Текущий год ознаменовался серьезными успехами российской автомобильной отрасли на зарубежных направлениях, прежде всего в Германии. Так, на днях были опубликованы результаты продаж новых автомобилей в этой стране за три первых квартала текущего года. В соответствии с этими данными, за период с января по сентябрь этого года местные автодилеры реализовали 1229 автомобилей тольяттинского автозавода Lada, что более чем на 40 процентов превышает результаты прошлого года.
Как сообщается, фаворитом среди российских автомобилей на немецком рынке стал внедорожник Lada 4×4, количество проданных экземпляров которого составили 847 штук, что на 15 процентов больше показателей прошлого года. Кроме того, отмечено увеличение интереса немцев к другому представителю семейства тольяттинских автомобилей — Lada Granta, которую за прошедшие девять месяцев приобрели 377 человек, тогда как за 2015 год эта модель приглянулась всего 132 автомобилистам.
При этом стоит отметить, что Германия является одним из главных экспортных рынков для российского автогиганта. В стране функционирует официальный импортер Тольяттинского завода — Lada Deutschland, занимающаяся продвижением российского бренда на местном рынке. Однако помимо Германии, продукция «Лады» поставляется на рынки Казахстана, Азербайджана, Украины и Египта. При этом за 2015 года «Лада» серьезно нарастила объемы экспорта по этим направлениям. Так, количество отправленных автомобилей в Казахстан увеличилось на 18,7 процентов. Однако данные по другим странам значительно выше: Египет — около двух тысяч машин (прирост плюс 97 процентов), Азербайджан — 5000 автомобилей (плюс 167 процентов), Украина — порядка трех тысяч машин (плюс 134 процента), ошеломляющий рост показала та же Германия — 2500 автомобилей с приростом в 460 процентов.
Фото: Lenta.ru
Дилерский центр Lada в Германии
Кроме производимых «Ладой» легковых автомобилей, активно на экспорт идут также грузовые модели Горьковского автозавода (Группа «ГАЗ») и Камского (КамАЗ) автозаводов. На данный момент экспорт составляет более трети всего объема продаж ГАЗа. Экспортный потенциал ГАЗа традиционно находит приложение на рынках стран бывшего СССР и Восточной Европы. Кроме того, предприятие наращивает объемы экспорта на быстро растущий египетский рынок, в Юго-восточную Азию, Южную Америку, в некоторые страны Ближнего Востока и Африки. Помимо этого, ГАЗ присматривается к Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Македонии.
Что касается «КамАЗа», то продукция предприятия также находит своё место на рынках стран СНГ и Восточной Европы. Вместе с тем Камский автозавод осваивает рынки Африки, Азии и Южной Америки. Примечательно, что предприятие открыло свои сборочные предприятия во Вьетнаме, Пакистане и Индии, что говорит о высоком уровне востребованности продукции автозавода в этих странах. Более того, экспортная география «КамАЗа» за последние несколько лет расширилась за счет рынков Саудовской Аравии, Чили и Никарагуа, а также в Судане, Анголе, Венесуэле и Панаме. При этом до 2020 года предприятие планирует довести долю экспорта в общем объеме реализованной продукции до 30 процентов против 18-20 за последние годы.
В целом же, продукция российских автозаводов весьма востребована не только в СНГ и Восточной Европе, но и на совсем экзотических рынках вроде Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африки. Это говорит о том, что наши автомобили по-прежнему высоко ценятся, а оптимистичные планы по увеличению экспорта говорят о том, что интерес к продукции отечественного машиностроения год от года лишь возрастает.
Что же касается Германии, которая, без сомнения, является самым перспективным рынком сбыта для нашей продукции в Европе, то успех той же «Лады» обусловлен, в том числе, более низкими ценами по сравнению с продукцией других производителей. Так, новенький внедорожник 4х4 в Германии можно приобрести за 10-11 тысяч Евро, что значительно ниже стоимости других популярных на европейском рынке внедорожников, например Land Rover, новая модель которого будет стоить в несколько раз дороже. Весьма дешевой для кармана немца является также «Лада Приора» (9-10 тысяч евро за новенький «хэтчбэк»). А седан «Лада Гранта» стоимостью всего лишь в 6,6-7 тысяч евро в прошлом году вообще был признан самым дешевым автомобилем в Германии. Пальму первенства российская модель отобрала у довольно долго занимавшего его седана румынской сборки Dacia Sandero, цена на которой на 200-300 евро выше «Гранты». Примечательно, что и третье место в списке самых дешевых автомобилей Германии заняло детище Тольяттинского автозавода — «Лада Калина», новую модель которой можно приобрести по цене всего лишь в 6950 евро. Это значительно ниже, чем цены на похожие автомобили других марок. Так, две бюджетные модели Volkswagen — Golf и Polo продаются в Германии по 17-18 и 12-13 тысяч евро соответственно, и это только базовая цена. Таким образом, покупая российский автомобиль, рядовой немец может сэкономить в полтора-два с половиной раза.
Фото: auto.mail.ru
Lada 4×4
По мнению экспертов, помимо низких цен на сами автомобили, немцев привлекает и дешевизна комплектующих. Невысокие затраты на приобретение автомобиля и поддержание его в рабочем состоянии обуславливают использование их в качестве «рабочих лошадок», в том числе на тяжелых работах в сельской местности и далекой от города глуши. Это, в свою очередь, является одной из причин популярности «Лада 4×4» и «Лада Гранта». Отмечается также неприхотливость российских автомобилей, которые просто в эксплуатации и не требуют больших усилий по поддержанию их в надлежащем состоянии.
Таким образом, помимо рынков стран СНГ, Азии, Латинской Америки и Африки, продукция российского автопрома начинает стремительный бросок на европейский рынок, прежде всего немецкий, являющийся крупнейшим среди стран Евросоюза. К тому же Германия является крупнейшим торгово-экономическим партнером России в Европе, и даже несмотря на санкции обе стороны пытаются найти пути к развитию двухсторонних отношений. И дальнейшее завоевание российскими автомобилями немецкого рынка станет одним из элементов углубления российско-немецкой экономической кооперации.
Высокий потенциал российского автопрома оценивают и в Правительстве, где не так давно заявилио намерении довести к 2015 году количество экспортируемых из России автомобилей до 300 тысяч штук. По словам главы Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова, на эти цели в 2017-2019 году будет выделено 100 миллиардов рублей. Эти средства должны стимулировать экспортный потенциал российских автопредприятий и привести к укреплению их позиций как на развитом европейском рынке, так и на развивающихся рынках стран Азии и Европы. Главными локомотивами российского экспорта станут всё те же производители из «большой тройки» российского автопрома — «Автоваз», ГАЗ и КамАЗ.
Не хочется вдаваться в излишний оптимизм, но ставка правительства на экспортный потенциал российских автогигантов определенно говорит о том, что в Правительстве всерьез намерены вывести отечественный автопром на одну из лидирующих позиций в мире. Если раньше экспортное направление было незначительной статьей в доходах автопроизводителей и лишь дополнением к продажам на внутреннем рынке, то теперь завоеванию внутренних рынков решено уделить не меньшее внимание, чем развитию на рынке внутреннем.
Фото: auto.mail.ru
Lada Vesta на выставке в Германии
Действительно, с учетом того, что начавшийся в 2014 году экономический кризис довольно существенно затронул российскую автоотрасль, экспансия на внешние рынки смогла бы в значительной степени нивелировать отрицательные последствия финансово-экономической нестабильности. Российским автопредприятиям необходимы новые объемы сбыта, доходы с которых смогли бы гарантировать окупаемость вложенных в разработку, сертификацию модификаций для экспортных рынков, а также создание в этих странах сервисной системы средств. К тому же нынешний курс рубля предоставляет благоприятные возможности для достаточно быстрого создания дилерских сетей и сервисных центров в других странах, а также дает неплохие возможности для организации производства российских автомобилей за границей. Последнее, кстати, уже успел реализовать ГАЗ, начавший осенью 2014 года производство моделей «Газель Next» в Турции.
Таким образом, для завоевания зарубежных рынков российскими автопроизводителями сложилась сейчас весьма благоприятная ситуация. Рост популярности российских автомобилей по всему миру, а также намерение государства поддержать экспортный потенциал производителей рублем, определенно должны принести свои плоды уже в ближайшие несколько лет.
Фото Reuters