Статьи

Плутониевый указ Путина: почему это не имеет значения и почему это очень важно

Президент Путин подписал указ и одновременно направил в Госдумупроект закона, по которому предлагается приостановить действие соглашения об утилизации плутония (СОУП). Это соглашение Россия и США заключили в 2000 году как часть усилий по разоружению. По нему предполагалось избавиться от излишков запасённого обеими странами оружейного плутония – стороны должны были утилизировать по 34 тонны. Соглашение вместе с двумя протоколами к нему вступило в силу летом 2011 года.

Такое решение официально мотивировано тем, что США выполняет СОУП ненадлежащим образом. В отличие от России, которая построила завод по переработке плутония в так называемое МОКС-топливо для ядерных электростанций, США строительство подобного завода ниасилили, поэтому решили просто перемешивать плутоний с неким балластом и в таком виде захоронить. При этом тщательно делая вид, что таким способом оружейный плутоний полностью и безвозвратно нейтрализован, хотя любому понятно – то, что однажды смешали и захоронили, всегда можно выкопать и разделить обратно.

Тут надо сказать, что особого практического эффекта от приостановки СОУП не будет. Очевидно, что Россия не остановит производство МОКС-топлива, поскольку уже построен не только завод по его производству, но построены и продолжают строится высокоэффективные реакторы серии БН, специально для такого топлива предназначенные. Собственно, в пояснительной записке к проекту закона так прямо и сказано: «…плутоний, подпадающий под действие Соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, что свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений».

Да и для дела ядерного разоружения предполагаемые соглашением к утилизации 34 тонны плутония не могут иметь большого значения на фоне общих его запасов – около 105 тонн в США и около 150 тонн в России. Достаточно сказать, что из одной тонны плутония может быть изготовлено до двух сотен ядерных боеприпасов, поэтому и оставшегося сырья вполне хватит для гарантированного уничтожения нашей планеты. Единственный практический результат – американских инспекторов перестанут уведомлять о движении плутония и не допустят к проверкам.

И тем не менее это чрезвычайно важный сигнал, учитывая, что сказано, кому и когда. Ведь вполне можно было бы вступить с США в очередные бесконечные переговоры об исполнении СОУП, доказывать их неправоту, добиваться исполнения или искать иные компромиссы. И именно так Россия до сих пор поступала, скажем, в решении ядерной проблемы Ирана или в многосерийном процессе достижения договорённостей по Сирии.

Но нет, риторика указа и законопроекта звучит совсем иначе. «В связи с возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации», «США предпринимают меры по расшатыванию экономики Российской Федерации и нарушению прав российских граждан», «предпринятые США действия привели к коренному изменению обстоятельств, существовавших при заключении Соглашения…», «исходя из необходимости принятия безотлагательных мер по защите безопасности».

До сих пор нормальной для России практикой было вести переговоры на одну тему без увязки с другой. Если переговоры по Сирии — значит, говорим только о Сирии. Если о разоружении, торговле или ядерной программе Ирана – значит, обсуждаем именно разоружение, торговлю или ядерную программу Ирана. На этом фоне условия возобновления действия СОУП, прописанные в теле законопроекта, можно считать беспрецедентными.

Собственно проблема утилизация плутония в его тексте занимает самое последнее место. Зато широкими мазками представлены и отвод войск НАТО от российских границ, и отказ от недружественной политики с отменой всех возможных санкций, которые США напринимали за последние годы, и обязательная компенсация ущерба за эти санкции (разорванная в клочья экономика – помните?). Вишенкой на торте можно считать требование компенсаций за ответные российские контрсанкции – ну а что вы думали, ведь шило, которое воткнули в бок европейцам, тоже денег стоит.

Условия возобновления СОУП в законопроекте сформулированы так, чтобы ни один президент США не имел возможности их принять, а это значит, что СОУП в обозримой перспективе похоронен. А что же с другими договорами? Если отношения с США уже испорчены хуже некуда, стоит ли останавливаться на достигнутом? Почему, например, по той же причине «недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации» нельзя пересмотреть какие-нибудь другие соглашения, скажем, о поставке космических двигателей, благодаря которым американцы выводят в том числе и военную нагрузку, или договор СНВ-3 от 2010 года, который является практически единственным заметным достижением президентства Обамы в отношениях с Россией. Отправка астронавтов на МКС с помощью батута стала бы достойным украшением этой коллекции.

Если Россия и вправду наконец-то отказалась от традиции не увязывать разные темы, то получается, что любые переговоры с США на любую тему теперь будут начинаться с вопросов расширения НАТО, отмены санкций и компенсаций за них. Но мы ведь отрицаем идею об исключительности США, а это значит, что и другие страны в этом смысле ничем от Америки отличаться не должны.

Например, ЕС тоже «…предпринимают меры по расшатыванию экономики Российской Федерации и нарушению прав российских граждан», и к ним тоже возможно предъявлять требования относительно НАТО, санкций и компенсаций в начале любых переговоров. Тем более, что и повод есть – скажем, Германия и Франция не выполняют своих обязательств по принуждению Украины к миру точно так же, как США не выполняет своих обязательств по СОУП.

А есть ещё Япония, которая активно желает наконец-то заключить с Россией мирный договор и получить острова, одновременно присоединившись к антироссийским санкциям. Конечно, претензии по НАТО ей предъявлять было бы несколько нелогично, а вот потребовать компенсации – вполне. А потом можно и про острова.

Время для ужесточения тона бесед с США сейчас самое подходящее. За месяц до выборов делать резкие движения было бы просто опасно, ибо это даст Трампу прекрасную возможность оттоптаться на «успехах» демократической администрации последнего времени – с соответствующими результатами для Клинтон. Так что если обычно завершающий свой срок президент именуется «хромой уткой», то Обама сейчас ещё и утка неоднократно потоптанная.

С российской стороны уже звучали заявления, что business as usual, бизнес как обычно, в отношениях с западными партнёрами больше невозможен. Будем надеяться, что именно за последовательным развитием этого процесса мы сейчас и наблюдаем.

Источник

В чем смысл «плутониевого» демарша Владимира Путина

Смотрел я вчера на истерию в российских СМИ, где «эксперты» в области российских ядерных соглашений наперебой пичкали сеть произведениями собственной глупости и тяжко вздыхал. Ведь все было сказана открытым текстом и предельно ясно (в указе президента и преамбуле к поданому Владимиром Путиным в Думу закону), а между тем российская сеть продолжала меня поражать. Впрочем, а что тут такого. Глупость в мире везде одинаковая.

Итак, что я могу сказать по поводу вчерашнего указа президента России. Первое, странное, на первый взгляд, обоснование. Еще в апреле 2016 года президент говорил об этом соглашении, что мол оно не выполняется американской стороной, а потому Россия его тоже может передумать выполнять. Казалось бы все проще пареной репы: раз США не выполняют своих обязательств, Россия не выполняет свои. И все бы такой подход поняли и шума никакого бы не было, а «мяч был бы на стороне» соперника. Пусть бы решали, выполнять или нет, взятые на себя обязательства.

Некоторые «эксперты» приплели сюда договор ВОУ-НОУ. Так и хочется спросить, а он тут каким боком? Он уже выполнен и не продлен. Более того, он вообще к этому случаю не имеет никакого отношения.

А между тем, основной посыл вчерашней инфоволны из стен АП РФ был совсем иной: мы прекращаем действия договора потому, что это противоречит российским интересам, а невыполнение его со стороны США всего лишь удобный поводом.

Так зачем же тогда РФ раздула такой скадал? Ведь можно было все сделать тихо и по мирному. А вот для того, чтобы в Вашингтоне даже мыслей не было пойти на уступки и таки уничтожить свои 34 тоны плутония.

Это конечно было бы здорово, но не так важно на сегодня.

В чем на сегодня проблема РФ. Очевидно, что гонку обычных вооружений против стран НАТО Россия не потянет и у нее в нынешней ситуации есть только один вариант сохранить военный паритет с США. Ядерные силы. Причем для их развития уже созданы все условия. Какой смысл искать с США точек взаимопонимания по «плутониевому» соглашению.

Вообще надо смотреть на то, как развивались вооруженные силы США в последние десятилетия. Ядерная составляющая ими была заброшена. Новую МБР так и не стали разрабатывать. Стратегическая авиация на сегодня вообще вооружена только ядерными бомбами, новую КР ВБ так не стали разрабатывать. Стратегическую ПЛАРБ нового поколения в 2016 году только начали проектировать, на стадии эскизного проектирования. Причем специалист считают, что для нее принципиально новую ракету разрабатывать не будут (то ли не могут, то ли … боятся не справиться).

И это все увязывалось американцами с их дипломатическими усилиями. И Буш старший и Клинтон (муж), и Обама, были «миротворцами». Они пытались убедить Россию отказаться от стратегических ядерных вооружений, чтобы «мир стал безопаснее». Ага, конечно.

А вот у России с этим все было с точностью до наоборот. Практически окончена замена на новые ракеты легких МБР. На выходе тяжелые «Сарматы». Окончены испытания МБР (а вероятно БР СД) «Рубеж». Строится серия ПЛАРБ «Борей». Прината на вооружение КР ВБ с дальностью 5,5 тыс км, с которой даже Ту-95 становятся грозной силой.

А еще в случае начала нового противостояния надо производить массу тактических боеголовок. И на все это плутоний будет нужен. Но не столько даже он (чего чего, а дефицита плутония у РФ пока на горизонте не видно). Важно получить в глазах мира моральное право производить все это, в качестве ответа на реальную угрозу, которая как раз и обозначена во вчерашних документах. В нынешнем мире, это важно.

Конечно в Москве прекрасно понимают, что США никогда не пойдут на отмену закона Магнитского или на отмену санкций по Крыму после подобного заявления со стороны РФ. Также они не согласятся убрать из Европы свои новые базы и с таким трудом создаваемые системы вооружений. Это значило бы признать свое поражение. Именно поэтому все это и было увязано со вчерашними решениями о приостановке действия договора.

С учетом последних решений США по Ближнему Востоку (претензии к Саудовской Аравии) и обостряющимся отношениям на других фронтах, вчерашний указ президента РФ Владимира Путина является очередным «маркером» того, что пока глобальных договоренностей между РФ и США не достигнуто и Россия выбросила на чашу весов очередной козырь. А все остальное, это просто информационный шум.

П.С. Фактические последствия (с точки зрения плутония) вчерашнего заявлений мизерны, но геополитические посылы сродни мюнхенской речи 2007 года.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.