После упразднения Крымского федерального округа и передачи Крыма и Севастополя в состав ЮФО в СМИ и экспертном сообществе резко активизировались разговоры о возможном объединении республики и города федерального значения в единый субъект Российской Федерации. С тем, насколько это реально и какие последствия может иметь, мы и попытаемся разобраться.
Активно заговорили о возможном объединении двух независимых регионов, расположенных на Крымском полуострове, в марте 2016 года. Связано это было, судя по всему, с разрастанием конфликта между губернатором Севастополя Сергеем Меняйло и председателем севастопольского заксобранияАлексеем Чалым. Скандальное противостояние начало приводить к дискредитации местной власти. Некоторые сторонние наблюдатели обвиняли в «смуте» Чалого, но не все было так просто. Дело в том, что симпатии большинства горожан оказались именно на стороне председателя ЗакСа, причем не столько из-за хорошего отношения к нему лично, сколько из-за нелюбви к губернатору, который когда-то зарекомендовал себя как талантливый военачальник, но оказался слабым хозяйственником. Против губернатора свидетельствовали переполненные мусорные баки, «убитые» дороги, бардак в медицинских учреждениях и огромные очереди в детские сады. Притом, что финансирование Севастополя в один момент стало в несколько раз больше, чем в украинский период, многие городские проблемы так и не решились.
В пользу Чалого был и тот факт, что в феврале — марте 2014 года он фактически возглавил восстание против украинского госпереворота и взял на себя ответственность за все происходящее в городе. Правда, против героя «Русской весны» говорила некоторая демонстративность, наблюдавшаяся в его действиях.
Довольно долго нараставшее противостояние приняло в конце 2015 — начале 2016 года нешуточный характер.
Тогда и появились в средствах массовой информации комментарии от неназванных источников в органах власти, в которых севастопольские политические разборки называли «балаганом» и связывали с еще украинскими «политическими традициями». Речь также шла о том, что в отличие от севастопольской, крымская властная вертикаль действовала вполне эффективно, и поэтому «встройка» в нее Севастополя благоприятно сказалась бы на ситуации, сложившейся на полуострове в целом. Тогда эксперты отреагировали на эти слухи по-разному. Заместитель председателя Общественной палаты РКАлександр Форманчук заявил:
Заместитель председателя Государственного Совета РК Андрей Козенко:
Депутат Госсовета Крыма, фракция «ЛДПР» Сергей Шувайников:
Но на некоторое время обсуждение объединительных тенденций стихло, чтобы с новой силой возродиться летом и осенью на фоне ликвидации Крымского федерального округа.
В день присоединения Крыма и Севастополя к ЮФО средства массовой информации сообщили, что объединение двух субъектов в один считает целесообразным сенатор от Крыма Сергей Цеков. По мнению парламентария, это помогло бы сократить административные затраты и сделать развитие региона более эффективным.
Масла в огонь подлило посещения главой Крыма Сергеем Аксеновым в конце августа Севастополя с целью обсуждения с руководством местной «Единой России» подписания межпарламентского соглашения. И хотя Аксенов после этого лично назвал обсуждение объединения Крыма и Севастополя «неактуальным», журналисты и эксперты усмотрели в происходящем некий знак.
Отверг возможность объединения Крыма с Севастополем, помимо Аксенова, и назначенный в июле (после перевода Сергея Меняйло полномочным представителем Президента в СФО) и.о. губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. По его словам, руководство государства не девало никаких подобных поручений, и в Севастополе он таких разговоров даже не слышал.
Новый и.о. главы города в целом чувствует себя вполне уверенно: публично рассуждает о планах на 2017 год и налаживает конструктивные отношения с Алексеем Чалым, с которым не смог найти общий язык Сергей Меняйло. Но при этом, даже малейших намеков на амбиции возглавить «объединенный Крым» у него не наблюдается. Глава же РК Сергей Аксенов отказался от думского мандата — явно планируя в обозримом будущем руководить республикой. Но разговоры все равно продолжаются. Руководитель крымского корпункта НТВ Олег Крючков считает:
Насколько это может соответствовать действительности и вообще имеет смысл?
Ситуация на самом деле двойственная.
- Еще во времена Российской Империи Севастополь имел статус крепости и подчинялся военному губернатору, как база Черноморского флота. Лишился особого статуса он лишь ненадолго — после Крымской войны, когда России, согласно Парижскому миру, запрещалось держать в его бухтах свои военные корабли.После революции Севастополь вошел в состав сначала Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, а затем — Крымской области.
- Однако после Великой Отечественной войны, в 1948 Севастополь стал городом «республиканского подчинения», что ставит под большой вопрос законность его передачи в 1954 году УССР (при передаче Крыма, он, будучи независимым субъектом, в документах не упоминался). Однако в 1960-е годы советские власти Севастополь по умолчанию, официально это никак не оформив, начинают называть уже городом республиканского подчинения УССР.
- В начале 1990-х Севастополь официально требовал признать его российский статус, однако Борис Ельцин город защищать не стал, и Киев прибрал его к рукам вместе с Крымом, предоставив ему конституцией 1996 года специальный статус. На Украине звучали голоса, требующие лишить Севастополь особого положения, однако на практике это было невозможно — город был базой ВМФ России, и формальное присоединение его к Крыму могло породить массу правовых проблем.
- После воссоединения с Россией Севастополь, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом, стал городом федерального значения.
Таким образом, статус отдельного региона для Севастополя с одной стороны предопределен исторически. Он как был военной базой, так и остался. И скорее всего будет ею еще очень долго. И специальный статус существенно облегчает его администрирование в этом контексте — массу правовых вопросов военное руководство может решать прямо на месте. С другой стороны, остальные города-военные базы России ни в Крыму, ни в других регионах страны федерального значения не имеют. А ведь есть населенные пункты, насыщенные войсками ну уж точно не меньше Севастополя. И двойная административная вертикаль в Крыму на этом фоне может казаться роскошью.
Но вся беда заключается в том, что организация объединения может оказаться для государства значительно дороже, чем содержание «второго комплекта» местной власти на протяжении многих лет. Согласно законодательству РФ, объединение регионов может происходить по их инициативе и по итогам обязательных референдумов, на которых большая часть населения обоих субъектов должны поддержать слияние. Однако, судя даже по поверхностному мониторингу настроений севастопольцев (например, в соцсетях), большая часть из них совершенно не желает объединяться с Крымом и открыто говорит о своей особой ментальности. В итоге, дорогостоящие референдумы могут завершиться ничем, превратившись в пустую трату денег. Поэтому, прежде, чем пытаться переходить к практической реализации подобных планов, нужно тщательно изучить мнение местных жителей.
Что же касается экономии, то она уже идет полным ходом. Местные отделения ряда федеральных ведомств Севастополя уже замкнули в особом порядке на Крым. Речь идет, в частности, о ФСБ, Роскомнадзоре, Антимонопольной службе. На очереди, судя по информации в СМИ, — суды и судебные приставы. Возможно, подобный компромиссный вариант в ближайшем будущем мог бы устроить всех.
Фото Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).