В прошедшее воскресенье, 16 октября 2016 года, стало известно, что австрийский инвестор Зигфрид Вольф окончательно отказывается от инвестиций в ОАО «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ). И основной пакет его акций приобретет владелец и президент группы DCH, украинский бизнесмен Александр Ярославский.
«Группа DCH Ярославского, официально сообщает о начале процесса приобретения дополнительного количества акций ОАО «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ) в размере 29% уставного фонда. Речь идет о пакете, который до недавнего времени был намерен сформировать австрийский инвестор Зигфрид Вольф для достижения целевой структуры собственности», — сказано в сообщении об этой сделке. Свой шаг Вольф объяснил просто: он не может эффективно работать «в нынешних политико-экономических условиях», когда на его бизнес оказывается давление со стороны украинского государства, спровоцированное политикой, процветают рейдерство, рэкет, коррупция, мздоимство и т. д.
Происшедшее – только венец процесса. Еще в апреле текущего года Вольф предложил Ярославскому выкупить контрольный пакет акций ХТЗ, формально принадлежащий ему. Таким образом, Вольф пытался спасти и ХТЗ, и свои инвестиции. «Партнерство с Александром Ярославским позволит придать развитию завода новый импульс. Мы давно знакомы, я знаю его как человека слова, о котором очень хорошо отзываются все бизнес-партнеры – в том числе иностранные. Именно поэтому, когда возникла угроза для моих инвестиций в Украину, я обратился к нему с предложением вновь стать акционером ХТЗ», — писал тогда австриец.
Вторил ему и украинец Ярославский: «Нельзя допустить, чтобы предприятие с таким потенциалом погибло. Тем более, что от его стабильности зависит благополучие почти 10 тысяч харьковчан (работников завода с семьями) и еще порядка 100 тыс. работников предприятий-смежников по всей Украине. Поэтому международный консорциум, который мы сейчас создали, будет работать для достижения двух ключевых целей – возрождение производства и возвращение ХТЗ на международный уровень». И когда купил контрольный пакет акций, то пообещал, с одной стороны, вложить в завод еще 500 млн. долл. Но с другой – не смог удержаться от радости от победы полученной над… российским бизнесом. «У Дерипаски осталось: ноль целых… ноль десятых, у меня 62,44% акций, остальные — акции у австрийского инвестора», — рассказывал он украинским журналистам.
И вот теперь, после продажи акций Вольфом, российские деньги окончательно ушли их Харькова. И ХТЗ вновь вернулся к прежнему владельцу Ярославскому, который фактически и владел им до 2007 года. До тех пор, пока в ХТЗ не вложился российский миллиардер Олег Дерипаска. Через Зигфрида Вольфа. Все дело в том, что Вольф – это бывший глава компании Magna International, крупнейшего мирового производителя автокомпонентов, а сейчас — председатель совета директоров российского ОАО «ГАЗ» и председатель совета директоров ОАО «Русские машины», входит в состав Советов директоров ряда крупных международных компаний: Continental AG, MIBA AG, Schaeffler AG. А ОАО «ГАЗ» и ОАО «Русские машины» — это собственность Дерипаски. 7 мая 2016 года и российское ОАО «Русские машины» сделало официальное заявление, что «не является акционером Харьковского тракторного завода и не принимает никакого участия в управлении данным предприятием».
На что надеется новый-старый хозяин ХТЗ? Он сам сказал 25 сентября сего года: «Кроме продукции для сельского хозяйства, ХТЗ в свое время выпускал военную технику, и я готов финансировать производство военной техники, причем весь инженерный потенциал у нас имеется. У нас есть все.
…Осталось нам только один вопросик маленький решить. Убрать все претензии и вопросы, которые есть. Думаю, эти вопросы решаемые. И запустить производство». Этопервое: милитаризация продукции тракторного завода.
Второе: Ярославский говорил о заводе с президентом Украины Петром Порошенко и тот вроде бы пообещал ему содействие в запуске ХТЗ. При определенных условиях, конечно, — если Ярославский подвинется и не станет таким уж сильным конкурентом Порошенко. Ведь киевский завод «Ленинская кузница», принадлежащий Порошенко, тоже выпускает военную продукцию, на приобретение которой в зону АТО в Донбассе, то есть на гражданскую войну и «пилятся» военный бюджет Украины. И без Порошенко Ярославскому, судя по всему, никуда: ХТЗ без команды президента «отставить!» своим «волкам» как «лежал» на грани банкротства, так и будет лежать. А он «лежит» с мая текущего года: претензии на 40 млн. грн. к ХТЗ предъявил Пенсионный фонд, Государственная фискальная служба потребовала уплатить 60 млн. грн. экологического налога, несмотря на решения судов в пользу ХТЗ, а СБУ насчитало заводу 140 млн. грн. неуплаченного налога на землю. 5 мая 2016 года исполнительная служба добилась ареста средств ХТЗ на всех открытых банковских счетах и на все имущество предприятия, чем фактически заблокировала его работу. А 4 июня 2016 года СБУ закрепила успех фискальной службы, заявив об аресте имущества и счетов завода из-за подозрения, что оборудование завода может быть вывезено в Россию. «Удалось предотвратить потерю производственного оборудования и уникальной конструкторской документации, а также предупредить увольнение почти тысячи квалифицированных работников», — отчитывались спецслужбисты. А Ярославский дарил всем надежду после разговора с Порошенко: «Мы договорились, чтоб предприятие запустить – и тракторное, и военное производство. Будем оптимистами, что эта встреча откроет нам возможности запустить предприятие».
Но завод сейчас стоит. Что только подтверждает общеизвестное: широкомасштабное переформатирование Украины в одну огромную «Анти-Россию» идет, в том числе и экономически. По рецептам западных кураторов, которым не нужны в Украине никакие конкуренты, ее стремительно деиндустриализируют по принципу «так не доставайся ж ты никому». То есть если предприятие не нужно западным инвесторам, то российским оно не достанется. А если уже досталось, то власти делают все, чтобы разрушить сотрудничество и отобрать предприятие. Как? Очень просто: закрыть для него российские рынки санкциями.
Западным компаниям продукция ХТХ не нужна. Она может быть востребована в России, но с Россией работать нынешним украинским властям запрещают внешние кураторы. Да и сами украинские власти стремятся максимально воплотить в жизнь главный бандеровский лозунг «Гэть вид Москвы!» («Прочь от Москвы!»). Любой ценой, даже себе во вред. И построенный в 1930 году ХТЗ – жертва этой политики. Он – до недавних пор крупнейшее машиностроительное предприятие советской Украины и одно из самых крупных в СССР, которое выпускало в год по 70 тыс. тракторов, которые раскупались в 36 странах мира. Способен выпускать десятки моделей тракторов и спецтехники, предназначенных для работ в сельском и коммунальном хозяйствах, строительстве. В «лихие 90-е», после развала Союза завод попал в зависимость от иностранных поставщиков и кредиторов и в 2001 году впервые остановил производство из-за нехватки денег. Сейчас стоит фактически из-за противодействия госорганов. По предварительным данным, чистая прибыль ХТЗ в 2015 году сократилась в 10 раз (в 2014 году этот показатель составил 445 млн. грн.).
И точно такая же картина наблюдается на еще одном индустриальном гиганте Украины – сумском научно-производственном объединении (НПО) имени Фрунзе (сейчас публичном акционерном обществе «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. М. В. Фрунзе» — ПАО ««Сумское НПО им. М. В. Фрунзе»). ПАО имени Фрунзе – крупнейший в Европе машиностроительный комплекс-производитель оборудования для нефтяной, газовой, атомной и химической промышленности. Сейчас его тоже умышленно доводят до банкротства и прекращения деятельности в связи с тем, что оно тесно сотрудничает с российскими предприятиями. Более того, еще несколько лет назад именно сумской комплекс мог стать составляющей частью российско-украинского гиганта, который мог бы обслуживать и нужды российской нефтегазовой отрасли, и даже потребности в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), пресловутой «трубы».
Это был, в принципе, естественный процесс: более мощный и мобильный российский бизнес старался выбрать в украинской экономике то, что ему нужно было, исходя из производственных нужд и технологических цепочек. Так получилось и с ПАО им. Фрунзе – 60% его продукции поглощал российский рынок. Потом лет 15 назад российская компания «Гидромашсервис» стала эксклюзивным продавцом продукции сумчан. Потом в состав этой компании вошли объединенные сумские заводы «Насосэнергомаш» и «Гидромаш», и новое предприятие в 2007 году заявило, что самостоятельно готово реконструировать всю украинскую ГТС.
Но потом грянул мировой кризис, возникли проблемы с кредитованием, а потом подвернулась» и «революция гидности», которая поставила задачу – превратить Украину в «Анти-Россию». И сегодня для сумчан российские рынки закрыты, кредитов по-прежнему нет, а вот обвинения в том, что заводчане выводят деньги с завода, а следовательно сядут за это в тюрьму, а ПАО обанкротится – это суровая реалия тотальной деиндустриализации страны. Например, по итогам первого полугодия 2016-го ХТЗ снизил производство из-за невозможности сбыта продукции в Россию, которая ввела ввозную пошлину на тракторы и утилизационный сбор на сельхозтехнику. В рамках отмены режима свободной торговли, который инициировала Украина, вводя санкции и борясь с «российской агрессией»…
И это только примеры двух предприятиях, знаковых для Украины. Точно так же практически развалены и близки к окончательному банкротству кораблестроение и космическая отрасль, авиастроения и автомобилестроение. Да что там говорить, когда даже наперсник президента Порошенко премьер Владимир Гройсман как-то грустно констатировал: «…Мы стали сырьевой страной. Это беда. Фактически мы продаем зерно, металл и т. д. Мы должны научиться создавать национальный продукт». Правильная постановка вопроса, но странная. Потому что прежде нужно ответить, а кто же развалил экономику и кто отучил производить «национальный продукт», зачем и почему? И ведь есть, кому задать этот вопрос…
…Но политическое безумие в Украине нарастает и уже пожирает страну изнутри. Недавно так называемые «активисты и патриоты» пикетировали министерство энергетики, требуя отставки министра Игоря Насалика. И знаете за что? Его обвинили в том, что он вступил в сделку с сыном свергнутого президента Виктора Януковича и организовал незаконный вывоз «сепаратистского» угля с территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей в Украину. И это притом, что у активистов никаких данных или доказательств личного участия Насалика в сделках нет, но они руководствуются «любовью к нэньке», которая, похоже, и ведет к таким необратимым процессам. Впрочем, без угля эти «активисты» мерзнуть вряд ли будут – у них другие источники «обогрева». Тут внешние кураторы постарались, заказывая деградацию и сознания, и страны…
Фото Cont
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня