Россия создала межконтинентальную баллистическую ракету с гиперзвуковым боевым блоком. Несущиеся из голубой синевы ядерные боеголовки со скоростью в 11 Махов — это то, что заставит нервничать любого, даже самого самоуверенного генерала. Даже если несутся они исключительно потенциально, гипотетически. Всегда неприятно, когда у кого-то на планете есть оружие, полностью нивелирующее твою систему ПРО.
Ради чести стоит сказать, что такое оружие сегодня есть как и у России, так и у США, так и у Китая. Но вот гиперзвуковые противокорабельные ракеты — это технология, доступная пока только нашей стране. «Циркон» поступит в массовое производство уже в 2018 году — очень короткий срок для разработки такого уровня. Сейчас же он проходит испытания.
И эта ракета тоже заставляет нервничать если не руководство Пентагона (у господ там, я думаю, нервы слишком крепкие для такого), то привыкших к технологическому превосходству своей исключительной нации экспертов и военных обозревателей.
Ведь если призадуматься, то «Циркон» — это не про корабли, а про самолеты. Как только мы сумеем заставить ракету стартовать не с палубы, а из чрева Ту-160М, мы начнем массовое производство гиперзвуковых ракет класса «воздух-поверхность». А работы над этим ведутся непрерывно. Корабельный «Циркон» — это скорее удачно пристроенный прототип, нежели настоящий результат.
Вот и сокрушаются зоны комфорта американцев, привыкших следить за военным прогрессом, а вслед за ними грустят и западные СМИ.
Вот, например, что опубликовало датское издание Jyllands-Posten:
Про 30 минут, конечно, враки. Ну да ладно, это мелочи.
Хороший ход: дескать, русские, конечно, коварны, создали гиперзвуковую ракету, но американцы держат руку на пульсе — разрабатывают гиперзвуковой бомбардировщик. А ведь самолет — это гораздо сложнее, чем ракета, значит, янки круче?
А давайте теперь подумаем, нужен ли России бомбардировщик, который может оказаться в любой точке земли за 30 минут? Например, в Парагвае, или Аргентине, или Австралии? Я думаю, что нет, потому как что нам там делать?
У американцев же есть такой экспортный товар, как «демократия», который неважно продается без промоакций с ковровыми бомбардировками. Поэтому им, конечно, нужно вооружение, способное быстро оказаться в любой точке планеты и покарать.
Правда, судя по всему, путь американцев к гиперзвуковому бомбардировщику еще далёк от завершения, настолько, что, как-то и не сразу поймешь, разработка — это уже или еще только проект в духе «ну нам, конечно, нужен такой бомбардировщик, и мы будем его разрабатывать… попозже… когда-нибудь».
На самом деле в датском издании упустили еще одну деталь — мы тоже разрабатываем гиперзвуковой бомбардировщик.
От него у нас, правда, только двигатель готов. Разработки же самого самолета начнутся только ближе к 2030-м годам.
Почему так нескоро? Все мы знаем, что сейчас компания «Туполев» создает перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) на замену еще советских Ту-95 и Ту-160. Первый полёт должен состояться в 2019 году, а на вооружение мы примем этот бомбардировщик в 2025 году.
Еще когда работы по нему только начинались, в правительстве и в Минобороны разгорались споры о том, нужен ли нам гиперзвуковой бомбардировщик или сгодится обычный, дозвуковой. С одной стороны, гиперзвуковой бомбардировщик легко преодолеет вражескую ПВО и нанесёт свой удар. Опять же, он действительно может оказаться в любой точке мира за 1–2 часа. Нам весь мир не нужен, а вот быстро дотянуться до горла Пентагона в случае чего — такая возможность нам необходима.
Однако, с другой стороны, расход топлива у него чудовищный и патрулирование границ задача для него тяжеловатая. И, опять же, самолету дальней авиации приближаться к вражеской ПВО и не нужно: зачем эти риски, если задача взлома противовоздушной обороны ложится на стелющиеся вдоль земли умные и быстрые ракеты? У нас как раз такая ракета принята на вооружение — Х-101 способна с расстояния в 5500 километров попасть в цель 400-килограммовой боевой частью, с отклонением максимум в 5 метров.
Потому было принято решение делать дозвуковой ПАК ДА. У нас и без того работы хватало в последние пятнадцать лет и еще больше будет в ближайшую пятилетку. Ну и гонка вооружений еще никому пользы не приносила. А вот как закончим разработку ПАК ДА, там можно будет приняться и за гиперзвуковой самолет. К тому времени, может, и американцы займутся вплотную своим проектом или наоборот.
А теперь вспомним о том, с чего мы начали — с гиперзвуковой ракеты «Циркон». Не приходится сомневаться, что, скорее всего, к 2025 году мы доведем до ума и её, таким образом, создав гиперзвуковые ракеты класса «воздух-поверхность». Новому бомбардировщику дальней авиации — новую гиперзвуковую ракету. Вместе они станут тем опасным тандемом, что обеспечит защиту наших границ на ближайшие десятилетия.
Фото Politrussia