Восемь лет в условиях быстроменяющегося мира – это целая эпоха. Эпоха Обамы стала для части американского истеблишмента наглядным уроком, как делать нельзя. Администрация уходящего президента за два своих срока у власти смогла во многом растерять то геополитическое преимущество, которое было завоевано США ранее. Мир из однополярного стремительно превращается в многополярный, а строившийся целое столетие глобальный проект Pax Americana распадается прямо на глазах.
От доктрины Монро к Pax Americana
Официально доктрина Монро была провозглашена 2 декабря 1823 года. Её основной посыл – это разделение мира на европейскую часть и американскую. Западное полушарие объявлялось зоной интересов США, где они не потерпят чье-либо вмешательство, а восточное – зоной интересов европейских стран, до которой Вашингтону нет никакого дела.
Почти столетие, пока США «осваивали» свою часть мира, эта доктрина неуклонно ими соблюдалась, но в начале ХХ века было решено отступить от нее, и сразу в их арсенале появился уже привычный нам сегодня «арсенал» борьбы за мировое господство.
Доллар и ФРС. Федеральная резервная система США – это уникальное образование. В 1913 году было принято решение о ее создании в качестве независимого федерального агентства с функциями центробанка. Уже через несколько лет (по итогам Первой мировой войны) доллар, эмитируемый ФРС, бросил вызов британскому фунту, а через 31 год (по итогам Второй мировой войны) Британия и мир капитулировали перед его «величеством долларом» .
Оставалось добить только СССР, но тогда, в 1944 году, это казалось простым и быстрым делом.
ВМС США. На рубеже XIX и XX веков флот США представлял собой жалкое зрелище. Да, он был Штатам и ни к чему. Никто из их потенциальных противников не обладал военно-морской мощью, а лезть в «европейские» воды американское правительство не спешило.
Все изменилось, как только элитами США было принято решение воевать за мировое господство. И тут без флота было не обойтись. Очень интересно наблюдать трансформации американского флота. Они шли нога в ногу с трансформациями доллара.
В 1898 году допотопный флот США нанес поражение еще менее современному флоту Испании, а уже через 10 лет американцы обладали не только внушительными морскими силами, но и строили боевые корабли для разных флотов мира: французского, русского, японского. После ПМВ по итогам Вашингтонской конференции американский флот закрепил паритет с британским и стал много сильнее флота любой другой страны мира. Уже через 25 лет после окончания ВМВ никто не посмел бы бросить вызов американским ВМС.
Доминирование на морях стало вторым столпом выстраиваемого американцами глобального мира.
Сухопутные силы США. Точно такие же трансформации, но с небольшими задержками, ждали и американскую сухопутную армию. В 1917 году, когда Вашингтон объявил войну кайзеровской Германии, немцы лишь презрительно ухмыльнулись и не обратили на это никакого внимания. Сухопутные силы США на тот момент насчитывали всего несколько сот тысяч плохо обученных и снаряженных солдат. По расчетам германского генштаба, война должна была окончиться много раньше, чем Вашингтон сможет выставить против них полноценную армию.
Но они ошиблись. Уже к лету 1918 года США развернули в Европе миллионную армию, и тогда с доктриной Монро было окончательно покончено.
Кстати, по планам американского командования, к концу 1919 года планировалось развернуть 6-миллионную армию, но поражение Германии отложило эти планы на 20 лет. Во время ВМВ американская армия окончательно стала веским аргументом своего правительства.
Итак, мы видим, что отказ от доктрины Монро породил возникновение доллара США как мировой валюты, для обеспечения доминирования которой были фактически созданы американская армия и флот.
Но был еще один важный столп, на который опирались США при выстраивании глобального мира: так называемые общемировые, по сути, американские ценности.
Идеология «общемировых ценностей»
«Американский образ жизни», «общечеловеческие ценности» и прочие термины возникли параллельно с ФРС и обновленными вооруженными силами США. Именно они стали той идеологией, на базе которой американские элиты пытались выстроить свое господство.
Тогда, в начале ХХ века, это казалось простым и достижимым делом. На тот момент главными странами мира были европейские империи, близкие по духу американцам. Их надо было лишь заразить некоторыми идеями типа «деньги превыше всего». Также важно было «европеизировать» (а фактически «американизировать») нарождавшиеся в мире элиты Азии.
До четвертой четверти ХХ века Вашингтону это удавалось. После развала колониальной системы мира практически все страны в том или ином виде воспринимали «общечеловеческие ценности». Разгромленная Османская империя стала одним из первых примеров насаждения их миру. А потом поехало…
Исламисты и националисты как разрушители СССР и Pax Americana
Сейчас трудно представить, но Иран в середине 1970-х был одной из самых светских стран на Востоке. А вы можете сегодня вообразить себе афганских хиппи? Смешно. Но в конце 1960-х это было нормальным явлением и никого особенно не задевало. А визит «Битлз» в Кабул? А ведь всё это теперь история.
Собственно, и СССР во многом развалился потому, что американцам удалось заразить своими идеями часть советского общества. В новом свете теперь можно рассмотреть и реформы в Китае.
Только общая идеология могла стать надежным фундаментом прочного доминирования, и американская государственная машина, где силой, где финансами, а где и удачной дипломатией насаждала их всему миру.
Так почему же такая хорошо отлаженная машина дала сбой и сегодня мы повсеместно видим тотальный отход от этих принципов? На самом деле виной всему холодная война. Выгода и искренняя дружба, которую предлагал СССР странам третьего мира, стала мощным оружием против американцев. Советское правительство начало постепенно завоевывать новых союзников и вытеснять Вашингтон с территорий, которые те уже считали своими.
И чтобы этому противостоять, США были вынуждены сделать ставку на фанатиков. А фанатики уже никак не могли разделять «общечеловеческих ценностей». Это были либо националисты, либо религиозные фанатики, и у каждой из этих групп были свои «тараканы в голове». Какой уж тут глобальный и прочный мир?
СССР они в конце концов дожали и разрушили, но это стало для Вашингтона пирровой победой. Глобальный мир трещал по швам то там, то сям. Новые центры сил в мире или регионах – Китай, Иран, возрожденная Россия, Индия, Турция – поднялись как центры своих идеологических проектов. Все они отбросили американские ценности.
Более того, даже Европа постепенно меняется. Объединившись, она попыталась освободиться от американского господства. И рано или поздно это произойдет. По крайней мере, антиамериканизм прочно проникает в европейское общество, и не только мигранты являются его носителями. Коренные народы старого континента начинают искренне и осознанно ненавидеть Вашингтон.
Два пути развития Америки
Продолжать в таких условиях строить проект Pax Americana бессмысленно. Утопичность этой идеи в новых реалиях подтвердили события последних десятилетий, и именно поэтому сегодня мы видим, что основные инструменты американского глобального мира терпят поражение за поражением. Доллар вытесняется, американские ВМС сокращены втрое и скоро не смогут обеспечивать тотальное доминирование на мировых торговых путях, армия США последние кампании уже не может (или не ставит перед собой задачи) закрепить власть Вашингтона на той или иной территории.
Возможно, это всего лишь совпадение и неизбежность, а возможно, и умысел. На самом деле, для понимания самого процесса это не важно. Важно, что де-факто в мире сложилась ситуация, когда у США есть два глобальных пути развития: либо отступить и, закрывшись в новой доктрине Монро, зализать раны, подготовив силы для нового рывка (проекта), либо пытаться дожать, не имея на это ресурсов, и проиграть. А проигравший в нынешних условиях гибридных войн может и перестать существовать как единое государство.
Как это стало с СССР.
Именно поэтому нынешняя президентская кампания в США такая жаркая и бескомпромиссная (я такого принципиального противостояния не помню). На кону слишком много. В рядах американских элит системный раскол. Нет, все они являются патриотами, но одни предлагают сделать еще одно усилие и дожать мир под себя (эти силы группируются вокруг Хиллари Клинтон), а другие предлагают закрепить нынешние позиции и отступить, чтобы подготовиться к реваншу (их олицетворяет Дональд Трамп).
Кто будет президентом США, куда пойдет мир?
Чью сторону надо принять нам? На самом деле, ситуация не так однозначна и проста, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, Дональд Трамп – это мир и относительная стабильность сегодня и завтра (на ближайшие десятилетия), а послезавтра…
Да кто же так долго загадывает? С другой стороны, Хилари Клинтон и глобалисты – это гарантированное продолжение жесткого противостояния США с остальным миром с его неизбежными огромными жертвами. Шансов его выиграть у Вашингтона сегодня практически нет. Более того, с каждым годом конфронтации растет вероятность обрушения самих Штатов, которое принесет нам не только победу в этой схватке, но и грозит всему миру десятилетиями нестабильности и конфликтов, в результате которых будет выстроен новый мир, такой же сложный и противоречивый.
Фото Politrussia