В Мире

Белорусы мигрируют в Польшу в поисках лучшей жизни

24h

Трудовая миграция украинцев и белорусов в Польшу как явление появилась давно, но сейчас она приобрела массовый характер. Если с постмайданной Украиной при бардаке, обрушении экономики и, как следствие, отсутствии перспектив с работой всё понятно, то много вопросов возникает относительно Белоруссии, где, казалось бы, в этом плане стабильность и социальный рай. Однако за последние три года только официально в соседней Польше трудоустроились 11 тыс. белорусов. При этом польский эксперт рынка труда Чеслав Тыгощик и вовсе выразил мнение о заниженном характере этой цифры:

 «Польские социальные службы в качестве трудовых иммигрантов учитывают только тех, кто работает на длительных трудовых договорах. Просто потому, что им работодатели оформляют страховку. Но у большинства приехавших с Украины и из Белоруссии — та самая umowa zlecenia, то есть договор подряда, сроком до полугода. А их никак централизованно не учитывают, Поэтому цифру в 11 тысяч работающих в Польше белорусов, по нашим оценкам, стоило бы увеличить в пять-семь раз, чтобы она стала более правдоподобной. Да, приток работников из Белоруссии быстро растёт. Это факт, и мы это сейчас наблюдаем».

Что происходит? Неужели белорусы бесятся с жиру и хотят ещё большего?

Белоруссия официальная и Белоруссия реальная

В конце лета президент Белоруссии Александр Лукашенко высказал очевидную, но вызвавшую много споров и обсуждений мысль:

В Беларуси только ленивый может не заработать. Мы что, воюем, война у нас идёт или ещё что-то? Надо просто немного шевелиться.

Александр Григорьевич Лукашенко

И ведь не поспоришь: действительно, при рыночной экономике каждый должен рассчитывать на себя самого, а не на заботливую и всемогущую руку государства, как при социализме. Сегодня человек, у которого есть амбиции и стремление заработать, имеет возможность изучить рынок, потратить усилия на создание бизнес-идеи и вложить в неё средства. Если изначально средств нет, можно найти инвестора. Благо в Белоруссии имеется ряд конкурсов стартапов.

Но белорусская общественность далеко неоднозначно отреагировала на данное заявление. Это можно увидеть на примере обсуждения данного высказывания президента на самом популярном новостном портале республики tut.by. Под новостью с высказыванием Лукашенко 732 комментария, из которых одобрительных абсолютное меньшинство, да и те были беспощадно заминусованы.

Скажем, с данным комментарием согласились лишь 7 человек, зато 171 поставили уверенный минус:

Фото: http://talks.by/showthread.php?t=14291755&pagenumber=

А с этим согласны:

Фото: http://talks.by/showthread.php?t=14291755&pagenumber=

А вот наибольшее количество одобрений (почти семьсот человек) вызвал данный комментарий, и всего четыре человека выразили свое несогласие с ним:

Фото: http://talks.by/showthread.php?t=14291755&pagenumber=

 

Ленивые белорусы или отсутствие возможностей?

Нас заинтересовала реакция белорусской интернет-аудитории, и мы решили выяснить, почему большая часть столь критично отнеслась к словам главы своего государства.

Во-первых, эксперты из союзной республики высказывают мнение, что частному бизнесу в Белоруссии мешает нечестная конкуренция с государственным сектором. На это указал белорусский экономистЯрослав Романчук:

Для госорганизаций создаются особые условия. Прежде всего — доступ к финансам. 40 процентов рублевых кредитов выдаются госпредприятиям в рамках госпрограмм под 2-5 процентов годовых, в то время как частный бизнес вынужден кредитоваться под 45-60 процентов. Проблемой остаются также высокие налоги и налоговое администрирование с его непомерными штрафами за нарушения. В то же время есть 106 государственных предприятий, которым были предоставлены налоговые льготы непонятно по какому принципу. Льготные условия по налогу на недвижимость и на землю могут предоставлять и местные власти, но для приоритетных, на их взгляд, госорганизаций. Для всех остальных эти ставки в 2015 году увеличились в 2-2,5 раза. Всего же в Беларуси действует около 250 налоговых льгот «для своих», из-за чего бюджет не добирает около миллиарда долларов ежегодно.

Ярослав Романчук

Можно подумать, в таком случае инициативным белорусам стоит идти работать в госпредприятия, однако, как можно судить по их высказываниям, делать там совершенно нечего, ибо абсолютно не ценятся новаторство, активность и высокие амбиции. Когда на белорусском телевидении показывают директоров госпредприятий, там крайне редко можно увидеть лиц моложе 50-60 лет. Вполне естественно, что для таких руководителей советской закалки характерны старые привычки и стремление к существующим укладам. Тот же Ярослав Романчук отмечает, что большинство функционеров, принимающих решения, являются сторонникам плановой экономики, которая блокирует рыночные механизмы, позволяя на первое место выйти «ручному» управлению:

«Поддержка бизнеса и сохранение старой модели управления экономикой несовместимы».

Между бизнесменами и властью в республике достаточно давно нарастают противоречия, которые вылились в акции протеста и массовые забастовки работников рынков по всей стране. Причиной стал указ № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», который вступил в силу 1 января текущего года. Предпринимателей не устраивает, что их обязали предоставлять наличие первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, хотя торговцы начали ссылаться на то, что российские поставщики, у которых закупает товар большинство белорусских ИП, как правило, отказываются выдавать документы о происхождении продукции либо предоставляют фиктивные справки. Благо прозападным политикам тогда так и не удалось оседлать бизнесменов и использовать их в своих революционных целях.

Во-вторых, в Белоруссии нет четких правил ведения бизнеса. Законодательство в этой сфере крайне быстро меняется, что не даёт инициативным гражданам возможности всё заранее просчитать.

Для успешного предпринимательства крайне важно стабильное и устоявшееся законодательство. Например, польский предприниматель закрыл в Бресте свою фирму «Вудимекспром», которая занимается экспортом переработанного леса, объяснив это помехами законов в стране:

«В Беларуси очень трудно заниматься бизнесом. Открыть предприятие можно без проблем за один день, а начать работать и соблюдать все нормы и постановления различных инстанций — это другое. Проблема в том, что у этих многочисленных проверяющих организаций законы и постановления часто меняются, что вызывает сложности для предприятий, которые обязаны соблюдать эти нормы».

В-третьих, отсутствие торговой жилки у белорусов. Что говорить, а белорусы, в отличие от тех же украинцев, совсем не торговый народ. Известная миру белорусская безынициативность, осторожность и настороженность привели к тому, что большинство населения предпочитает иметь синицу в руках, чем журавля в небе. То есть иметь среднюю или невысокую, но стабильную зарплату, чем рисковать вкладами.

Так, в Минске на 1 тыс. жителей насчитывается 13,3 предприятий малого и среднего бизнеса, в Бресте – 8,9, в Витебске – 6,6, в Гомеле – 5,8, в Гродно – 7, в Могилеве 6,9. Самый низкий показатель среди областей у Гомельской – 3,7 субъектов предпринимательства на тысячу жителей. При этом в России данный показатель составляет 30 предприятий, а в Крыму и вовсе 40.

В-четвертых, экономический кризис. В Белоруссии вынуждены сокращать количество рабочих мест. Всё больше трудоспособных белорусов просто вымывается из экономики страны:

«В июле 2016 года в экономике Белоруссии было занято 4 392 800 человек. В 2014 году, который учитывало правительство при принятии Декрета № 3 о тунеядцах, их было 4 550 500 человек. За полтора года число занятых в экономике уменьшилось на 157,7 тыс. человек. За 15 месяцев после принятия Декрета № 3 в Белоруссии было уволено больше, чем принято на работу, на 124 398 тыс. человек. По сути, с рынка рабочей силы исчез большой белорусский город — это больше, чем всё население Орши, Мозыря, Солигорска, Новополоцка, Лиды или города Молодечно».

В Белоруссии происходят массовые сокращения, как казалось ранее, стабильных рабочих мест в госпредприятиях и госорганах. При этом в стране наблюдается дефицит некоторых специалистов, а молодые люди не желают заполнять имеющиеся рабочие места. К примеру, медсестры и врачи. Сегодня Минску требуются порядка 1,5 тысяч медработников среднего звена. Укомплектованность врачами службы скорой помощи составляет лишь 67%. Почему сложилась такая ситуация? Из-за низкой заработной платы.

Так, в Минске средняя зарплата врачей составляет порядка 450 долларов. При этом многие работают на 1,3 и 1,5 ставки. В среднем по стране показатели, понятное дело, ниже, чем в столице. Уже давно в республике недобор на педагогические специальности. Белорусские абитуриенты отказываются даже от бюджетных мест. И это неудивительно, учитывая, что средняя зарплата учителей в республике в эквиваленте составляет около 250 долларов.

Достойно заработать на собственном деле в Белоруссии достаточно сложно: эта страна удобна для людей, которых устраивает средняя, но стабильная жизнь. Как говорится, без излишеств. Хотя и это сопряжено с риском попасть под очередную оптимизацию и сокращение. Те же, кто хочет зарплату повыше, а жизнь поярче, становятся поляками. Причем не только по месту жительства, но и по самосознанию. И чаще всего это инициативная и активная молодежь.

Польша манит и манит

В то время как экономический кризис поразил Белоруссию, Россию и Украину, экономика соседней Польши продолжает завидно расти. Там создаются новые рабочие места, что вынуждает власти страны думать о привлечении трудовых мигрантов. Принимать африканцев, арабов и азиатов в мононациональной, католической и весьма консервативной, по европейским меркам, стране, где традиционно сильны правые идеологии, не горят желанием, в связи с чем придумали выход:

привлекать трудовых мигрантов из стран бывшего СССР — Литвы, Латвии, России, но в особенно больших масштабах из Белоруссии и Украины.

С этой целью в 2007 году был принят закон «О карте поляка». Изначально заветная карточка давала право лишь на бесплатную национальную визу, бесплатное медицинское обслуживание и образование в Польше, скидку в 37% на общественный транспорт, а также право бесплатно посещать музеи Республики Польша.

А в 2015 году в закон о карте были приняты поправки, заключающиеся в том, что обладатели Карты поляка теперь смогут получать гражданство Польши лишь спустя год после переезда на ПМЖ, а вид на жительство сразу. К тому же из польского бюджета им будет первоначально оплачена аренда жилья и курсы польского языка. Поддержка будет выражена в выдаче 5 400 евро на каждого члена семьи, решившей перебраться в Польшу из стран бывшего Союза.

Получить документ могут либо поляки по национальности, являющиеся гражданами одной из стран СНГ и Балтии, либо лица, чьи предки (вплоть до прабабушек и прадедушек) были гражданами Польши. Учитывая, что до 1939 года Западная Белоруссия и Западная Украина после Рижского мирного договора были в составе Польши, на Карту поляка имеет право претендовать практически все население Западной Белоруссии и Западной Украины.

Согласно статистике, документ с Бялым Ожелом (гербом РП) получили уже порядка 75 тысяч белорусов и 70 тысяч украинцев. Не являющиеся поляками по происхождению, а лишь в силу того, что их территории были под властью Польши около века назад.

Любопытно, что для её получения необходимо выучить польский язык хотя бы на базовом уровне, признать себя частью польского народа, выучить гимн Республики Польши, традиции, обычаи, историю, политическое устройство и символы. Осталось только перекреститься в католика, но пока до этого не дошло.

Таким образом, Польша создает все условия и даже платит немалые деньги лишь для привлечения трудовых мигрантов из Белоруссии и Украины с максимальной их интеграцией в польское общество.

Польше есть что предложить: минимальная заработная плата составляет 12 злотых в час. При обычным трудовом графике — 8 часов в день пять дней в неделю — в месяц она составляет 2 тыс. злотых (около 500 долларов). Что касается средней заработной платы, она также выше, чем в Белоруссии. Да и по сравнению с Украиной и Россией тоже. Так, средняя зарплата в Польше за февраль 2016 года составляла 1048 долларов, в то время как в Белоруссии этот показатель колеблется лишь в районе 328 долларов.

Многие могут возразить: но ведь в Польше все дороже, чем у нас и в Белоруссии. На самом деле, в Польше очень многие товары первой необходимости дешевле, чем в Белоруссии в целом: продукты, бытовая техника и электроника, стройматериалы, автозапчасти и автоаксессуары, одежда, обувь, детские товары, бытовая химия, лекарства, косметика.

Если среди читателей найдутся скептики, которые в это не поверят, советуем им посетить белорусско-польскую границу, где обычно стоят огромные очереди белорусов, которые едут «на закупы» в Польшу. В то же время практически никто из поляков не ездит за покупками в Белоруссию.

В погоне за деньгами

Массовая эмиграция в Польшу, как видно, носит вполне объективный экономический характер. Люди предпочитают жить вдалеке от дома, но получать заработную плату в несколько раз больше; работать на низкоквалифицированных работах за 1000 долларов в месяц, чем учителем в глубинке за 200 долларов. Люди готовы за это стать поляками и с чувством петь польский гимн. Стоит ли их осуждать за это? Вопрос философский. Идеалисты скажут, что они предатели, лучше бы работали в родной стране и пытались её изменить к лучшему, но с появлением семьи и детей идеализм разбивается о бытовые проблемы и поиск максимального количества материальных благ, а здесь как раз приходит на помощь соседнее государство.

Проблемой, сопутствующей утечке мозгов, можно назвать и слабое национальное самосознание белорусов. Национальная идея не сформулирована, белорусский язык практически не используется.
Повсеместное использование русского языка закрепило в белорусах отчасти русское самосознание, но и оно никак не поддерживается: со школьной скамьи детям на русском языке объясняют, что они на самом деле никакие не русские, а белорусы. Путаница и никакой конкретики. В связи с этим белорусы гораздо быстрее ополячиваются, чем россияне.
Politrussia.com
Из-за трудовой миграции в Белоруссии все меньше трудоспособных амбициозных людей, способных стать залогом развития государства, а усиливающийся экономический кризис и сопутствующее ему недовольство народных масс при отсутствии современной стратегии развития могут использовать в своих целях прозападные и националистические политики для дестабилизации страны.

Для устранения миграционного кризиса и обеспечения политической стабильности в будущем белорусскому руководству необходимо срочно провести экономические реформы, создать благоприятные условия для ведения мелкого и среднего бизнеса, сделать госпредприятия открытыми для новаторских идей и инициатив. Наконец, стабилизировать законодательство в области бизнеса и создать условия получше для инвесторов.

Белорусская активная и инициативная молодежь обязательно должна чувствовать себя нужной на родине, чувствовать уверенность в завтрашнем дне и возможности для самореализации и достойной жизни на земле своих героических предков. Тогда Белоруссия будет всегда оставаться стабильным и процветающим государством.

Источник

Фото Politrussia

 


По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.