Танк Т-14 и БМП Т-15, созданные на гусеничной платформе «Армата», разработанной на Уралвагонзаводе, обрели способность защищаться от самого мощного вида противотанкового оружия — подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана. С этой задачей не способен справляться ни один другой танк мира.
Натовская бронетехника с определенной долей вероятности в состоянии перехватывать выпущенные противником противотанковые ракеты и реактивные гранаты. Это возможно благодаря тому, что они имеют околозвуковую скорость. И при подлете их к танку автоматические средства защиты успевают на них среагировать и встретить нейтрализующим выстрелом разрывной гранаты. С подкалиберным снарядом все обстоит гораздо сложнее, поскольку он имеет гиперзвуковую скорость, которая в лучших образцах этих боеприпасов достигает 6 М.
Нет, никакого твердотопливного ускорителя этот снаряд не имеет. Не имеет он даже боеголовки со взрывчатым веществом, используя для пробивания брони исключительно кинетическую энергию. В связи с чем в армии его называют «ломиком».
Подкалиберный снаряд представляет собой поддон (напоминающий по форме пистолетную гильзу без выступающей закраины на ее конце). В поддоне закреплен сердечник из ударопрочного и тяжелого материала (в идеале это обедненный уран), диаметр которого примерно в три раза меньше диаметра поддона. При прохождении снаряда по стволу оружия поддон работает, как поршень, разгоняясь под воздействием пороховых газов выстрела. После выхода снаряда из ствола сердечник отделяется от поддона и летит к цели, испытывая минимальное аэродинамическое сопротивление за счет небольшого диаметра. При этом используются как простые «ломики», так и бронебойные сердечники со стабилизирующим полет оперением, благодаря которому повышается кучность стрельбы.
При этом сердечник, имеющий гиперзвуковую скорость, обладает высочайшей кинетической энергией, позволяющей пробивать броню танка. Разумеется, «ломик» при этом обладает и высокой прочностью. Если раньше для сердечника использовали карбид вольфрама, то затем перешли на композиционные соединения урана с керамическими материалами. Урановый «ломик» обладает повышенной пирофорностью — способностью самовоспламеняться.
При ударе о броню стреловидный сердечник, масса которого достигает 6 кг, а скорость 6 М, пробивает отверстие и проникает в забронированное пространство. При этом часть кинетической энергии переходит в механическую, совершая бронебойную работу, часть — в тепловую энергию. Раскаленные осколки сердечника разлетаются внутри танка расходящимся конусом, поражая экипаж и выводя из строя механизмы и приборы. При этом урановые «ломики», не только обладают большей проникающей способностью, но и создают очаги возгорания.
Именно от этих крайне опасных и доселе неуязвимых боеприпасов бронированные машины на платформе «Армата» защищает комплекс активной защиты «Афганит», разработанный тульским Конструкторским бюро приборостроения. Это одна из систем, которая отличает Т-14, единственный танк в мире, относящийся к четвертому поколению, от танков третьего поколения. Все же системы защиты «Арматы», которых четыре, позволяют увеличить на 25−30% неуязвимость танка по сравнению со всей прочей мировой бронетехникой.
«Афганит» предназначен для уничтожения подлетающих к танку ракет и снарядов, в том числе и бронебойных подкалиберных. Для обнаружения представляющих непосредственную угрозу боеприпасов используются две системы: оптико-локационная система, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах, и РЛС. Устанавливаемый на «Армате» радар имеет четыре активные фазированные антенные решетки, что делает его реакцию практически мгновенной: он способен сопровождать летящие с гиперзвуковой скоростью боеприпасы.
РЛС именно такого типа и примерно с такими же возможностями устанавливаются на истребителях пятого поколения. Радар «Арматы» способен одновременно сопровождать 40 наземных и 25 воздушных целей на расстоянии до 100 километров. Надо сказать, что в «Армате» использован ряд принципов, применяющихся в авиации. Наличие оптико-локационной системы и РЛС, решающих одинаковые задачи, во-первых, позволяет повысить надежность танковых систем, поскольку резко повышает защищенность от средств радиоэлектронной борьбы противника. Во-вторых, система управления вооружением способна работать при отключенной РЛС, а это снижает заметность танка в радиодиапазоне.
Для уничтожения снарядов и ракет используются два способа. Во-первых, применяются гранаты, установленные в мортирах. Они располагаются по периметру танковой башни. Перехват боеприпасов осуществляется в радиусе 15−20 метров разлетающимися под углом в 20 градусов осколками гранаты. Во-вторых, «медленные» боеприпасы уничтожаются очередями крупнокалиберного пулемета, наводящегося на цель при помощи РЛС. Также пулемет используется как средство ПВО для защиты от атакующих летательных аппаратов.
У «Афганита» есть и еще одна функция — подстраховочная, на тот случай, если будут израсходованы все гранаты, поражающие неприятельские боеприпасы. РСЛ, обнаружив подлетающий снаряд, отдает команду поворота орудийной башни наиболее бронированной, лобовой, стороной навстречу снаряду.
Хотя и сейчас, и в обозримом будущем эта функция является избыточной. Потому что используемая в «Армате» система динамической защиты брони «Малахит» повышает защищенность танка до такой степени, что ему практически не страшен ни один из существующих боеприпасов. При меньшей толщине брони за счет действия «Малахита» эквивалентность лобового бронирования достигает 1400 мм, бокового — 1100 мм. И это при том, что самый мощный американский подкалиберный снаряд М829А3 способен пробить лишь 825-миллиметровую броню.
«Малахит» включает в себя как механическое противодействие, так и электродинамическое за счет разрушения прилетевшего боеприпаса. Броня — двухслойная, в ней используются новейшие материалы, разработанные в НИИ стали специально для этого проекта. Материал брони — сталь с особыми свойствами, не дающая осколков, и композиционные материалы. Между этими слоями располагаются катушки индуктивности, которые вырабатывают импульс при приближении боеприпаса на расстояние 40−50 сантиметров. Импульс поступает на соответствующий модуль защиты, в которые «одет» танк. В модуле срабатывает отстрел поражающих элементов, что приводит к разрушению неприятельского боеприпаса. При этом подкалиберный снаряд «ломается», не долетев до брони на расстояние до 5 и более сантиметров.
Существует радиоэлектронный метод борьбы с противотанковыми управляемыми ракетами. Их управление подавляется при помощи мощного электромагнитного импульса. Крайне интересно решена проблема борьбы с самонаводящимися боеприпасами, использующими для выхода на цель, в данном случае — на танк, инфракрасные датчики. Против них применяются не только тепловые отстреливаемые ловушки, но и «интеллектуальный метод». Дело в том, что современные ракеты, запомнив при наведении «образ» танка, то есть его сигнатуру, уже не реагируют на тепловые ловушки и летят только на образ танка. Но Т-14 за счет лазерной техники способен менять свою сигнатуру, что приводит головку самонаведения ракеты в «большое замешательство», и она пролетает мимо.
Ну и, наконец, о снижении малозаметности танка в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазоне, над чем изрядно потрудились конструкторы Уралвагонзавода. Малозаметность достигается целым рядом инженерных средств. Используются применяемые в стелс-технологии покрытия, поглощающие излучение РЛС противника. Применяется окраска, которая предотвращает нагревание корпуса, чем обеспечивается снижение видимости в инфракрасном диапазоне. Для этого же выхлопные газы смешиваются с атмосферным воздухом. Используются специальные аэрозольные облака, включающие в себя рассеиваемую металлическую пыль, которая устанавливает визуальную, тепловую и радио-завесу.
Все вышеперечисленное, а также мощь оружия Т-14 способствовало тому, что, как утверждает замдиректора Уралвагонзавода по спецтехнике Вячеслав Халитов, Россия опередила ведущие танкостроительные страны, среди которых США, Израиль, Германия и Франция, на 8−10 лет.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).