Встреча лидеров «нормандской четверки», о которой Россия, Германия, Франция и Украина пытаются договориться с середины лета, все-таки состоится в среду в Берлине. Поскольку работа помощников не дала результата, переговоры «в верхах», похоже, единственная, хотя и весьма призрачная возможность перезапустить буксующий в течение года «минский процесс».
Дмитрий Песков заявил, что, хотя о конкретных договоренностях из-за позиции Киева говорить пока не приходится, Владимир Путин все-таки согласился на встречу, чтобы «сверить часы».
Первой с инициативой встречи в «нормандском формате» на полях G20 в Китае выступила Украина. Это был шанс для Петра Порошенко напомнить о себе мировым лидерам, многие из которых уже начали забывать о вероломстве Кремля и всерьез задумываться об отмене антироссийских санкций. Москва сначала с энтузиазмом поддержала предложение Киева, однако быстро смекнула в чем дело. Под предлогом проникновения украинских диверсантов в Крымцелесообразность встречи с Порошенко в Китае была отвергнута.
Следующий шанс для «нормандского формата» появился в связи с готовившимся еще с весны 2016 года визитом Владимира Путина во Францию. Надо сказать, что из всех членов «четверки» Франсуа Олланд — единственный, кто до недавнего времени сносно относился к российскому президенту и по мере возможности старался поддерживать с ним неформальный диалог.
Однако бомбардировки сирийского Алеппо, а также начинающаяся во Франции президентская кампания, в которой карту «друга Путина» будет разыгрывать Николя Саркози, заставили Олланда сменить риторику и перейти в стан «недругов». После оскорбительных для Кремля высказываний французского лидера, визит Путина в Париж был отменен, а вместе с ним оказался под вопросом уже согласованный ужин «нормандской четверки» 19 октября в Берлине.
В Москве вновь завели песню о том, что президент поедет на переговоры, если для этого будет подготовлена необходимая «почва». «Если же договоренности на уровне помощников не будут достигнуты, то и встреча в нормандском формате на высшем уровне будет преждевременна», — вплоть до вчерашнего дня как мантру повторял Дмитрий Песков.
Встречи помощников лидеров «четверки» состоялись 15-16 октября в Минске. По некоторым данным, в одной из них также принимала участие помощник президента США Виктория Нуланд, однако в посольстве США не подтверждают эту информацию.
Как бы там ни было, вмешательство «вашингтонского обкома» к прогрессу не привело. Переговоры помощников оказались безрезультатными, согласовать позиции России и Украины, которые совершенно по-разному представляют себе «дорожную карту» реализации минских договоренностей, в очередной раз не удалось. Но поскольку остальные лидеры «четверки» продолжали настаивать на встрече «в верхах», Кремль был вынужден согласиться. В противном случае Россию могли обвинить в срыве переговорного процесса. «Прошел год. Мы едем, чтобы «сверить часы», — пояснил журналистам Дмитрий Песков.
При этом он подчеркнул, что позиция Москвы не изменилась: в Берлине Путин по-прежнему будет настаивать на безальтернативности минских договоренностей, в которых записано, что после прекращения огня должен начаться политический процесс — изменена Конституция, объявлена амнистия и проведены местные выборы в ДНР и ЛНР. Только после этого, считают в Кремле, можно будет приступить к выполнению последнего пункта соглашений, предусматривающего закрытие границы и восстановление контроля над ней с украинской стороны.
В Киеве с такой постановкой вопроса, естественно, не согласны. Там считают, что порядок действий, прописанный в «минских соглашениях», выгоден Путину. А Петра Порошенко заставили подписаться под ними в результате нечестной игры: когда «нормандская четверка» в 2014 году заседала в Минске, ополченцы по приказу Кремля убивали украинских солдат в «дебальцевском котле». Поэтому сейчас Киев хочет согласовать «дорожную карту», устанавливающую иной порядок реализации договоренностей.
«Прекращение огня, прекращение убийства украинских солдат и гражданских, вывод войск (что подразумевает закрытие границы — «МК»), потом — политический процесс», — обозначил последовательность желательных для Украины шагов во вторник Порошенко, отметив, что принятие такой «дорожной карты» поддерживают Украина, Франция и Германия. По его словам, три страны проведут отдельную встречу в Берлине перед началом «нормандского формата», чтобы скоординировать свои позиции и побудить Россию к содержательному диалогу.
Пару месяцев назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, будучи в Сочи, прозрачно намекнул, что Петр Порошенко готов искать компромиссы в вопросе урегулирования ситуации на юго-востоке Украины, но не может гарантировать реализацию уже достигнутых договоренностей. «Он мне звонил и сказал, что нельзя принять закон о статусе Донбасса и другой республики, поскольку у него нет большинства в Раде», — сообщил казахский лидер Владимиру Путину.
На Западе, судя по сдержанным заявлениям из Берлина и Парижа, по всей видимости, также считают, что пойти на компромисс в сложившейся ситуации должна Москва — в противном случае «минские соглашения» так и останутся не реализованными, а санкционный режим против России сохранится. ЕС уже послал недвусмысленный сигнал Кремлю, отказавшись поднимать вопрос об усилении санкций из-за ситуации в Сирии. Если на переговорах в Берлине удастся достичь хоть какого-то прогресса по Украине, у Европы в конце года появится реальный повод заявить о снятии или, как минимум, о смягчении установленных в 2014 году ограничений.
В Кремле это прекрасно понимают, поэтому встреча «нормандской четверки», от которой официально «никто ничего не ждет», на самом деле не так безнадежна, как кажется.
Фото АР