На минувшей неделе «Файненшнл таймс» опубликовала очередной обзор-призыв к российскому олигархату сменить, наконец, власть.
Ну и так далее.
Что стоит отметить: данные призывы в западной прессе, чаще всего в британской, появляются регулярно примерно уже лет пять. Иногда они частят, иногда затихают на пару месяцев, но посыл всегда один и тот же.
Российские олигархи страдают от путинской политики, поэтому они должны наконец воспользоваться своими связями и мощным ударом стряхнуть всю эту вертикаль.
Чтобы не быть голословным — вот текст из середины 2014-го года, опубликован в ультра-консервативном, «маккейновском» издании American Thinker:
«Российский олигарх — один из самых наглых, самовлюбленных и несимпатичных типов миллиардера в истории. Их волнуют исключительно их яхты, их самолеты и их любовницы — фигуристые блондинки-шопоголички, которых они держат в своих дорогих квартирах (…) Именно поэтому санкции сработают, если Обама и его европейские коллеги продолжат осложнять жизнь российским плейбоям-олигархам — скажем, блокируют их кредитные карты и не позволят их частным самолетам садиться в западных аэропортах.
Главное, чтобы президент и европейские лидеры не прекращали повторять русским — публично и в открытую, — что все это закончится, как только Владимир Путин навсегда покинет Кремль».
То есть, что мы видим. Прошло два с половиной года. И международная деловая газета со штаб-квартирой в Лондоне, японским владельцем и увесистой репутацией пишет совершенно то же, что писал отважный боевой листок, выходящий в американской глубинке. Понимание не углубилось ни на сантиметр, схема спасения мира от России — тоже.
Почему понимание так и не вызрело — понятно. Мы уже писали о том, что в начале-середине 90-х, на волне эйфории от «конца истории», в тех же США просто свернули многочисленные «институты изучения России», да и внешнего мира вообще. Зачем его, этот мир, изучать, если скоро всюду будет либеральная демократия и вечное сияние незамутнённой фукуямы. В результате весь двадцать первый век, грубо говоря, стал для «мыслящего класса» Запада сюрпризом. Мы не исключение.
Но тут есть ещё один нюанс, который относится уже строго к нам — вернее, к пониманию нас этим самым Западом.
Почему из раза в раз спасать мир от Путина они призывают именно олигархов? Не каких-нибудь «руководителей силовых структур, имеющих влияние», не «глав субъектов, тяготящихся диктатом Кремля»?
У меня есть версия, уважаемые читатели.
Потому что олигархи — единственная категория загадочных русских, к которой, по мнению западного истеблишмента, нормально приросли «рычаги влияния». Потому что это единственная понятная, близкая, живущая в Лондоне и прирученная разновидность русских.
Категория, в которой есть что-то правильное: они правильно понимают, где надо жить, в каких школах учить своих детей и где хранить капиталы. Олигархи — «незагадочные русские».
Это единственная известная на Западе категория россиян, ведущая себя так, как положено вести себя туземным набобам из колониальной традиции: особняки, красотки, тигровые джип-лимузины с вертикальным взлётом, яхты в бухте Порто-Черво, баскетбольные команды и нескрываемая готовность интегрироваться.
И магия этого «соответствия образу» такова, что интеллектуальный цвет западной политики никак не желает понять, насколько нулевым является реальный политический вес российского олигархата в самой России.
А теперь — самое интересное.
Западный истеблишмент не так уж и виноват в своей слепоте. Его просто надули — не специально, но так вышло. Наша страна за последние десятилетия как-то стихийно выслала на Запад ровно тех самых граждан, которые подходят под определение «покорённых туземцев».
Если исключить малозаметных на медийном фоне учёных/программистов, — то из России была экспортирована не самая модернизированная и окультуренная, а напротив, наименее окультуренная и наиболее дикая часть населения.
К олигархату это относится в первую очередь — потому что в 1990-е захапывание начальных капиталов было вопросом в первую очередь не культуры, традиции и интеллекта, а всепобеждающего первобытного инстинкта (собственно, именно потому среди крупнейших отечественных приватизаторов столько граждан, не потерявших ещё связей с архаичными родоплеменными объединениями).
То есть на Западе осели в заметных количествах лица, как раз минимально связанные с Россией социально, культурно и мировоззренчески. Все эти «русские модели», «сыновья русских бизнесменов» и «русские мафиози», а также покрывающая их обслуга — действительно, по-настоящему вписываются в схему «саудовский принц со своим гаремом».
Штука вся в том (и этого никак не может понять привыкший к «колониальным схемам» истеблишмент, пытающийся поднять олигархов на борьбу с Кремлём), что их переезд из России в северную Атлантику — это было именно бегство. Отступление из чуждой им цивилизации, как бы оно ни было оформлено и сколько бы ни было попутно вывезено.
И сбежали они именно потому, что сами отлично понимают, насколько это отдельные в России сущности — власть и деньги. И какая из этих сущностей в России первична, а какая — пыль на ветру. И насколько чужда им та действительная русская иерархия, где по-настоящему принимаются решения, насколько они в неё «не вписались».
То есть Россия довольно сильно обманула Запад, подсунув ему под видом своих передовых представителей — отсталых любителей бус.
…К сказанному остаётся добавить одно соображение. Чтобы понять этот Большой Русский Обман, западному истеблишменту необходимо принять к сведению факт наличия в России собственной, отличной от западной, но вполне дееспособной цивилизационной модели.
Но принять этот факт — значит внутренне признать иллюзорность глобальной победы, одержанной в Холодной войне. Ибо согласно неписанной, но хорошо ощутимой официальной идеологии — нет никаких «разных цивилизаций», а есть одна цивилизация и есть сопротивляющиеся ей национальные традиции.
А поскольку любая концепция в первую очередь ищет подтверждения себя, а не опровержения — то и «изучатели России» упорно продолжают видеть в ней аналог Бразилии с Индонезией.
И возлагать на богатых мигрантов из России совершенно неоправданные надежды.