Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о продлении и расширении санкций в отношении физических и юридических лиц из Российской Федерации. Порошенко ввел в действие соответствующее решение Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) несмотря на то, что в последнее время все больше депутатов поднимали вопрос о восстановлении экономических связей с Россией.
Внефракционный депутат Верховной рады Яков Безбахв начале октября даже обещал инициировать обращение к президенту страны с просьбой начать процесс отмены санкций против РФ.
«Расширением санкций против России Порошенко лишь все глубже загоняет экономику собственной страны в тупик и кризис, перекрывая Украине возможности для развития и лишая народ работы, — прокомментировал введение новых санкций член комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк. — Если же Киев еще и решит ввести визовый режим с нашей страной, огромное число украинцев останутся без заработка и это может спровоцировать очередной бунт на Украине, только уже не заказной, майданный, а народный».
Железняк добавил, что «каждый очередной безответственный шаг Киева наносит удар по стремительно нищающему народу Украины». По его мнению, такая политика «Порошенко сотоварищи» во многом вызвана желанием следовать примеру, «угодить своим наставникам из ЕС и США» и русофобскими действиями заслужить очередной транш МВФ.
Кстати, «наставники» из Евросоюза вполне могут наступить на те же грабли, что и сами украинцы. 20−21 октября на саммите ЕС в Брюсселе будут обсуждать новые санкции против России в связи с ситуацией в Сирии. По предложению канцлера Германии Ангелы Меркель, ограничения могут затронуть сферу оборонно-промышленного комплекса и самолетостроения. Но если дойдет до этого, европейцы создадут огромные проблемы для собственного самолетостроения.
Как пишут «Известия», сегодня в мире только российская корпорация ВСПМО-АВИСМА изготавливает детали из титана, без которых невозможно строительство самолетов из углепластиковых композитных материалов. Эти детали используются в фюзеляже и в оперении современных машин, таких как «Боинг-787», «Дримлайнер», «Боинг-747−8», а также «Аэрбас А-350» и А-380. Поэтому зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа выразил сомнение, что потенциальные санкции не коснутся этих сфер, ведь европейцы себе не враги.
А вот украинские власти соображениями целесообразности не слишком-то руководствуются. И вводят санкции против России в ущерб себе. Эксперты неоднократно отмечали, что убытки для российской экономики от новых санкций будут минимальными, зато экономика «незалежной» почувствует на себе всю тяжесть еще и этого решения Порошенко.
Разрыв связей с Россией сказывается практически на всех отраслях экономики Украины. Но особенно заметно это в некогда мощной промышленной сфере, которая в 2015 году сократилась на 13,4%. К июню 2016 промпроизводство упало еще на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Напомним, что Украина ввела ограничительные меры против российских физических и юридических лиц еще в 2015 году. Изначально в санкционный список попали 388 человек и 105 компаний. Среди них оказались «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Аэрофлот», «Лаборатория Касперского», Банк Москвы и Газпромбанк, ОАО «Первый канал», ОАО «Телекомпания НТВ», телеканалы «РТР-Планета» и «Россия 24» и многие другие. 31 августа 2016 года правительство Украины расширило «черные списки», дополнительно включив в них 259 физических и 46 юридических лиц.
Этот список был учтен в решении СНБО от 16 сентября, который и ввел в действие Порошенко. Интересно, что конкретные имена и названия организаций, которые попали под ограничения, долгое время оставались неизвестны. Эксперт Института стран СНГ Денис Денисов не исключил, что это может объясняться банальными коррупционными схемами.
В комментарии «СП» он напомнил, что украинские санкции против РФ фактически не работали месяц, срок действия предыдущего указа президента истек, а новый документ не был подписан. «Некоторые эксперты на Украине предполагали, что подобный казус случился вследствие очередной коррупционной схемы Петра Порошенко, в рамках которой представители компаний, попавших под санкции, могли, заплатив взятку доверенным людям президента Украины исключить свою компанию из этого списка», — рассказал Денис Денисов.
В настоящий момент списки с компаниями и физлицами уже выложены на сайте президента Украины. В общей сложности в них 271 юридическое лицо и 682 физических лиц из России и других стран. Украинский политолог Александр Дудчак считает, что пострадают от этого, прежде всего, украинские предприятия, которые могли бы вести бизнес с попавшими под санкции российскими компаниями.
— Если бы Украина через СМИ не сообщила, что Порошенко расширил санкционный список, то российские физлица из него, наверное, и не узнали бы об этом.
Попытки «блокировать активы — временно ограничить права использования и распоряжения имуществом» или «остановить выполнение экономических и финансовых обязательств…», как сказано в указе Порошенко, в первую очередь и в очередной раз нанесут вред самой Украине. В список попали предприятия оборонного комплекса, приборостроения, машиностроения, финансовые и научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, авиакомпании, судоходные компании, и прочие.
— Что конкретно это означает для украинских предприятий?
— Сотрудничество между Украиной и Россией и так сведено к минимуму по инициативе исключительно украинской стороны. Если украинские предприятия поставляли в Россию комплектующие для юрлиц, попавших в список, то отказ от сотрудничества попросту остановит работу самих украинских предприятий — что и происходило в последние годы. И, как показала практика последних двух лет, новые рынки в Европе найти у них не получится. С другой стороны, Россия вполне успешно по многим направлениям реализует политику импортозамещения.
Если же речь идет о поставщиках продукции из России на Украину, то замена российских партнеров на азиатских или африканских приводит только к удорожанию конечной продукции. И это еще не самое страшное. Замена поставщиков в области атомной энергетики может привести и к экологическим проблемам на Украине.
Уход из Украины российских банков приведет к серьезным последствиям для всей финансовой системы Украины. А разрыв в научной сфере уже демонстрирует откровенную деградацию украинской науки.
Тем не менее, президент РФ Владимир Путин недавно в очередной раз напомнил, что Россия будет готова развернуть сотрудничество в сторону украинских предприятий, если соответствующий интерес будет проявлен со стороны Украины. Когда-нибудь такой интерес возникнет обязательно. Но не при нынешней киевской власти.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова Михаил Кривогузубежден, что никакие европейские рынки не смогут компенсировать потери, которые Украина сама провоцирует.
— Эти санкции больше действуют во вред Украине, чем России. Все же экономический потенциал РФ гораздо выше. И на многие промышленные и сельскохозяйственные продукты, которые ранее поставлялись из Украины, уже найдена альтернатива. Или будет найдена вскоре: за счет внутренних ресурсов, особенно в военно-промышленной сфере, и за счет импорта из тех стран, которые не ввели против нас санкции. Это, в частности, касается продовольственных товаров.
Можно отметить еще один немаловажный момент. Западные страны тоже вводят санкции, как против физических лиц, так и секторальные. Но они делают это избирательно, с учетом собственных интересов. Европа и США, к примеру, продолжают покупать у нас и газ, и ядерное топливо, и ракетные двигатели. Украина же просто бежит впереди паровоза и вводит эти санкции, не сообразуясь со своими экономическими интересами, а исключительно по политическим мотивам.
— Может, в Киеве надеются, что европейский рынок заменит Украине потерю российского, поэтому вводят такие масштабные санкции?
— Это очень сомнительные умозаключения. Не так давно я закончил большую статью, в которой проанализировал первые результаты имплементации Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной. Пришел к выводу, что экономическое положение Украины определяется вовсе не вступлением этого соглашения в силу, которое пока ей ничего не дало, и не торговлей с ЕС, а именно разрывом экономических связей с Россией.
Недавно сам Петр Порошенко признал, что разрыв экономических связей с Москвой стоил Украине 15 миллиардов долларов США. Причем, это не заимствования, которые надо отдавать, как кредиты МВФ, а реальные доходы, которые могли пополнить, но не пополнили украинский бюджет и питавшие экономику страны. Теперь Украина своими руками перекрывает этот источник, и никакая Европа этого не компенсирует.
Фото Global Look Press
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня