Нефтяные запасы Китая могут быть примерно равны запасам стратегического нефтяного резерва США. Об этомсообщило влиятельное издание Washington Post со ссылкой на данные американской компании Orbital Insight.
Информация, которая лежит в основе анализа, была получена Orbital Insight с помощью спутниковой съемки и отслеживания активности (открытия-закрытия) крышек резервуаров. По итогам расследования компания отметила, что емкость нефтяных хранилищ Китая может в несколько раз превышать общепринятые значения. Так, компания насчитала 2100 резервуаров для хранения нефти, хотя в общепринятой базе данных TankTerminals.com значится на 500 хранилищ меньше. При этом, подчеркивают аналитики Orbital Insight, возможно наличие еще и подземных резервуаров.
Согласно подсчетам компании, запасы нефти в Китае в мае 2016 года составили 600 млн. баррелей, тогда как китайское официально информационное агентство «Синьхуа» сообщало о наличии только 287 млн. баррелей, что покрывает 36 дней импорта нефти. При этом коммерческие запасы нефти в США позволяет обеспечить 150 дней импорта сырья, подчеркивает издание. По данным Управления энергетической информации США (EIA) при Министерстве энергетики, сейчас в американских резервуарах и хранилищах — 522,5 млн. баррелей сырой нефти.
Издание отмечает, что реальный китайский резерв может повлиять на ситуацию на нефтяном рынке. Логика следующая — факт того, что запасы Китая окажутся больше, чем предполагалось, будет означать, что рост спроса на нефть в последние годы был обусловлен не растущим потреблением, а стратегическим планированием. Кроме того, это может затруднить усилия ОПЕК по ограничению добычи нефти в надежде стимулировать рост цен, а также — помочь Китаю создать буфер в случае внезапного срыва в поставках сырья.
Может ли Китай одним решением «уничтожить плоды договоренностей» основных игроков на рынке и повлиять на стоимость нефти? По мнению аналитиков американского агентства S&P Dow Jones Indices, большая часть импорта нефти Китаем направлялась в резервы, размеры которых никому неизвестны. И если ОПЕК попытается подтолкнуть нефть вверх, то Китай может прекратить поддерживать нефтяные котировки.
Данные компании Orbital Insight можно расценивать как любопытное наблюдение за тем, как излишки нефти уходят в пользу стратегических инициатив Китая. Но наличие запасов в КНР глубокого влияния на рынок, на ценовые параметры оказать не сможет, уверенглава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
— Возможно, Китай продолжит набирать нефть в хранилища, но пока такой резерв измеряется неделями потребления, в лучшем случае — несколькими месяцами. По параметрам это — не тот объем, который может влиять на ценообразование в мировых масштабах. Например, сокращение добычи нефти в Венесуэле и в ряде других стран этот излишек перечеркивает.
Также неизвестно, за какой период был накоплен предположительный объем в хранилищах. Они могут быть и полупустыми, что может наоборот свидетельствовать о том, что в ближайшее время Китай может поддержать рынок, если продолжит заполнение своих резервуаров нефтью пока цены не подскочили в связи с возможным соглашением стран-членов ОПЕК о сокращении объемов добычи нефти в конце осени.
К слову, истории с неучтенной нефтью — не новость. Не так давно публиковались данные о том, что нефть в танкерах, хранилищах, имеющих стратегическую закрытость, нефтепроводах не учитывается в мировых прогнозах. Но опять-таки — это может стать неким индикатором, но никак не фундаментальной характеристикой рынка.
— Зачастую, когда нет какой-либо конкретной информации, все смотрят на запасы нефти в США — выросли они и упали…
— Да, в итоге тенденция к росту или снижению приводит к волатильности на рынке. Конечно, то же самое может быть и с китайскими ресурсами, если в КНР будет принято решение публиковать условно достоверную статистику с определенной периодичностью, как это делают США. Тогда они также могут стать индикатором текущего ценообразования, но, повторю, — никак не определяющего тренды.
Китай действительно в 2008 году принял решение о создании спецрезервов нефти на своей территории в нескольких районах (первоначально пяти) на случай различных ЧП и в с 2009-го начал заполнять резервуары, отмечает зампредседателя Ученого совета Института Дальнего Востока РАН, глава Центра социально-экономических исследований Китая Андрей Островский.
— Понятно, что никто в Китае американских специалистов к резервуарам допустить не мог, а космическая съемка нефтехранилищ дает сведения, степень достоверности которых — 50%. Но если вы знаете китайский язык, то подсчитать китайские нефтяные резервы в принципе возможно по статистическим сборникам, в которых подсчитаны добыча, потребление, баланс по основным месторождениям. «Складирование» ресурсов зависит от импорта, а в последнее время Китай сам добывает стабильные объемы. Для того чтобы их увеличить, необходимы определенные вложения в добычу.
— При этом добыча нефти в самих Штатах снизилась с 9,6 млн. баррелей в сутки в прошлом году до 8,4 млн. Но на это никто внимания не обращает, хотя тамошние компании разоряются, ведь сланцевая нефть — одна из самых дорогих в мире по себестоимости. Аналогичная ситуация в Канаде. Тем не менее, практически все действия основных американских компаний и финансовых инвесторов направлены именно на задачу сбить цены.
Например, недавно знаменитая Goldman Sachs выпустила отчет о том, что ее аналитики ожидают наступления мира в Ливии и Нигерии, что, соответственно, приведет к снижению цен на нефть. Хотя, по большему счету, напрашиваются совсем другие отчеты. Например, о том, что война в Ираке в ближайшее время может распространиться на нефтепромыслы или что война в Йемене может активно перекинуться на территорию богатой нефтью Восточной провинции Саудовской Аравии. Это однозначно привело бы к недостатку нефти на рынке, а, следовательно, — к росту цен на сырье. Но подобных исследований американцы не проводят, зато, как я уже сказал, публикуют прогнозы о мире в Ливии, хотя совершенно непонятно, с чего он там вдруг должен наступить.
Мировой спрос на нефть действительно в последние годы возрос, но, по версии США, этот процесс был «неправильным» и связан, оказывается, с тем, что Китай просто накапливает резервы. Никто и не спорит, что КНР накапливает резервы, да и он сам этого особо и не скрывает. Пока нефть дешевая, почему бы китайцам ее не скупать и не закачивать как можно больше в резервы? Ведь из-за того, что по всему миру инвестиции в добычу нефти резко снизились, в какой-то обозримой перспективе цена на нее возрастет. Тем более что с ростом спроса, рынок предложений снижается.
На самом деле сейчас главная неопределенность заключается не в Китае, а в Ближнем Востоке.
— Как известно, ОПЕК заявила о том, что в ноябре планируется принять решение о сокращении добычи…
— Но, во-первых, непонятно, будет ли это решение принято. Во-вторых, это ничего не значит. Поясню. Саудовская Аравия обладает государственной монополией на добычу нефти. Госкомпания Saudi Aramco может добывать столько, сколько сочтет нужным. И сейчас ее показатели по добыче близки к максимальным. В России также добывают нефть на рекордных показателях, и не стоит ожидать, что мы можем еще что-то нарастить. Поэтому сейчас все могут говорить, что выступают за небольшое снижение добычи, и тем самым поддерживать свое реноме.
Но есть один важный игрок — Ирак, который в последнее время является лидером по росту добычи нефти. Одно время против него были введены санкции, развязаны боевые действия и т. д., в общем — в страну не было никаких инвестиций. А затем были открыты границы для компаний из всех стран — американских, британских, российских, турецких, французских, норвежских, малайзийских. Они вложили туда огромные деньги, поэтому добыча нефти растет и ее просто нельзя остановить заявлением, мол, знаете, ребята, давайте закручивайте краны.
Что касается Ирана, то он озвучивал желание в краткосрочной перспективе выйти на показатель добычи в 4 млн. баррелей в сутки (сейчас 3,6 — 3,8 млн.), но в этом есть большие сомнения, поскольку это требует серьезных вложений и времени.
Таким образом, реально серьезно нарастить добычу может только один Ирак, который, как известно, фактически разделен на несколько частей. Даже если Багдад что-то пообещает, то он же не может гарантировать, что такой же политики будут придерживаться курды, а тем более группировка «Исламское государство» * — и те, и другие все равно будут делать то, что считают нужным.
В принципе, все и так понимают, что цены на нефть в какой-то перспективе всё равно вырастут, но определить эту перспективу крайне сложно из-за влияния многочисленных факторов. Но запасы Китая тут явно ни при чем. Не будет же Пекин моментально выбрасывать их на рынок. Он просто делает стратегический запас, также, как в свое время поступали Соединенные Штаты. Столкнувшись в 1973 году с «нефтяным эмбарго», американцы стали делать запасники. А поскольку сейчас все морские пути контролирует американский флот, в КНР опасаются, что при обострении отношений с США, последние могут перекрыть Малаккский пролив и заблокировать маршрут танкеров с Ближнего Востока в Китай. Таким образом, Пекин просто пытается обезопасить себя, накапливая нефть в хранилищах.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
Фото ТАСС