Украина очередной раз помогла нам внимательнее присмотреться к нашим собственным проблемам. Руководство главной больницы Крыма — доставшееся нам, насколько я знаю, в наследство от Украины — провернуло выгодный гешефт с государственными деньгами. Более конкретно, администрация назначила сама себе зарплаты в 350-800 тысяч рублей в месяц. Всего за 8 месяцев праздника щедрости пятеро махинаторов выписали себе 12 млн рублей:
Идея гешефтмахеров была изначально провальна. Во-первых, Крым сейчас активно чистят от постукраинской коррупции, и шансы попасться на такого рода фокусах очень велики. Во-вторых, в России не принято воровать настолько нагло. Если бы администрация поставила своим людям зарплаты в 150-200 тысяч, возможно, всё и сошло бы ей с рук.
Почему я так думаю?
Потому что я много раз слышал и читал истории про «нищих врачей», которые внезапно становились отнюдь не нищими после того, как в больнице появлялся новый главврач и начинал справедливо распределять зарплаты.
И, напротив, я ещё не видел ни одной жалобы на нехватку зарплатных денег от главврачей. Жалуются всегда рядовые медики — которые на вопрос «какая зарплата у главврача» ответить затрудняются: ведь вникать в такие тонкости страшно, могут и уволить. Куда как проще ругать власти — они далеко, они увольнять не будут.
Вместе с тем истории успеха показывают, что если в больнице находится неравнодушный рядовой врач, который начинает задавать неудобные вопросы главврачу и писать письма в разные инстанции, через какое-то время зарплаты медперсонала волшебным образом подтягиваются к рыночному уровню, который сейчас, доложу я вам, отнюдь не низок. Один блогер-медик, помнится, недавно писал, что купил трёхкомнатную квартиру в центре города…
Нет, конечно, бывают клиники, в которых низкая зарплата устраивает всех — медработники делают вид, что работают, а руководство делает вид, что платит зарплату. Помнится, я спросил однажды знакомую медсестру, почему она работает за 15 тысяч рублей в месяц. Мне доходчиво объяснили, что за эти деньги у неё получается шестичасовой рабочий день, с питьём чая в перерывах и совсем несложной работой. Муж у неё зарабатывает нормально, а напрягаться где-нибудь пусть даже за втрое большие деньги ей совершенно не хочется.
Однако всё же бывает и другая ситуация — когда за совсем небольшие деньги медперсонал пашет в режиме ломовых лошадей по 12 часов в день. В этих случаях нужно уже выяснять, в чьих именно карманах выделяемые из федерального центра деньги оседают.
Если вы носите белый халат, и если цифры в вашем зарплатном квитке кажутся вам подозрительными, поинтересуйтесь — а сколько получает главврач и его заместители. Вполне возможно, выяснится, что деньги-то в вашей клинике есть. Просто руководство не считает вас достаточно ценным специалистом, чтобы делиться с вами этими деньгами.