В начале сентября этого года российского президента Владимира Путина китайские инвесторы, в буквальном смысле этого слова, ошарашили новостью о том, что экспорт в КНР мороженого из РФ ограничен – увы, крупными партиями вывозить его не представляется возможным. Отчего и почему – не уточнялось. Казалось бы, факт сей мог бы остаться незамеченным, если бы не одно «но»: российское мороженое пользуется бешеной популярностью среди китайцев. А значит, с этим не просто можно, а нужно работать.
Владимир Путин тогда дал слово, что в свои визиты в Китай он будет привозить председателю КНР Си Цзиньпину заветное мороженое, раз оно в таком дефиците и почете в стране. Возможно, кто-то и сразу же забыл сказанное российским президентом, восприняв слова в шутку. Но не тут-то было: 3 сентября Путин прибыл в КНР в Ханчжоу на саммит G20 и вручил китайскому лидеру обещанную коробку лакомства российского производства.
И, как говорится, понеслось. В Китае и до визита Владимира Владимировича на протяжении последних двух лет на рынке творилось что-то невероятное – мороженое из России чуть ли не с руками отрывали, а теперь же начался самый настоящий бум: у местных бизнесменов словно второе дыхание открылось. Образ президента РФ стал счастливым билетом на огромный китайский рынок с 1,4 млрд потенциальных покупателей.
По китайским улицам можно с легкостью встретить небольшого размера грузовичок, на котором изображен российский президент, поедающий рожок мороженого.
Однако образ Путина не нов для этой страны. Было бы неправильно говорить, что только после последнего визита самого «виновника торжества» в Китай началась эта эпопея с изображением президента России на каких-либо товарах. Недавно, скажем так, свалившийся на голову Си Цзиньпина сюрприз лишь подкинул дров и в без того неплохо разгорающийся китайский «костёр» (в хорошем смысле, конечно).
Так, например, портрет Владимира Владимировича украшает баннер в магазине шоколада в Харбине, а в другом городе (Чанша) его разместили на растяжку с рекламой объекта недвижимости.
Если же говорить о том, как сам Путин относится к этому чуть ли не поголовному изображению себя везде и повсюду (Китай ведь далеко не первый, кто придумал использовать образ российского президента в коммерческих целях – Запад еще раньше «заболел»), то подобные маркетинговые ходы он не одобряет.
И ведь Владимира Владимировича, в прямом смысле этого слова, можно увидеть абсолютно везде: будь то чехлы для телефонов или же сами телефоны – итальянская компания Caviar в свое время выпустила лимитированную серию золотых корпусов для iPhone, будь то одежда – немецкий дом моды Talbot Runhof представлял во Франции соответствующую коллекцию футболок, будь то часы, посуда – неважно. И ведь такая «любовь» к российскому президенту проснулась у мировой общественности именно после возвращения Крымского полуострова в состав Российской Федерации.
Но все же хотелось бы вернуться непосредственно к Китаю и к тому мороженому, которое удалось местным жителям по достоинству оценить в свое время. Но вот откуда же ноги у него растут? Кто привез этот, как уже позже оказалось, отчасти запретный и столь желанный плод?
Проблемы со сладким
А началось все год назад, когда из Приамурья по льду в китайский город Хэйхэ выдвинулись фуры, груженные самыми разными товарами. Мука, мёд, шоколад, печенье, растительное масло, газированные напитки и то самое мороженое. И если раньше ситуация складывалась совершенно иначе – Поднебесная кормила Приамурье своей продукцией, которую тоннами закупала российская сторона, то теперь картина полностью изменилась, сделав регион серьезным китайским экспортером.
И товарооборот растёт: российское мороженое стало самым популярным импортным товаром в ряде китайских городов.
Для сравнения: в этом году в приграничный город Суйфэньхэ доставили на 206% больше мороженого, чем в 2015 году. И это показатель лишь за первую половину 2016 года. Пусть и холодное время года надвигается, но хоть какой-то рост (пусть и незначительный) еще будет зафиксирован однозначно.
Если говорить о непосредственно марках российского мороженого, которое пользуется популярностью среди китайцев, то сейчас на рынке представлена петербургская компания «Петрохолод», которая является лидером на рынке мороженого в Санкт-Петербурге, производитель пломбира «Марка», «Коровка из Кореневки», продукция Благовещенского хладокомбината, что скупается китайскими компаниями.
Пожалуй, самым крупным российским экспортером является УК «НовоКузбассХолдинг». В этом году, как утверждают представители компании, в планах продать около 500 тонн мороженого, то есть увеличить продажи на 60%, если сравнивать с 2015 годом.
Не исключается, что в скором времени поставками мороженого займется и AlibabaGroup через российскую торговую площадку Tmall Global, которая была открыта в начале сентября с целью получения прямого выхода на китайский рынок производителям электроники, игрушек, косметики, а также продуктов питания.
Кажется, дела идут неплохо: на рынке российские товары востребованы, спрос на них неумолимо растет, цена на то же самое «заморское» лакомство вполне устраивает Китай (девальвация рубля сделала свое дело), а сами китайские коллеги называют поставки мороженого одним из самых перспективных направлений сотрудничества двух стран. Однако российские компании не хотят «лезть на рожон». Слишком много проблем имеется на китайском рынке и с таким же количеством можно столкнуться в ближайшем будущем. Неплохо было бы разместить на территории Китая свое производство, ведь при транспортировке продукта немало товара портится – в Китае недостаточно специальных машин, которые могли бы поддерживать определенную температуру. Но российские производители боятся оказаться ни с чем – вложиться и в конце концов остаться у разбитого корыта (проблема в том, что китайская сторона непредсказуема – различные нормы и требования к продукту очень часто меняются).
Бум есть, его нельзя не констатировать, но руководствоваться исключительно временным явлением как минимум нелогично и непрофессионально для российских компаний.
Он пройдет, эффект временный. Это сейчас, после единоразовой «акции» российского президента, поставки выросли в три раза. А что будет дальше?
На десерт
Естественно, все напрямую зависит от производителя, который заинтересован в том, чтобы и после бума спрос сохранился, чтобы покупатель не утратил к его продукции интереса. Но если все же так случится, что на то же самое мороженое у китайцев возникнет «аллергия», российский экспортер должен как можно скорее переориентироваться на поставки какого-то другого товара.
Можно, конечно, и понадеяться на новую «акцию», участие в которой принял бы вновь Владимир Путин. Вот только и это может не дать желаемого результата. К примеру, был случай, когда российский президент рекламировал (пусть и невольно) «Вятский квас» кировского производителя. Но не спасло продукцию это – производство его не было увеличено, спроса на товар не наблюдалось. А ведь такая пиар-кампания была проведена для этого кваса!
Так что, вероятно, стоит всерьез задуматься о налаживании поставок еще каких-то российских продуктов, товаров, которые также пользовались бы популярностью среди китайцев и были чем-то вроде экзотики в тех краях (как, например, для россиян это восточные сладости или какие-нибудь суши).
Сам рынок очень и очень привлекателен для российской продукции. Возможностей, по сути, — море. Главное, умело их использовать (да и в принципе использовать, не упустив шанс и не предоставив его кому-то другому). Как говорится, в большой семье клювом не щелкают.
Нужно просто заинтересовать китайского покупателя, дать ему то, что, возможно, не может дать другой производитель.
Возможно, на рынок смогли бы выйти в больших объемах российское сгущенное молоко или шоколад (кондитерские изделия). По последнему наименованию Китай вышел в лидеры импорта этого продукта из России за первые два месяца текущего года (поставки мучных изделий выросли в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году, составив 1,58 тыс. тонн, а шоколада – в 4 раза, или до 2,5 тыс. тонн). «Алёнка», «Коровка», «Вдохновение» – все эти названия российских брендов уверенно закрепились на китайском рынке.
Компания LeEco так и вовсе делает ставку на российскую воду из Байкала: в сентябре начнутся поставки в Китай. К слову, что касается этой компании, то вместе с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона будет создана торговая платформа LeLive, задачей которой станет продвижение российского продукта в Китае. Инвестировано в проект будет порядка 10 млрд руб.
Идут разговоры и о налаживании поставок крымских вин «Массандры», которые славятся своим качеством.
Если же говорить об алкогольной продукции, то нельзя не отметить, что Китай в 2000-х годах стал лидером по потреблению пива (в 2015 году стал рекордсменом). Чем, собственно, воспользовалась пивоваренная компания «Балтика», открыв в Китае в 2004 году местное представительство. И сейчас в стране продаются ежегодно миллионы литров этого напитка.
Так что можно завоевать китайский рынок и обычными, совершенно не экзотическими товарами. В общем и целом всё, конечно, зависит и от продавца, от того, как будет представлен продукт, и от того, сможет ли производитель сохранить его высочайшее качество. И совершенно не обязательно, как показывает практика, иметь в своих рядах какую-то известную личность, помогающую продвижению товара.
Китайский рынок огромен, но также огромен на него спрос в мировом сообществе. В интересах российских производителей как можно скорее найти ту золотую середину экспорта, которая закрепит за страной звание главного поставщика. Учитывая то, что потенциал у России огромен, можно предположить успех в этом начинании. Но, естественно, расслабляться рано – еще работать и работать.