Статьи

А заодно побомбите и Ливию

По сведениям российских СМИ, главнокомандующий ливийской армией маршал Халифа Хафтар официально попросил президента РФ Владимира Путина возобновить поставки его стране современного оружия. Одновременно доставивший это послание в Москву спецпосланник Хафтара, посол Ливии в Саудовской Аравии Абдель Бассет аль-Бадри передал спецпредставителю президента России по Ближнему Востоку и странам Африки Михаилу Богданову просьбу маршала поскорее начать в его стране контртеррористическую операцию против исламистских радикалов. Подобную той, что уже год гремит в Сирии.

В том, что эти сообщения не журналистские выдумки, сомнений нет. Ливийское руководство, едва контролирующее считанные лоскутки своей бездумно порванной натовцами в 2011 году страны, давно мечтает, чтобы Путин ринулся спасать его так же, как теперь спасает сирийского лидера Башара Асада. И это не первая просьба такого рода.

Еще в апреле 2015 года временно исполняющий обязанности премьер-министра Ливии Абдалла ат-Тани заявлял: «Мы хотим, чтобы РФ, это великое государство, способствовала восстановлению стабильности и военной мощи Ливии». И сулил приступить к реализации давних контрактов, заключенных еще Муаммаром Каддафи, зверски растерзанным в 2011 году бывшими поддаными.

То есть, нас очень хотят в любой форме втянуть в бесконечную и бессмысленную драку всех со всеми на руинах некогда самого процветающего в Африке государства. Для тех, кто забыл: не санкционированная ООН воздушно-космическая операция НАТО «Одиссея. Рассвет» в 2011 году обернулась для этой страны чудовищным по последствиям политическим и экономическим закатом.

К началу сокрушительных ракетно-бомбовых ударов средний доход на душу населения в этой стране составлял приблизительно 11,9 тысячи долларов (как, между прочим, и в нынешней России). Сегодня этот показатель в Ливии вдвое ниже. Взращенный на почти дармовой нефти город-сад превращен в пустыню.

Неизвестно кому подчиняющиеся племена режут друг друга, повсюду штурмуют правительственные здания и жгут международные аэропорты. Боевики ИГИЛ, не таясь, отдыхают на бывших правительственных дачах режима Каддафи и готовятся к новым боям в Сирии. Бесчисленные потоки беженцев со всей Африки через по-тараканьи нескончаемо ползут в Европу, а сама Европа растерянно спорит: кто больше виноват во внезапно открывшемся раззоре?

Точно — не Россия. Но именно нас, выходит, зовут подтирать за другими чужие грязные военно-политические лужи. В Сирии мы на такое дело пошли. Стоит ли идти в Ливии? Для этого, на мой взгляд, нет ни единого резона.

Нам и операции в Сирии хватит по глаза. Ее бы вытянуть, не надорвав пупок. А перспективы здесь на сегодня опасно неясны. Плохо скрытые тревоги Кремля легко разглядеть в недавнем признании уже упомянутого замглавы российского МИДа Михаила Богданова: «Когда начинались наши активные действия и наши ВКС были подключены к борьбе с террористами, мы тогда рассчитывали, что операция продлится несколько месяцев. Сегодня мы отмечаем годовщину, и пока конца этой нашей работе не видно».

Какая уж тут Ливия…

Впрочем, на это могут возразить, что разгромленные в Сирии исламские радикалы давно превратили оставшуюся без централизованной власти Ливию в свою тыловую базу. И потихоньку туда отступают. Резкий рост числа бандитов в этой стране в феврале 2016 года отметила разведка США. Бородачи организуют в бывшей вотчине Каддафи, по некоторым сведениям, даже тренировочные базы по подготовке летчиков-камикадзе. И, не ударив по головорезам и в Ливии, с этим всемирным злом никак не покончить.

Это правильно. Но почему по новому осиному гнезду должны бить именно мы? Пусть там вязнут те, кто все это затеял на Севере Африки. Например, американцы с французами.

Их военные, кстати, недавно приступили к делу. И флаг им в руки. С 1 августа нынешнего года самолеты ВВС США с итальянских аэродромов по запросу правительства национального согласия Ливии наносят удары по позициям боевиков в городе Сирт и его окрестностях. А еще раньше стало известно, что в Ливии секретно воюет французский спецназ. Тайное стало явным в июле. После того, как игиловцы из крупнокалиберных пулеметов сумели сбить вертолет ВВС Франции с немногочисленным десантом на борту.

Помните, натовцы приблизительно так же вяло боролись и с исламистами в Сирии, пока там год назад внезапно не появились Воздушно-Космические силы России и не добились решительного перелома в войне, фактически выручив режим Асада из неминуемой беды? Судя по всему, Запад был бы не прочь, чтобы и в Ливии мы как-то «неформально» встали рядом и подставили плечо.

Во-всяком случае, на днях, 22 сентября, на встрече с главой МИДа РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони заявил: «Мы настаиваем на сотрудничестве с Россией по ливийскому кризису, который важен для политики Италии и миграции».

Вам тоже кажется не случайным совпадение по времени этих настойчиво-любезных приглашений Рима Москве поскорее поглубже сунуть голову в ливийский котел со смелой инициативой маршала Халифа Хафтара? Не исключено, что маршал действительно не сам такое придумал. Очень многие полагают, что за спиной ливийского главнокомандующего стоит Вашингтон. И на самом деле именно американцы были бы не прочь и в Ливии переложить на плечи России главную тяжесть борьбы с ИГИЛ.

На подобные подозрения наталкивают некоторые вехи биографии боевой биографии Хафтара. В конце 80-х годов он был послан Каддафи возглавить вооруженную интервенцию в соседний Чад. Там попал в плен. Отрекся от своего лидера, оказался на свободе и немедленно уехал в США. С 1987 года уединенно и сыто поселился в штате Вирджиния. Поскольку такое вряд ли было возможным без участия спецслужб Соединенных Штатов, уже тогда в Хафтаре некоторые заподозрили свежеиспеченного агента ЦРУ.

Дальнейшие события эти догадки лишь укрепили. В 2011 году, после разгрома режима Каддафи, тогда еще скромный генерал-майор Хафтар вернулся на разоренную родину. 17 ноября, спустя всего пять дней после формирования временного правительства страны, 150 бывших офицеров распущенной правительственной армии в городе Эль-Бейда провели некое совещание. И на нем единогласно избрали бывшего изгнанника, примчавшегося по такому случаю из далекой Вирджинии, главкомом будущих вооруженных сил.

Поскольку все назначения в Триполи тогда, без сомнения, осуществлялись под тесным контролем победителей из НАТО, будущий маршал тоже вряд ли миновал это кадровое сито. Выходит, как минимум благосклонность Запада к Хафтару — неоспоримый факт. И тогда легко вообразить, что главные свои идеи он согласовывает, как минимум, с Вашингтоном. Ну, и зачем нам приглашения оттуда хоть куда-нибудь? Не только в Ливию?

Только означает ли это, что спецпосланник маршала напрасно из Саудовской Аравии мчался в Россию? Рациональное зерно в привезенных им бумагах точно есть. Возобновление поставок российского оружия — этот пункт предложений из Ливии непременно заслуживает пристального внимания. Мы было совсем потеряли этот очень доходный во времена СССР экспортный рынок. И вернуться туда очень стоит.

Ливийским военным ведь почему так необходимо именно наше оружие? Во-первых, потому, что очень многие их них учились воевать лишь с ним. Во времена СССР полковник Каддафи был одним из самых щедрых клиентов отечественного ВПК. Его армия имела на вооружении почти исключительно наши образцы (кое-что поставляла еще Франция). И войну с НАТО Ливия с треском проиграла только потому, что по разным причинам в постсоветские времена поставки мы почти прекратили. Купленные прежде у Москвы самолеты, ракеты и корабли неизбежно старели. Добило их отсутствие запчастей и спецов из России. А тут и НАТО подоспело, устроив из Северной Африки настоящий тир.

Во-вторых, год, что миновал с начала нашей операции в Сирии, наглядно доказал не только маршалу Хавтару, что имеющегося у России нового арсенала для борьбы с ИГИЛ вполне достаточно.

А, в-третьих, видимо, в нынешнем Триполи теперь, после похожей на погром операции «Рассвет. Одиссея», не слишком-то доверяют американцам и их европейским союзникам. И по возможности стараются держаться от них подальше. Даже и предполагаемые агенты ЦРУ.

На то, что оружейный рынок Ливии может снова широко распахнуться для нас, в 2105 году намекал и Абдалла ат-Тани, о котором речь шла выше. Тогда он пообещал: «Мы пересмотрим некоторые контракты, заключенные прежним режимом в 2008 году, так, чтобы они были выгодны обеим сторонам».

Что это за контракты? Наше военно-техническое сотрудничество с Триполи было заморожено в самом начале 2011 года в связи с эмбарго Совета Безопасности ООН. К тому времени действовал целый ряд контрактов на экспорт оружия из России в Ливию. В частности, Каддафи ожидал от нас 12 многоцелевых истребителей Су-35, 48 танков T-90С, некоторое количество зенитно-ракетных комплексов /ЗРК/ С-125 «Печора», «Тор-M2Э» и С-300ПМУ-2 «Фаворит», как минимум одну дизель-электрическую подводную лодку проекта 636 «Варшавянка», большое количество легкого и стрелкового оружия, крупную партию морских мин.

Общая стоимость этого добра — около двух миллиардов долларов. Как минимум, очень интересная сумма для нашего ВПК в пору острого экономического кризиса.

Деньги даже у погруженного в глубокую анархию потенциального покупателя все же имеются. До бомбардировок НАТО на Ливию приходилось 2 процента мировой добычи нефти (1,6 миллиона баррелей в сутки). Война серьезно порушила этот показатель. По сведениям Bloomberg, возобновление в нынешнем сентябре работы трех крупных портов (Рас-Лануф, Эс-Сидер и Зуентина), отбитых у исламистов, в течение двух недель позволит удвоить уровень добычи нефти в стране (до 600 тысяч баррелей в сутки).

Не уровень Каддафи, но все же. Тема для переговоров с Триполи об экспорте вооружений явно появляется.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.