Недавнее развитие событий в Сирии, я полагаю, не было задуманным США планом помочь «умеренным» террористам-союзникам на местах, оно стало симптомом существенно худшего — полной потери США контроля над ситуацией в Сирии и, возможно, не только там. Позвольте мне лишь повторить, что произошло:
Во-первых, после многих дней интенсивных переговоров Госсекретарь Керри и министр иностранных дел Лавров наконец-то достигли договорённости о прекращении огня, потенциально способной по меньшей мере «заморозить» ситуацию на местах до президентских выборов в США и перемен в администрации (в ближайшем будущем это единственное значимое событие, следовательно, никакие планы на могут распространяться на период после этой даты).
Затем ВВС США вместе с некоторыми другими разбомбили подразделение сирийской армии, которое не направлялось и не занималось боевыми операциями, а просто удерживало ключевой сектор фронта. За ударом США последовало массированное наступление «умеренных террористов», которое с трудом было сдержано сирийскими военными и российскими ВКС. Нет нужды говорить, что после столь бесстыдной провокации с прекращением огня было покончено. Русские выразили полное отвращение и гнев из-за этого нападения и открыто стали говорить, что американцы «недоговороспособны». Это выражение буквально означает «не способные договариваться» или неспособные договориться и придерживаться договорённостей. Будучи вполне вежливым, это выражение предельно экспрессивно, поскольку подразумевает не столь умышленный обман, сколько отсутствие самой способности договариваться и придерживаться договорённостей. К примеру, русские часто говорят, что режим в Киеве «недоговороспособен» и имеет смысл считать, что оккупированная нацистами Украина по сути стала несостоявшимся государством. Но сказать, что мировая ядерная сверхдержава «недоговороспособна» — ужасающий и крайний диагноз. По сути, это означает, что американцы сошли с ума и потеряли способность заключать хоть какие-то договора. Повторюсь, правительство, нарушающее свои обязательства или пытающееся обманывать, но которое, по крайней мере в теории, остается способным заключать соглашения — не будет названо «недоговороспособным». Это выражение используется лишь для описания объекта, не обладающего набором умений и навыков, необходимых для ведения переговоров и заключения соглашений в своем политическом комплекте приёмов. Это совершенно поразительный диагноз.
После чего последовала умилительная и совершенно непрофессиональная сцена с послом США в ООН Самантой Пауэр, когда та просто ушла с заседания Совета Безопасности ООН во время выступления представителя России. Повторю, русские просто были в шоке, и не от инфантильной попытки нанести обиду, а от полного отсутствия дипломатического профессионализма, продемонстрированного Пауэр. С российской точки зрения для представителя сверхдержавы просто уйти в том момент, когда другая сверхдержава делает критическое заявление, просто безответственно и, повторю, служит показателем того, что американские партнёры полностью «потеряли чувство меры».
И, наконец, завершающий момент: нападение на гуманитарный конвой в Сирии, в чём США, конечно же, обвинили Россию. Русские опять же едва могли поверить собственным глазам. Во-первых, это была откровенно вопиющая и, честно говоря, детская попытка показать, что «русские тоже делают ошибки» и что «русские покончили с прекращением огня». Во-вторых, появилось удивительное заявление американцев, что только две воздушные силы могли это сделать — либо русские, либо сирийцы (как американцы надеялись выкрутиться, когда воздушное пространство тщательно контролируют русские радары, я не в состоянии понять!). Каким-то образом американцы «забыли» упомянуть, что их собственные ВВС тоже присутствуют в регионе, наряду с воздушными силами многих американских союзников. А самое важное — они забыли упомянуть, что в ту ночь ударные беспилотники «Предатор» летали как раз над конвоем.
То, что произошло в Сирии, совершенно очевидно: Пентагон саботировал договорённости между Керри и Лавровым, а когда появилось обвинение в том, что именно Пентагон несёт ответственность за нарушение, он устроил непродуманное нападение под чужим флагом и попытался переложить вину на русских.
Всё это просто-напросто демонстрирует, что администрация Обамы находится в состоянии беспорядочной агонии. Белый Дом так возбудился от перспективы победы Трампа в ноябре, что фактически утратил контроль за внешней политикой в целом и, в Сирии в частности. Русские в буквальном смысле слова правы: администрация Обамы поистине «недоговороспособна».
Конечно, то факт, что американцы ведут себя подобно неразумным расстроенным детям отнюдь не означает, что русские ответят взаимностью. Мы уже видели, как Лавров возвращался и вёл дальнейшие переговоры с Керри. Не потому, что русские наивны, а именно потому, что в отличие от американских партнёров, русские — профессионалы, которые знают, что переговоры и открытые линии коммуникаций всегда по определению предпочтительнее уходам, особенно когда речь идёт о сверхдержаве. Наблюдатели, критикующие Россию за «слабость» или «наивность» просто-напросто переносят свой, по большей части американский, «набор реакций» на русских и не в состоянии осознать простую истину, что русские — не американцы, они и думают иначе, и действуют иначе. Прежде всего, русских не волнует, что их могут воспринимать, как «слабых» или «наивных». На самом деле они бы предпочли бы, чтобы их и воспринимали таковыми, если это приближает их цели и сбивает с толку оппонента относительно их реальных намерений и возможностей. Русские знают, что они выстроили крупнейшую на планете страну, отнюдь не будучи «слабыми» или «наивными», и они не будут учиться у страны, которая моложе многих русских зданий и сооружений. Западная парадигма обычно такова: кризис ведёт к нарушению переговоров и затем следует конфликт. Русская парадигма совершенно иная — кризис ведёт к переговорам, которые проводятся вплоть до последней секунды, прежде, чем разразится конфликт. И тому есть две причины: первая состоит в том, что продолжение переговоров до последней секунды даёт возможность искать выход из конфронтации опять же до последней возможности; и вторая — переговоры до последней секунды дают возможность подойти как можно ближе к достижению стратегической неожиданности для нападения. Именно так Россия действовала в Крыму и в Сирии — совершенно без каких-либо признаков или, того менее, хорошо разрекламированной демонстрации силы в попытке кого-то запугать (запугивание — тоже западная политическая стратегия, которой русские не пользуются).
Итак, Лавров будет продолжать переговоры, и не важно, насколько глупыми и бесполезными эти переговоры окажутся. И сам Лавров, вероятно, никогда официально даже не прошепчет слово «недоговороспособны», но послание русскому народу и сирийским, иранским и китайским союзникам России будет таково, что на данный момент Россия потеряла какую-либо надежду на договорённости с нынешней администрацией США.
Обама и компания теперь по горло заняты попытками скрыть состояние здоровья Хиллари и характер её проблем, и прямо сейчас они, вероятно, думают лишь об одном: как пережить грядущие дебаты Хиллари / Трамп. Пентагон и Госдепартамент по большей части заняты разборками друг с другом из-за Сирии, Турции, курдов и России. ЦРУ, по-видимому, сражается само с собой, хотя об этом трудно сказать наверняка.
Вероятно, какого-то рода соглашения ещё будут озвучены Керри и Лавровым, если не сегодня, то завтра или послезавтра. Но, честно говоря, я полностью согласен с русскими: американцы действительно «недоговороспособны» и на данный момент оба конфликта — и в Сирии, и на Украине — заморожены. Я говорю «заморожены» не в том смысле, что «нет боёв», вовсе нет, я имею в виду «заморожены» в смысле «нет возможности существенного развития событий». Сражения ещё будут, особенно теперь, когда ваххабитские и нацистские союзники США чувствуют, что их босс ни за что ответственности не несёт, поскольку занят выборами и расовыми мятежами, но поскольку не существует быстрого возможного военного решения ни в одной их этих двух войн, тактика столкновений и наступлений не приведёт к каким-либо стратегическим результатам.
Ограниченные возможностью отмены выборов в США из-за операции под прикрытием, вроде убийства либо Хиллари, либо Трампа «одиноким стрелком», войны на Украине и в Сирии будут продолжаться без перспективы каких-либо значимых переговоров. И кто бы не пришёл в Белый Дом, Хиллари или Трамп, основная «перезагрузка» произойдёт в начале 2017-го. Трамп, вероятно, захочет встретиться с Путиным для проведения сессии основных переговоров, включающей все ключевые нерешенные проблемы между США и Россией. Если же Хиллари и её неоконы окажутся в Белом Доме, то некоего рода войне между Россией и США станет практически невозможно воспрепятствовать.
Сокол.
PS: Некоторые российские военные эксперты говорят, что такой ущерб, который виден на кадрах атаки гуманитарного конвоя, не соответствует воздушному удару или даже артиллерийскому, и что намного больше похоже на результат взрыва нескольких самодельных взрывных устройств. Если так, это указывает отнюдь не на Россию, а на отряды «умеренных» террористов, контролирующих тот район. Но это вполне может быть атака по приказу США или, наоборот, свидетельство того, что США потеряли контроль над своими ваххабитскими союзниками на местах.