяет и экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства А.Кучеренко, заявивший, что «это так или иначе связано с борьбой за финансовые потоки. Дело в том, что «Укртрансгаз» это колоссальный финансовый поток. Это и расчеты с Россией за транзит газа, это и закупки слабоконтролируемые, потому что там очень масштабные проекты модернизации газораспределительных, компрессорных станций. Это все очень хорошее поле для коррупции. Но я бы обратил внимание на несколько деталей. Первое: гарантирую вам, это не Кубива инициатива, он бы в жизни не взял на себя такую ответственность. Он получил откуда-то приказ. Второе: обращаю внимание, что как раз в этот момент были объявлены тендеры на 4,5 миллиарда гривен именно на модернизацию ГРС».
Взять все и поделить
Конечной целью всех телодвижений вокруг «реформирования» энергетической отрасли Украины является разделение функций накопления, транзита и хранения газа в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС. Сейчас осуществляется первый этап реформы по «усовершествованию» системы управления «Нафтогазом». Для этого ЕБРР привлек иностранных специалистов из компаний PwC и Baker & McKenzie.
Сама реформа предполагает переход деятельности «Нафтогаза» на принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Стандарты организации предполагают, что госпредприятия должны играть по тем же правилам, что и любые другие компании на рынке. Целью является создание честной конкуренции на рынке, поэтому любая дискриминация то ли в пользу, то ли в ущерб госпредприятиям запрещена. В связи с этим ЕБРР требует создания независимого наблюдательного совета и совета директоров, а также отказа от практики голосования представителями государства по поручению Кабинета министров. Таким образом, «Нафтогаз» становится обычной коммерческой корпорацией, ориентированной лишь на получение прибыли. А государство фактически теряет рычаги воздействия на менеджмент. Не нужно иметь экономического образования, чтобы понять, что вследствие этих «реформ» формирование тарифов будет полностью отдано на откуп правлению НАК.
Кроме того, возникает вопрос, откуда взять этих «независимых» директоров. ЕБРР и на это дает ответ в Плане действий по реформированию: среди иностранцев с многолетним опытом работы в отрасли и безупречной, незапятнанной репутацией. Правда, подписывая План, правительство «забыло» объяснить украинским гражданам, что таким членам наблюдательного совета надо платить вознаграждение мирового уровня, исчисляется оно сотнями тысяч долларов в год. Прецеденты уже есть. Огромные вознаграждения получают польский управляющий «Укрзализницей» Войцех Балчун и руководитель «Укрнафты» Марк Роллинз. Вознаграждение Роллинза, например, составляет 500 тыс. долл. в год плюс бонусы. Несложно догадаться, что зарплаты иностранным менеджерам будут заложены в тарифы, которые оплачивают украинцы. Как считает упомянутый А.Кучеренко, это является откровенной коррупцией: «Первый вопрос о коррупции в «Нафтогазе»: как в наблюдательном совете национальной акционерной компании оказались три иностранца из пяти членов? Кто отдал управление «Нафтогазом» в чужие руки?»
Как известно, чем больше компаний, тем больше директоров. Не в этом ли кроется причина планируемого раздела «Нафтогаза» на минимум 4 компании?
Кому выгодно?
По сути, планируемые реформы означают скрытую приватизацию всей нефтегазовой отрасли Украины, где государство будет представлено лишь формально.
Европа и США, которые в данный момент сцепились с украинскими ФПГ за контроль над энергетикой, получают ряд бонусов не только в виде многомиллионных гонораров для иностранных директоров.
Во-первых, кредитные соглашения с ВБ и ЕБРР обязывают Украину приобретать на кредитные средства исключительно реверсный европейский газ, который, по признанию главы Минэнерго И.Насалика, обходится стране на 45% дороже российского, а прибыль ложится в карманы европейских газотрейдеров. Кроме того, в новом меморандуме МВФ уже «вшита» возможность дальнейшего повышения тарифов на газ за счет привязки цены голубого топлива к цене на нефть. Как считает экономический аналитик А.Охрименко, «до конца ноября будет принят закон, согласно которому автоматически тарифы ЖКХ должны изменяться в случае изменения цены на нефть на 10%. То есть, если цена на нефть упадет на 10%, то, теоретически, и тариф должен упасть. Но я думаю, что будет обратная ситуация: цена на нефть вырастет, и тарифы тоже».
Во-вторых, превращение «Нафогаза» и принадлежащих ему предприятий в рыночные структуры означает свободу в получении кредитов. Как отмечает эксперт по энергетическим вопросам Ю.Корольчук, «мы видим развенчание мифа о том, что ЕС, европейские финансовые структуры, нацелены действительно помочь Украине. Они хотят, будем честными, заработать и получать выгоду. ЕБРР предлагает разрешить «Нафтогазу» пойти в свободное финансовое плавание, в том смысле, что компания сможет привлекать столько кредитов, сколько захочет. А мы знаем, что бесплатно кредиты не дают. На сегодняшний момент «Нафтогаз Украины» может получить кредиты исключительно под государственные гарантии. А в будущем, если, например, «Нафтогаз» не сможет выполнить обязательства по кредитам, то он в буквальном смысле рискует определенными ресурсами, то есть, активами». В этом контексте любопытно, что «Нафтогаз», объявив о выходе в прибыльность, тем не менее настаивает на невозможности закупок газа без кредитов ВБ и ЕБРР. Причиной является то, что прибыль — результат девальвации гривны, повышения цен на газ и платежи «Газпрома» за транзит газа.
В-третьих, Европа нацелилась на получение этих самых транзитных доходов. Разделение и коммерциализация нефтегазового хозяйства неминуемо приведут к получению Европой контроля над транзитом. Это подтверждает глава подкомитета по стратегии и инвестициям профильного комитета по энергетике Верховной рады Наталья Кацер-Бучковская, отметившая по итогам визита на энергетическую конференцию IHS CERAWeek в США, что «для Украины это означает одно: вместо дохода в 2 млрд долларов за транзит российского газа она, скорее всего, станет получать не более 500 млн долларов». Самое интересное, что таким образом ЕС обеспечит себе безопасность и надежность транзита российского газа. «Газпром» такое положение вещей также вполне устраивает, поскольку, в отличие от Украины, Европа за газ платит.
Страдает лишь Украина, которая потеряет контроль за собственным нефтегазовым сектором. Но «ради Европы» ничего не жалко.
* * *
22 сентября Кабинет министров передал НАК «Нафтогаз» из сферы управления МЭРТ в свое управление. Премьер Владимир Гройсман объяснил, что уровень управления Кабинетом министров должен ускорить процесс по разделению компании и обеспечению публичности вокруг управления предприятиями НАК. Это, мол, будет означать совсем другой уровень «публичности и открытости».
Фото Одна Родина
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня