Атомный подводный крейсер Северного флота (СФ) «Смоленск» проекта 949А «Антей» успешно выполнил стрельбу крылатой ракетой «Гранит» по сложной береговой мишени. Об этом недавно сообщил «Интерфаксу»представитель СФ капитан 1 ранга Вадим Серга.
По его словам, 16 октября сверхзвуковая крылатая ракета П-700 комплекса «Гранит» была запущена атомоходом из подводного положения по мишени на острове Северный архипелага Новая Земля.
— В ходе выполнения плановых учебно-боевых задач экипаж атомного подводного ракетного крейсера под командованием капитана 1 ранга Анатолия Паликова проявил профессионализм и высокую морскую выучку, — отметил Серга.
С одной стороны, ничего удивительного в этой новости нет — стрельба производилась в рамках итоговой проверки Северного флота за 2016 год.
С другой — подводные корабли проекта 949А (трагически затонувшая субмарина К-141 «Курск» — лодка как раз этой серии) разрабатывались для борьбы с соединениями надводных кораблей противника, прежде всего — с авианосными ударными группами. За это они и получили название «убийцы авианосцев».
Как раз главным оружием таких АПРК и является ракетный комплекс «Гранит» с 24 тяжелыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 (12 спаренных пусковых установок), предназначенных для поражения надводных целей. Но о возможности применения ракет этого типа по наземным целям никогда официально не сообщалось.
Отметим, что стартовая масса ракеты 3М45 комплекса «Гранит» — 7 тонн. Она имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м. Может нести либо обычную боевую часть массой до 750 кг, либо специальную (ядерную) — мощностью до 500 кт. Дальность стрельбы по разным сведениям от 500 до 700 км по комбинированной траектории. Главное достоинство ракеты — высокая скорость и большая мощность БЧ. При залповом пуске П-700 могут формировать в полете управляемый ордер с автоматическим распределением целей в группе. На конечной стадии полета ракеты выполняют противозенитный маневр по заранее рассчитанной программе уклонения.
Чем объясняется нынешняя стрельба ПКР «Гранит» по береговой цели — ранее неизвестными характеристиками комплекса или обострением военно-политической обстановки?
В блогосфере уже появились язвительные комментарии отставных моряков, мол, Генштаб решил в очередной раз удивить и попугать НАТО, но чтобы не вышел конфуз — стрельба осуществлялась по далекому полигону на архипелаге Новая Земля, где оценить меткость и «сложность цели» могли лишь белые медведи…
Ракетный комплекс и ракета «Гранит» оптимизированы для стрельбы по морским целям. Поражение наземных целей — не типовая задача как для кораблей проекта 949А, так и для комплекса, тем более что стрелять по берегу ПКР — это довольно дорогое удовольствие, считает член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков.
— Головка самонаведения (ГСН) П-700 здесь уже не работает — она не способна выделить назначенную цель и навестись на земную поверхность. Поэтому стрельба ПКР «Гранит» по наземным целям, как правило, велась в автономном режиме с отключением ГСН, а наведение на цель осуществлялось за счет работы инерциальной системы ракеты.
Поэтому возможное отклонение при стрельбе на предельные дальности здесь может достигать чуть ли не несколько сотен метров. Масса боевой части ракеты — до 750 кг, и для стрельбы по площадным целям типа аэродрома ее можно использовать, но по точечным целям она малоэффективна. Даже при стрельбе по заданным целям требуется большой наряд оружия для поражения приличной площади.
— На ваш взгляд, такая стрельба — плановое учебно-тренировочное мероприятие?
— У ракет истекает гарантийный срок. Видимо, решили проверить и отработать такой способ действия. Честно говоря, я не помню, чтобы до этого в современной России проводились такие стрельбы. Да и вообще стрельба ракетами «Гранит» — редкое событие.
Я не исключаю, что ракету отстреляли по наземной цели по банальной причине — потому что ГСН конкретной ПКР была неисправна и восстановить ее уже не было возможности. То есть мог быть произведен отстрел неисправной ракеты с попутной отработкой режима стрельбы по наземным целям. Думаю, что это больше связано с этим, а не с тем, что главная задача нашего флота — повысить возможности всех средств для стрельбы по наземным целям. Все-таки для этого есть крылатые ракеты «Калибр», обеспечивающие в десятки раз более высокую точность попадания.
Однако замечу, что стрельба по наземным целям может быть оправдана только в одном случае — если на ракете стоит ЯБЧ. Вообще дальность стрельбы этой ракеты по наземной цели выше, чем по морской в силу особенности траектории — ей нет необходимости снижаться до малых высот, как это происходит при атаке надводной цели. Но надо понимать, что в таком случае ракеты будут весьма уязвимы для наземных комплексов ПВО-ПРО.
Советские противокорабельные крылатые ракеты генконструктора Владимира Челомея могли использоваться как в противокорабельном режиме, так и для стрельбы по береговым целям. Например, ПКР П-35 (П-6) могла стрелять по координатам и береговым целям при переключении бортовой системы управления в режим Б (береговой), говорит военный историк Александр Широкорад.
— РК «Гранит» и ракета П-700 имеют так называемый подводно-надводный или «мокрый» старт — даже на надводных кораблях. То есть ПУ комплекса перед запуском заполняется водой для снижения термических нагрузок и выравнивания давления. Причем комплекс позволяет действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета-один корабль» или так называемой «стаей» против целого ордера. То есть это высокоинтеллектуальная ракета, которая может ставить радиолокационные помехи, выбрасывать ложные цели, а также — классифицировать атакуемые цели по степени важности (в «стае» ПКР «обмениваются» информацией).
При этом надо понимать, что для стрельбы по береговым целям оптимально производить групповой пуск П-700: первая со спецзарядом ослепляет авианосную группу противника или противовоздушную оборону порта или города, а дальше уже атакуют остальные ракеты.
Лодки проекта 949А действительно не так часто стреляют, отмечает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— «Смоленск» вошел в состав ВМФ после очередного ремонта на «Звездочке» и восстановления технической готовности всех своих систем в самом начале 2014 года. Соответственно, проводился и ремонт комплекса вооружения.
— Возможно, что это время было использовано для продления ресурса ракет?
— Не исключено, что в ходе ремонта могла быть проведена ограниченная модернизация. В том числе — для повышения точности стрельбы по наземным целям. То, что ракетный комплекс обладает такой возможностью, в принципе не являлось секретом: на специализированных ресурсах даже приводилась траектория стрельбы (высотная) и дальность стрельбы — 700 км. Тем самым лодка в смысле выбора целей для стрельбы становится универсальной.
Другое дело, что учитывая сложность конструкции П-700 и что их уже не выпускают, тратить такие ракеты для стрельбы по наземным целям, на мой взгляд, — расточительство. Для таких целей есть более дешевые крылатые ракеты «Калибр» и другие носители. Тем более что поражение «Гранитом» береговых целей — это хотя и опционный режим РК, но далеко не приоритетный.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает, что учебная стрельба ПКР «Гранит» — это предупреждение Западу.
— Как известно, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который идет в Средиземное море к Сирии вместе с авианосцем «Адмирал Кузнецов», как раз вооружен сверхзвуковыми ракетами П‑700 «Гранит», укомплектованными только конвенционными боевыми частями. Имеет 20 пусковых установок (теоретически на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» также установлено 12 ПКР П-700, но техническая исправность боевого поста РК — под вопросом, данные разнятся). Кроме того, вместе с группой кораблей, направленных на боевую службу к САР, также должны идти подводные лодки — об этом просто никогда не сообщается по понятным причинам. В частности, не исключен поход и проекта 949А.
Таким образом, стрельба «Смоленска», на мой взгляд, напрямую связана с Сирией и является прозрачным намеком на то, что практически все носители при необходимости могут отстреляться по наземным целям. У нашего флота еще с советских времен сложился противоавианосный уклон, а сейчас, видимо, пришло понимание, что надо быть более универсальными — как американцы.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий, капитан 2-го ранга запаса Максим Шеповаленко также полагает, что стрельба «Смоленска» ПКР по наземной цели — не рядовое событие.
— Учитывая, что пресс-служба Минобороны решила акцентировать внимание на этой новости в период обострения отношений РФ и Запада, можно предположить следующее. Во-первых, ракета могла быть каким-то образом доработана для поражения определенной категории береговых целей. Во-вторых, такая учебная стрельба — очевидный намек нашим «партнерам». Но не думаю, что он привязан к Сирии. С трудом представляю себе, чтобы на боевую службу в «средиземку» пошел проект 949А — это не район предназначения таких лодок. Думаю, что намек укладывается в общий контекст противостояния с НАТО.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).