8 сентября немцы сомкнули кольцо вокруг Ленинграда, но оставался незакрытым Финский залив. А в Кронштадте был сосредоточен Балтийский флот, выведенный в августе из Таллина.
Первый фашистский план по захвату Ленинграда заключался в молниеносном авиаударе. Внезапный налет с трех сторон должен был уничтожить Балтийский флот и подавить оборону города. Для этой операции был выделен самый мощный 1-й воздушный флот Германии, усиленный 8-м ударным авиакорпусом.
Корабельная и береговая артиллерия Балтфлота представляла мощный кулак. Она насчитывала 472 орудия плюс 16 батарей морских орудий, поставленных на железнодорожные платформы. Основные калибры – 120–305 миллиметров.
После уничтожения морской артиллерии немцы планировали приступить к штурму Ленинграда из района Пулковских высот. Враг был уверен, что внезапные налеты с трех направлений подавят все наземные пункты обороны и позволят уничтожить главное препятствие – Балтийский флот.
Двухантенная станция дальнего обнаружения «Редут»
Но подвела разведка. Немцы не знали, а возможно, не придали значения, что в СССР уже с 1933 года велись работы по радиолокации. В 1940-м промышленность представила два мобильных опытных образца станции «Редут» для проведения полигонных испытаний, и 26 июля того же года приказом НКО первая РЛС была принята на вооружение под наименованием РУС-2 (радиоуловитель самолетов). Всего в 1941–1945 годах произведено 607 подобных установок, три из которых в начальный период войны находились под Ленинградом. Одна из них – «Редут-3» с оператором РЛС Г. И. Гельфенштейном сыграла важную роль в срыве молниеносного налета на наши объекты. Адмирал Владимир Трибуц даже обещал представить отличившегося к званию Героя Советского Союза, но, наверное, бумага затерялась.
21 сентября установки РУС-2 впервые проявили себя в деле. Они помогли советским войскам одержать победу в трехдневном воздушно-наземно-морском сражении. К сожалению, этот эпизод совсем мало отражен в истории Великой Отечественной. А ведь он фактически сорвал план захвата фашистами Ленинграда.
Считается, что наступление на блокированный город началось 23 сентября 1941-го из района Пулковских высот. Но Кронштадтское сражение, сломавшее планы немцев и заставившее их перейти к длительной осаде Ленинграда, завязалось на двое суток раньше.
21 сентября в 10 часов 40 минут оператор РУС-2 Гельфенштейн засек бомбардировщики на расстоянии 180–210 километров. Он также определил количество и направление движения целей, о чем немедленно доложил по инстанции. В первом эшелоне оператор насчитал 220–230 самолетов. Полученное преимущество в 12–15 минут, остававшееся до подхода бомбардировщиков к цели, дало время на подготовку. Враг был встречен шквальным заградительным огнем артиллерии 8-й армии и флота. Самолеты вынужденно побросали смертоносный груз в воды Финского залива.
22 и 23 сентября фашисты повторили налеты, но в них уже участвовало меньшее число бомбардировщиков – 160–180 и 140–160 соответственно. Уменьшение количества было связано не столько с серьезными потерями – защитники города сбили 25 самолетов, сколько с множественными повреждениями машин. Всего в налетах участвовало 550–560 бомбардировщиков.
Не произошло разгрома Балтийского флота, мы не потеряли артиллерию, которая стала мощным огневым щитом, благодаря которому Ленинград выстоял.
Уже 12 сентября начала действовать Дорога жизни через Ладожское озеро. И здесь на ее прикрытии стоял «Редут». Только за 1942 год РУС-2 Ладожского дивизионного района ПВО зарегистрировал около 20 000 пролетов врага и предупредил о 38 массированных налетах на объекты.
Несмотря на многие несовершенства, установка РУС-2 («Редут») внесла заметный вклад в Победу. Мы по праву гордились этой технической новинкой.